Category: происшествия

Category was added automatically. Read all entries about "происшествия".

Радоница

Автор: протоиерей Александр Шаргунов

Христос воскресе! Пасха Христова возвещает не просто победу над так называемой естественной смертью. Ибо по самой сути своей человек определяется тем, какие у него отношения с Богом, образом Которого он является. Оттого что отношения с Богом могут быть ложными и отношения с людьми ― разрушительными, мы можем свидетельствовать также, что бывает жизнь, которую на самом деле невозможно назвать жизнью, но выражением смерти. Человечеству известен этот печальный опыт: есть дела и люди, которые сеют повсюду смерть. И мы сами порой ощущаем в своем сердце прикосновение смерти. «Не любящий брата своего пребывает в смерти», ― говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 14). Некоторые наши поступки ― уже смерть. И в то же время мы дерзаем утверждать, что если мы со Христом, наша смерть ― уже не впереди, а позади нас. Разумеется, наша жизнь протекает в тех же условиях, среди тех же трудов и скорбей, что и у всех людей. И мы все тоже однажды умрем. Сам Христос прошел через смерть, хотя Он ― Сын Божий. Но пасхальная вера дает нам уверенность, что наша смерть не сможет разрушить жизнь, которая уже теперь по дару Христа, по дару Духа Святого присутствует в нас. Рядом с Марфой и Марией было множество людей, которые видели то же, что и они, то же чудо воскрешения четверодневного Лазаря. Но это не привело их к вере, потому что сердца их были мертвы. Более того, с этого момента они стали искать, как умертвить Христа. Они видели, не веря, ― чудо Божие не привело их ни к чему. Марфа же уверовала, не видя, ― и родилась для истинной жизни. «Верующий в Меня, ― говорит Христос, ― даже если умрет, оживет».

Collapse )

«Не плачь, мне хорошо». Радоница

Автор: протоиерей Александр Шаргунов

Христос воскресе! При отпевании блаженного епископа Иоанна (Максимовича), нашего современника, литургийного чудотворца, было у всех ощущение пасхальной радости, и такое, мы знаем, бывает нередко, и не только с великими праведниками. Одна прихожанка, старая бабушка, рассказывала, как убили ее мужа в Великую Отечественную войну: она увидела его во сне, среди страшного взрыва (всё потом подтвердилось), и он сказал: «Не плачь, мне хорошо». Молодой мужчина рассказывал о своей дочери, маленькой девочке, которую сбила на улице машина: ужас охватил его, когда ее увезли на «скорой» в больницу, но потом вдруг все заполнила благодатная уверенность, что все с ней хорошо. Он уже не думал, что она в реанимации — вместо этого наступила легкость и ясное чувство, что его дочь уже в блаженном покое будущей жизни с Господом. Священнику во время отпевания часто приходится слышать подобные свидетельства. К сожалению, не всегда подобные: иногда человек исчезает, как будто проваливается в пустоту, а особенно — когда вся жизнь без Бога, без Церкви, а в храм плачущие родственники привозят только мертвое тело. Но бывает благодатная уверенность, когда становится очевидным, что смерть — не закрытая дверь, но дверь, ведущая в жизнь, бесконечно более прекрасную, чем мы можем представить здесь. И не нужно ничего представлять, потому что это дается здесь и сейчас, и мы начинаем понимать, почему апостол Павел говорит: «Имею желание разрешиться и быть с Господом, ибо смерть для него — приобретение», и почему священномученик иеромонах Василий, убиенный в Оптиной в пасхальную ночь, за восемь лет до этого, когда ему впервые открылась реальность Воскресения, как свидетельствуют его близкие друзья, говорил, как будто молился: «Хорошо умереть на Пасху!»

Collapse )

Первое и последнее слово. Слово в Светлый понедельник

Автор: Протоиерей Александр Шаргунов

Христос стал посреди учеников и сказал: «Мир вам». Тот, Кто поставил Себя в этот день посреди Своих учеников, занял центральное место в мире, взойдя на престол, по праву принадлежащий Ему. В сердце человеческой истории. Для всех людей, всех народов и всех времен, для всей земли, для мира видимого и невидимого, Господь пожелал этого мира, принес его и дал его. В этот день Господь распятый и воскресший со властью занял место посреди всего человеческого рода, который то пляшет от радости, то печалится до смерти, посреди глупости и мудрости, посреди тех, кто слишком уверен в себе и кто слишком боязлив, посреди верующих и неверующих, потому что Он Господь всяческих. Посреди всех болезней и природных катастроф, всех войн и революций, договоров о перемирии и разрывов их, посреди всех наших достижений и застоев, и упадка, посреди всего человеческого несчастья невинного или заслуженного, Он явил Себя и открыл Себя, как Тот, Кто был, Кто есть и Кто будет: «Мир вам; показал руки и ребра Свои». Посреди стольких трав, и очень сорных трав, это зерно было посеяно в этот день, и созрело, обещая великую жатву. Collapse )

Воскрес Исус из гроба, якоже прорече

Автор: протоиерей Александр Шаргунов

Христос воскресе! «Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече». Воскрес Господь, и гроб не мог удержать Его, не могли помешать Ему воины, поставленные у гроба. Якоже прорече, воскрес. То, что сказал Господь, исполнилось. И все, что Он сказал, исполнится. Рано радовались враги, зря они ликовали вчера, и напрасно ликуют сегодня. Все уже навсегда победил Господь. И смысл человеческой жизни заключается только в том, чтобы войти в радость Господа своего, в Его вечную победу. Господь воскрес. Тот, Кого видели мертвым, Тот, Кто был заключен в запечатанном гробе, являет нетленную жизнь. Он Источник жизни, Победитель смерти и открывает путь воскресения для всего человеческого рода. И есть некоторые в роде человеческом, кому дано приобщиться этой победе уже сейчас. Господь избрал нас, чтобы мы жили этой тайной. Среди умножения беззакония в мире, где охладевает любовь, оскудевает вера и погибает надежда, мы призваны видеть всегда присутствие Христа воскресшего.

Collapse )

Живой между мертвыми

Автор: протоиерей Андрей Ткачев

Ангелы, заговорившие с мироносицами у пустого гроба, где лежало тело Исусово, задали женщинам простой вопрос: Что ищете Живого между мертвыми? Его здесь нет. Он воскрес (см.: Лк. 24: 5–6). Казалось бы, все ясно. Но вопрос задан так, словно женщины стояли на кладбище среди могил и искали дорогое сердцу захоронение. Что ищете живого между мертвыми? ― так можно, действительно, тогда спросить их. Но дело было совершенно иначе. Это было зеленое, цветущее место ― виноградник, сад. И в саду находился гроб, высеченный в камне, в котором никто никогда не был положен (ср.: Ин. 19: 41). Так исполнилось пророчество Исаии, сказавшего о Мессии: Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого (Ис. 53: 9). И поскольку Христос – новый Адам, глава нового, спасенного человечества, то увидеть Его подобало вначале женским глазам. Так и первого Адама среди райского сада увидали глаза жены-супруги. Евангелие во всех значительных событиях зеркально отображает чудесные события древней истории, изложенные в книге Бытия. Итак, нет никаких мертвых кругом. Есть красота сада и женщины, ищущие тело Нового Адама. В этих условиях вопрос Ангелов приобретает особый смысл. Что ищете Живого между мертвыми? В подлинном смысле слова, Христос ― единственный Живой во вселенной мертвецов, в том числе и нас с вами. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает. Смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6: 9). Поэтому Христос в мире людей ― это и есть «Живой между мертвыми».
Collapse )

Первый и Последний

Автор: протоиерей Андрей Ткачев

Его Рождение возвещено пением с неба и торжеством бесплотных Сил. Его голос заставил каменную могилу отдать похищенное тело Лазаря. Его стопы не разделяли море, как при выходе из Египта, но заставляли воду твердеть и служить наподобие пола или земли. Кто не узнал в этих чертах Благословенного Сына Божия, пришедшего во плоти? А ведь сказанное — лишь капля дел Его, и если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25). Он кормит среди пустыни множество слушателей Своего учения умножившимися хлебами и рыбой, и мы узнаём в Нём Того, кто даёт семя сеющему и хлеб в пищу (2 Кор. 9, 10), Того, Кто в пятый день творения повелел водам произвести рыбу и наполниться ею. Демоны бегают, вода на браке по Его велению изменяется в вино вкусное и веселящее сердце, и кровь перестаёт течь из обессиленного женского тела. О мёртвой отроковице Он говорит: «Она спит», — а носимому на погребение юноше: «Тебе говорю: встань», — и оба вновь открывают крепко закрытые смертью очи. Видящих и слышащих Его Он называет блаженными, обещает в три дня восставить Храм, который сорок шесть лет поднимался из уничижения (Ин. 2, 20), и Авраама называет бывшим после Себя (Ин. 8, 58).Collapse )

Пасха — избавление скорби

Автор: Протоиерей Александр Шаргунов

Христос воскресе! Снова и снова встречаем мы друг друга этой радостной вестью. Снова и снова, и без конца мы хотим слышать ее. Громким радостным криком мы приветствуем в наших храмах друг друга и весь мир. Мир, как и мы, нуждается в этой радости больше всего. Но реальность Воскресения Христова не очевидна для мира, как она очевидна для нас. Свирепеющая смерть все неистовее торжествует над родом человеческим. Среди войн и среди мира, среди голода и среди сытости, среди страшных болезней и среди цветущего здоровья. Не защитит от смерти тех, кого мы любим, никакая Пасха Христова. И наша собственная смерть еще ближе подошла сегодня к нам. Однако мы не в силах сдержать нашей радости. По всей земле и на небе, на всех языках человеческих и ангельских гремит ликование в сей день Господень. Представьте, если бы снова вернулись к нам все наши умершие дорогие и близкие. Но сегодняшняя радость не о таком воскресении, как это было с Лазарем или сыном вдовы Наинской. Это не возвращение к прежней жизни, которая продлевается на несколько лет, как если бы они не умирали. Здесь все совершенно другое. Эту радость невозможно выразить, ее нелегко передать другим, потому что она превосходит всякое знание и всякое переживание, известное человеку. Это воскресение с «телом духовным», как говорит Писание, — с тем же самым телом, которое имеет каждый человек, являющим реальность человеческой личности, но преображенным присутствием в этом теле Духа Святого. Так что каждая человеческая личность раскрывается в воскресшем Христе в своей единственной и неповторимой — пасхальной — красоте. Тайну Воскресения Христова невозможно постигнуть совне, она раскрывается внутри нас. Внутри нас горит небесный огонь, и внутри нас — крестная радость правды заповедей Христовых. Пусть земная жизнь по-прежнему запечатлена смертью. Но само время отныне заполняется новым смыслом. И в самом именовании дней нам дается сугубое присутствие Пасхи — в каждом воскресном дне. Христос воскрес из мертвых, и Его Воскресение действует в наших смертных телах. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1 Кор. 6, 19) Это значит, что Живой воскресший Христос живет в нашей жизни. И только по мере того как мы стараемся жить по правде Божией, укрепляемые Таинством Тела и Крови Христовых, узнаем мы то, о чем говорит апостол: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Христос воскресший живет во мне, и Он побеждает мою смерть, когда я приношу Ему покаяние в своих грехах. И Он явится победителем моей смерти в час моего исхода отсюда, и в день всеобщего воскресения. Отныне вся история человечества, вся наша жизнь и вся наша смерть воспринимаются совершенно по-новому. И только тот, кто стремится жить реальностью Пасхи в каждодневной жизни, может не по имени одному называться христианином. Только он может свидетельствовать о победе Божией ради всех, кому надлежит умереть. Пусть зло торжествует, и Церковь возводится на крест, и умерщвляется жизнь. Христос воскрес из мертвых, и никакие скорби, как бы ни были они велики, не могут омрачить радости, происходящей от Воскресения Христова. Пасха — такое избавление скорби, что «по мере того, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1: 5).

Светлое Христово Воскресение. Пасха. Евангелие о Победителе смерти



Автор: Святитель Николай (Велимирович)

Продрогшие собираются вокруг огня; алчущие собираются вокруг трапезы; измученные долгою ночною тьмой радуются восходу солнца; изнуренные тягчайшею борьбой ликуют при неожиданной победе. О воскресший Господи, как Ты воскресением Своим для всех стал всем! О пребогатый Царю, как Ты одним Своим даром наполнил все пустые руки, воздетые к небу! Радуется небо, радуется и земля. Радуется небо, как радуется мать, питающая своих алчущих чад; радуется земля, как радуются чада, принимающие пищу из рук своей матери. Победа Христова есть единственная победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного и до последнего. Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет людей. Когда один царь земной одержит победу над другим царем, один из них радуется, а другой скорбит. Когда человек победит своего соседа, то под одною крышей – песня, а под другою – плач. Но нет на земле победной радости, что не отравлена злорадством: обычный победитель земной радуется сколько своему смеху, столько и слезам побежденного противника. Он и сам не замечает, как злоба наполовину разбавляет его радость. О братия, какою же краткою радостью бывает злорадство! О, какою ядовитою пищей веселью является злоба! Когда король Стефан Дечанский победил короля болгарского, он не хотел ни вторгаться в болгарские земли, ни порабощать болгарский народ, но с поля битвы направился в уединенную келию, чтобы поститься и молиться Богу. Сей победитель благороднее оного; однако и эта победа, как и всякая человеческая победа, не лишена своего жала для побежденных. И самая благородная человеческая победа подобна некоему солнцу, которое одною половиной испускало бы светлые, а другою – темные лучи. Только Христова победа – как солнце, изливающее светлые лучи на всех тех, кто стоит под ним. Только Христова победа исполняет все сердца человеческие полнотою радости. Только она – победа, в коей нет злорадства и злобы. «Таинственная победа», – скажете вы? Да, но в то же время – явленная всему роду человеческому, живому и умершему. «Великодушная победа», – скажете вы? Да, и более того. Разве мать не более чем великодушна, если она не только один или два раза защитила чад своих от змия, но, дабы навеки спасти их, храбро пошла в самое логово змия и попалила его огнем? «Исцеляющая победа», – скажете вы? Да, исцеляющая и спасающая на веки веков. Сия беззлобная победа спасает людей от всех зол и делает их бессмертными – делает их бессмертными и безгрешными. Ибо бессмертие без безгрешности означало бы только продление века злу, продление века злорадству и злобе. А бессмертие вкупе с безгрешностью рождает неомраченную радость и делает людей братиями пресветлых Ангелов Божиих.

Collapse )