Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Священномученик Тимофей Ульянов

Священномученик Ульянов Тимофей Константинович (1900‒1940) родился 3 мая 1900 года в селе Трубинке Воронежской губернии в семье крестьянина. Три года проучился в сельской школе. В 1917 году он начал служить на родине в церкви псаломщиком. В 1931 году переехал в Подольский район Московской области. Через год был рукоположен сначала во диакона, а затем во священника к Вознесенской церкви в селе Сатине-Русском Подольского района Московской области. Тяжелое материальное положение понуждало его перейти на служение в другой приход. Но председатель церковного совета Вознесенской церкви убедительно просил его не уходить и после некоторых колебаний отец Тимофей остался на этом приходе. 26 ноября 1937 года был арестован Подольским районным отделением НКВД и заключен в тюрьму в городе Серпухове. На следующий день состоялся допрос. Поинтересовавшись у отца Тимофея, с кем из священнослужителей района он поддерживает связь, и о чем у них бывает разговор при встречах, следователь спросил: «С кем вы поддерживали связь в Подольском районе до ареста?» ― «Являясь священником церкви в селе Сатино-Русское, я, помимо этого прихода, обслуживал климовский приход, выполняя отдельные требы». ― «Объясните, последователем какой ориентации вы были ко дню вашего ареста?» ― «Ко дню моего ареста я являлся последователем тихоновской ориентации». На этом допросы были закончены. В тот же день в качестве свидетеля был допрошен председатель колхоза села Сатино-Русское. Следователь попросил его рассказать о влиянии священника на колхоз. Collapse )

Преподобный Александр Куштский, игумен Вологодский

В миру носил имя Алексей, родился около 1371 года в Вологде. Он был пострижен в Спасо-Каменном монастыре игуменом Дионисием Святогорцем, который ввел в обители Афонский устав. Здесь преподобный Александр прошел все виды послушания и строгого поста и был удостоен сана иеромонаха. Постоянно пребывал он в труде и молитве. Братия смотрела на него как на Ангела Божия, и это тяготило преподобного Александра. Тайно ночью он оставил монастырь и пришел на реку Сянжему, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил себе келлию и проводил жизнь в молитве и крайнем воздержании. Но мало-помалу к нему стали приходить люди. Преподобный Александр ушел из этого места на берег Кубенского озера, на устье речки Кушты. Здесь в это время жил преподобный Евфимий Сянжемский († ок. 1465). Святой Александр предложил ему обменяться келлиями. Святой Евфимий согласился и при прощании оставил на благословение преподобному Александру свой крест. Тихая пустынь очень полюбилась преподобному Александру. Подойдя к озеру, он погрузил крест в воду и молил Господа, чтобы он собрал здесь ревнителей крестного пути. Спустя некоторое время к преподобному Александру пришел один старец, с которым он прожил 5 лет. Когда пришел третий брат, преподобный Александр решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой отправился в Ростов к архиепископу Дионисию (1418‒1425) своему бывшему игумену, который благословил устроение храма. Однажды, когда в отсутствие Заозерского князя Димитрия Васильевича на его отчину напали татары, пятеро из них прискакали в Куштский монастырь. Преподобный Александр спокойно встретил их и осенил крестом. Татары пали, как мертвые, и пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный Александр не пробудил их от оцепенения Именем Живоначальной Троицы. Collapse )

Россия

Автор: святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

День памяти святых, в земле Российской просиявших, указывает нам на то духовное небо, под которым создавалась и жила земля Русская. До святого князя Владимира на Русской земле жили языческие разрозненные, друг с другом враждовавшие племена. Святой князь Владимир принес им новую веру, новое сознание, смысл жизни, новое внутреннее, душевное состояние, дал им новый, всех объединяющий дух жизни, и так образовался единый народ. Само существование русского народа связано с зарождением в нем духовной жизни, с усвоением основ христианского мировоззрения: бессмысленно искать смысл и цель жизни в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить Божественную, благодатную, вечную жизнь, а тогда устроится и эта временная, земная: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф 6, 33). Вера, Православная Церковь объединила разрозненные племена в один народ, и самым существенным свойством русских людей стала вера в Царство Божие, искание его, искание правды. Ради Царства Божия, ради причастности ему, ради молитвы русские подвижники уходили от мирской суеты в леса, на не обитаемые острова. Они искали только Царствия Божия, ничего не хотели создавать и строить, уходили от людей, но люди шли за ними ради Царствия Божия, бывшего на тех островах и лесах вокруг праведников, и так вырастали лавры и обители. Искание правды — основная нить жизни русского народа, и не случайно, что первый писаный свод законов, который должен был упорядочить жизнь, назван был «Русской Правдой». Но о небе, о Царстве Божием, думали не только те, кто уходил от мира и людей, все верующие русские люди понимали смысл жизни. Все, кто подлинно строил Россию как государство, живя в миру и исполняя свои обязанности, также почитали самым главным быть верными Божественному Царству и Божественной Правде.

Collapse )

Преподобные отцы, во Святой Горе Афонской просиявшие

Ага­пий Ва­то­пед­ский (Афон­ский), прп.: †?; Март 1
Ага­фан­гел Ес­фиг­мен­ский, прмч.: †1819; Ап. 19; Окт. 29
Ака­кий Но­вый, Кав­со­ка­ли­вит (сжи­га­тель ка­лив – ша­ла­шей), прп.: †1730; Ап. 12
Ака­кий Но­вый, Сяр­ский, Афон­ский, прмч.: †1816; М. 1
Ан­то­ний Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Ан­то­ний Пе­чер­ский, ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах: †1073; Ил. 10; С. 2 || Пе­чер.; Пе­чер., ближ.
Ар­се­ний Ко­нев­ский, прп.: †1447; Июнь 12 || Ка­рел.; Новг.; Пе­терб.
Ар­се­ний I Серб­ский, ар­хи­еп.: †1266; Окт. 28 || Серб.
Афа­на­сий Афон­ский, игу­мен: †1000; Ил. 5 || Всех прп.
Афа­на­сий I Кон­стан­ти­но­поль­ский, пат­ри­арх: †1311; Окт. 24
Афа­на­сий III Па­те­ла­рий, Кон­стан­ти­но­поль­ский, Лу­бен­ский, пат­ри­арх: †1654; М. 2
Вар­со­но­фий Зо­граф­ский (Афон­ский), прмч.: †1276 (1280); С. 22; Окт. 10
Ва­си­лий Со­лун­ский (Фес­са­ло­ни­кий­ский), ар­хи­еп., исп.: †ок. 870; Ф. 1
Гав­ри­ил Свя­то­го­рец, Ивер­ский (Афон­ский), прп.: †X; М. 13; Ил. 12
Ге­де­он Ка­ра­калль­ский, Афон­ский, прмч.: †1818; Д. 30
Ген­на­дий Ва­то­пед­ский (Афон­ский), до­хи­ар (эко­ном), прп.: †?; Н. 17
Collapse )

Священномученик Валентин Белов, пресвитер



Священномученик Валентин Михайлович Белов (1891‒1918), священник Троицкого храма Ашапского завода Осинского уезда Пермской губернии, родился в 1891 году в семье диакона. Поступил в Пермское духовное училище, но с третьего класса перешел учиться в 1-е Усовское двухклассное училище, которое окончил в 1907 году, и в 1909 году был назначен псаломщиком к Покровской церкви в селе Поташка Красноуфимского уезда Пермской губернии, одновременно он состоял законоучителем Черкасовского начального училища. Выдержал экзамен на диакона и 21 октября 1914 года был рукоположен во диакона епископом Пермским Андроником (Никольским), определен к тому же храму. В 1915 году духовенство округа избрало его на должность руководителя певческих курсов. С 1910 по 1915 год был регентом в Покровской церкви. 1 января 1917 года был переведен к Пермскому Преображенскому собору и служил на архиерейских службах иподиаконом. 9 декабря 1918 года был определен священником в Троицкий храм Ашапского завода Осинского уезда, рукоположен и 17 декабря того же года отправлен туда служить. В декабре 1918 года был изрублен шашками и расстрелян большевиками. В августе 2000 года на Архиерейском Соборе священник Валентин Белов был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания. Поскольку день кончины неизвестен, его память празднуется 7 июня, в день памяти первого мученика-архиерея Пермской епархии Андроника (Никольского).

Пименовская икона Божией Матери

Иконографический тип — Богородица Одигитрия-Перивлепта (греч. Περίβλεπτα — Обращающая взоры, восхитительная, прекрасная, вызывающая удивление; кругом (всюду) видная, известная, славная, известная, прославленная, замечательная). В искусстве Византии Перивлепта — тип изображения Богоматери близкий Одигитрии, со слегка склоненным ликом Матери к Младенцу Христу, что придает образу менее строгий характер (ср. Елеуса; Умиление). Согласно преданию, такое название дал подобной иконе византийский император Роман III Аргир (1028‒1034). В юго-западной части Константинополя находился монастырь, получивший от такой иконы название «Перивлептский». Церкви Богоматери Перивлепты с фресками эпохи Палеологовского Ренессанса (конец XIV ‒ начало XV в.) находятся в Мистре (Южная Греция) и в Охриде. В древнерусском искусстве типу Перивлепты близки иконы Богоматери Тихвинской и Богоматери Торопецкой. В Пименовской иконе искусствоведами отмечаются черты, свойственные балканскому искусству. Первоначальный фон —ярко-желтой охры. На оборотной стороне изображение Благовещения. Название иконы происходит от имени митрополита Пимена, который в 1381 году привёз её из Царьграда в Москву. Образ прославился чудесами излечения больных, помазанных миром, которое истекло из иконы во время совершённого перед ней молебна в доме купца Тотрумова. После революции, в 1918 году, Пименовская икона Пресвятой Богородицы попала в Государственный Исторический музей. По преданию, икона привезена из Константинополя митрополитом Пименом. Митрополит возвращался из Константинополя дважды (во время третьей поездки умирает в Халкидоне), поэтому в описаниях иконы две предположительные даты привезения — 1381 или 1386 г. Находилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, не ранее второй половины XVI в. перенесена в Благовещенский собор, до 1918 г. находилась в Мироваренной палате Кремля, раскрыта в 1918 г., после раскрытия находилась в Государственном Историческом музее, откуда в 1930 г. передана в Третьяковскую галерею.

Священномученик Николай Рюриков

Священномученик Николай Владимирович Рюриков (1884‒1943) родился 5 апреля 1884 года в селе Оселок Макарьевского уезда Нижегородской губернии (ныне село Красный Оселок Лысковского района Нижегородской области) в семье священника Владимира Рюрикова, служившего в Никольской церкви в этом селе. В 1905 году окончил по первому разряду Нижегородскую духовную семинарию и был направлен законоучителем в церковноприходскую школу в родное село. В 19061907 годах преподавал в церковноприходской школе в селе Ляпуны того же уезда, с 1907 по 1908 год – в Богоявленской церковноприходской школе в селе Павлово Горбатовского уезда, а с 1908 по 1910 год – в Преображенской церковноприходской школе в Нижнем Новгороде. В сентябре 1910 года был рукоположен во священника епископом Нижегородским Иоакимом (Левицким) и определен к Макарьевскому женскому монастырю. 22 октября 1910 года переведен служить в Троицкий собор в городе Горбатове и с 1911 года назначен заведующим и законоучителем Горбатовской церковноприходской школы. С 1915 года стал членом Горбатовского отделения Епархиального училищного совета. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея. После начала гонений, будучи в близких отношениях с епископом Макарьевским, викарием Нижегородской епархии Александром (Щукиным), отец Николай попытался было перевести на другой приход сотрудничавших с властями «собратьев», но за них вступились поддерживающие их враги внешние: в 1927 году сотрудники Нижегородского ОГПУ стали собирать сведения об отце Николае, о его проповедях и частных беседах и в конце концов арестовали его. Collapse )

Священномученик Михаил Вотяков

Священномученик Михаил Тимофеевич Вотяков (1881‒1931) родился 5 ноября 1881 года в деревне Вотяково Чистопольского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. В 1899 году окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о знании и праве преподавания хорового пения. В 1899-1901 и в 1903 годах прослушал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 году выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном училище, в 1903 году ― экзамен на псаломщика и в том же году поступил псаломщиком в храм святителя Николая в селе Жукотино Чистопольского уезда. 10 декабря 1906 года был рукоположен во диакона ко Входо-Иерусалимской церкви Богородице-Сергиевского Черемисского женского монастыря в Царевококшайске. Все это время он состоял в должности учителя в различных церковноприходских школах и в школе Министерства народного просвещения. В 1911 году выдержал испытание на получение сана священника и в 1914 году был рукоположен во священника к Покровскому храму в селе Кумья Козмодемьянского уезда. В 1917 году староста храма с некоторыми своими единомышленниками обвинил его в вымогательстве денег за требы и в небрежном исполнении обязанностей священника. Управляющий Казанской епархией епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) назначил расследование; оно не подтвердило обвинений, возводимых на пастыря, однако крестьяне подписались под решением об удалении священника с прихода. 1 ноября 1917 года некоторые прихожане обратились к епископу Анатолию с просьбой обжаловать это решение. Collapse )

Cвятой благоверный Феодор Ярославович, князь Новгородский, брат св. кн. Александра Невского

Благоверный князь Феодор Новгородский, старший брат святого Александра Невского, родился в 1218 (1219) году. Княжеское служение его родной земле началось в очень раннем возрасте. По летописям, в 1228 году оба брата были оставлены в Новгороде их отцом Ярославом Всеволодовичем как представители его власти. Но вольные новгородцы постановили на вече призвать на княжение св. Михаила Черниговского (ум. 1246; память 20 сентября/3 октября). И не прошло и года, как в феврале 1229 года юным княжичам пришлось покинуть Новгород. В 1230 году во время голода и мора новгородцы снова пригласили Ярослава. 30 декабря 1238 г. он в четвертый раз сел на княжение в Новгороде, но сам пробыл в городе лишь две недели, вновь посадил там своих сыновей и ушел в Переяславль Залесский. В 1232 году четырнадцатилетний Феодор уже был призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: он участвовал в походе русских дружин против языческих мордовских князей. В 1233 году по желанию отца он должен был вступить в барк с дочерью святого Михаила Черниговского Феодулией. Когда гости уже собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался. Это было 5 июня 1233 года. Святой Феодор был погребен в Юрьевском монастыре в Новгороде. После неожиданной смерти жениха обрученная с ним княжна оставила мир, постриглась в одном из суздальских монастырей и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская (ум. 1250; память 25 сентября/8 октября). В 1614 году шведы, ругавшиеся над всеми святыми, при своем нападении на монастырь, «ищущи поклажи, обрели человека цела и неразрушена в княжеском одеянии и, яко жива, поставили у церковной стены». Новгородский митрополит Исидор, услышав о том, испросил дозволение перенести св. мощи в Софийский собор, где их положили в приделе святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Долгое время нетленные мощи девственного князя, источавшие исцеления, почивали в соборе открыто. Служба благоверному князю составлена в 1787 году митрополитом Петербургским и Новгородским Гавриилом Петровым (ум. 1801 г.).