Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 16 (3) января

Автор: святитель Николай Сербский

1. Пророк Малахия. Последний из пророков по времени. Родился по возвращении евреев из вавилонского плена. Был необычайно красив лицом. По преданию, народ называл его ангелом: вероятно, [либо] за его внешнюю красоту, либо за душевную чистоту, или же за дружбу с Ангелом Божиим. Он часто беседовал с Ангелом лицом к лицу. Когда это происходило, то и некоторые другие [люди] слышали ангельский голос, но не удостаивались видеть лицо Ангела. То, что́ сообщал ему Ангел, [это] юный пророк и предвещал. Возвышал он голос на неблагодарный Израиль и на беззаконных священников. За 500 лет до Христа ясно прорек о явлении и служении Иоанна Крестителя. Но главным образом он пророк дня Страшного Суда. Преставился к Богу в молодости, и после него уже не было пророков в Израиле вплоть до Иоанна Крестителя.
Collapse )

Господь говорит с обычными людьми

Автор: диакон Павел Сержантов

Среди верующего народа пророки почитаются за Божиих избранников. Обычные люди интуитивно понимают, что перед ними ― люди необычайной судьбы. Конечно, не все понимают. И не сразу понимают. Порой пророк погибает от руки тех, кого он обличил, и лишь потом люди наконец-то чувствуют в его нелицеприятных словах высшую правду. И в его упорстве, доходящем до смертной черты, начинают видеть особую миссию, поручение от Бога. Пророки, действительно, Божии избранники. Мы привыкли к тому, что Господь напрямую говорит со своими пророками. Он отвечает на их вопросы, открывает им глаза на события настоящего и будущего. И хотя пророки ― это люди глубоко благочестивые, их общение с Богом может порою весьма непросто складываться. Вспомним хотя бы историю Ионы пророка. Как праведному Ионе тяжело было исполнить волю Божию призвать к спасительному покаянию вражескую Ниневию! Если уж пророкам так нелегко дается прикосновение к небесной мудрости и любви, то что же говорить про обычных, рядовых людей… Перелистывая Библию, мы видим, как много Бог говорит со Своими избранниками, разрешает их недоумения. Но вот в книге пророка Малахии Бог отвечает на вопросы и высказывания… самых обычных людей. Легко догадаться, что высказывания эти не самые благочестивые. Есть среди них и такие резкие слова, какие почти никогда лицом к лицу не произносятся, только за спиной, вполголоса, между своими. И есть еще такие далеко идущие соображения, про которые человек вообще вслух говорить не станет, только подумает что-то неутешительное про себя, закусит губы до крови и недовольно поморщится. Непривычную книгу Малахии я читаю и перечитываю: ее автор, пророк, передает прямой диалог Бога с обычными людьми ― религиозными и не очень. Если хотите, это своего рода комментарий Бога на то, как самые обычные люди говорят и думают. Мы привычно читаем слово Божие и комментарии к нему святых людей. А в книге пророка Малахии как бы всё наоборот: Бог комментирует слова и мысли человеческие ― причем слова не святых, не пророков и не подвижников.

Collapse )

Святой пророк Малахия


Память 3 (16) января. Малахия (мой ангел, мой посланник, посланец; или посланник Иеговы) – один из малых пророков, последний из ветхозаветных пророков, поэтому святые отцы называют его «печатью пророков». Священное Писание и предание не сообщают почти никаких сведений касательно его родословия и жизни. По преданию, святой пророк происходил из колена Заулонова (по другим источникам – из Левиина). Он жил за 400 лет до Рождества Христова, во времена возвращения иудеев из плена Вавилонского, после Аггея и Захарии, ибо в его книге говорится о законченной постройке храма после плена (около 400–450) и о восстановленном богослужении. Он был таким же поборником веры и закона во дни Ездры и Неемии, как Аггей и Захария — во дни Зоровавеля. Малахия принимал участие в религиозных реформах Ездры и Неемии. Однако вскоре священники снова стали небрежно относиться к исполнению своих обязанностей, предписания Закона стали нарушаться, а уровень нравственности – падать. Тогда Господь послал Малахию возвестить народу, что вскоре он положит конец неверному иудейскому священству и явится Ангел Нового Завета (внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. 3, 1), Солнце правды, Мал 4, 2), Христос, и с Него начнется новое вечное священство. Тогда вместо неправедных жертв будет твориться единственная совершенная жертва – Евхаристия, соединяющая с Богом евреев и язычников: Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф (Мал 1, 11).
Collapse )

Святой мученик Гордий Каппадокийский


Память 3 (16) января. Святой Гордий [греч. Γρδιος] († ок. 320) родился в конце III века в городе Кесарии Каппадокийской в христианской семье. В зрелом возрасте поступил на военную службу и, проявив мужество и воинское искусство, был назначен сотником римской армии в родном городе. Когда начались гонения на христиан, он сбросил воинские знаки отличия и удалился в пустынные горы, поселившись в пещере, предпочитая жизнь среди диких зверей участию в низких поступках идолопоклонников. После нескольких лет суровой аскезы, в подвиге добром приготовив себя к исповеданию имени Христа Спасителя, Гордий решил, что настало время пострадать за Христа. В 320 году Гордий открыто выступил перед префектом города в защиту христиан.В день праздника бога войны Ареса (Марса) он явился в Кесарию и, став посреди ипподрома, где собрались все горожане, начал обличать язычество. Правитель стал угрожать пытками, но Гордий отвечал: «Меня печалит только одно: я не могу умереть за Христа многократно». Он попросил палачей не медлить и поскорее облачить его в одежды света. Тогда диавол стал наущать родителей и друзей святого, чтобы они поколебали его решимость своими мольбами. Однако мученик отверг их, напомнив страшные слова Господа об отрекшихся от Него пред людьми (Мф 10, 23). По приказу градоначальника Гордий после страшных истязаний был осужден на отсечение головы и с радостью принял смерть, осенив себя крестным знамением.

Collapse )

Священномученик Василий Холмогоров

Василий Иванович Холмогоров родился 25 января 1875 года в селе Андреевском Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Ивана Васильевича Холмогорова. Первоначальное образование получил в Коломенском духовном училище. В 1894 году окончил Московскую духовную семинарию. В 1895 году был назначен псаломщиком в Успенский собор в городе Дмитрове. В 1903 году рукоположен во священника к Успенскому храму в селе Морозово Дмитровского уезда Московской губернии. 22 июня 1911 года направлен служить в Никольский храм в селе Полтево Богородского уезда (ныне Балашихинский район) Московской губернии, где был заведующим и законоучителем Полтевской церковно-приходской школы до ее закрытия советской властью. В 1920-х годах возведён в сан протоиерея. После закрытия Никольского храма властями в середине 1930-х годов отец Василий стал служить в Преображенском храме в селе Остров, входившем в 1920-х годах в состав Подольского уезда (ныне Видновский округ Московской епархии) Московской губернии. Первая его служба здесь состоялась на праздник Преображения Господня в 1937 году. Белокаменный Преображенский храм был выстроен во второй половине XVI века и принадлежал к числу архитектурных памятников. Однако во время гонений на Церковь в 1920‒1930 годах храм пришёл в самое плачевное состояние, так как сами власти были настроены категорически против реставрации действующей церкви, хотя бы она и представляла собою ценный памятник зодчества. 25 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей, жителей села Остров, которые показали, что священник жаловался, что вот, мол, до чего дожили, Божие место оказалось запущенным, храм не ремонтируется, чего раньше бы не было, а теперь и материалов не достанешь для ремонта. 26 ноября 1937 года отец Василий был арестован и заключен в московскую Таганскую тюрьму и через день допрошен. На обвинения следователя священник категорично ответил, что контрреволюционной агитации он не вёл и виновным себя не признаёт. 29 ноября следствие было закончено, и 1 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Московской области приговорила протоиерея Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях.

Collapse )

Святая Геновефа (Женевьева) Парижская

У многих стран, регионов и городов есть свои небесные покровители. Так, например, святитель Рафаил покровительствует Бруклину и всему Нью-Йорку, святитель Амвросий — Милану, святой благоверный князь Даниил — Москве, мученик Або — Тбилиси, архистратиг Михаил — Киеву. У столицы Франции — Парижа, также есть свой небесный заступник — это святая Геновефа (Женевьева) Парижская, жившая в V веке. Святая Геновефа (Женевьева) родилась около 422 года в поселке Нантер, что неподалеку от Парижа. Однажды в детстве, мимо ее дома, путешествуя в Британию, проезжал епископ Герман Оссерский. Святой увидел благодать, покрывавшую девочку, и сказал ее родителям, что она выбрана Богом послужить ради спасения множества людей. Благословив Геновефу, епископ Герман дал ей монету с изображением креста в знак посвящения Господу. С тех пор девочка все больше стала углубляться в молитву. Однажды мать св. Геновефы, сильно раздражившись тем, что дочь часто ходит в церковь, ударила ее. Но Господь наказал женщину, которая ослепла. Зрение к матери вернулось через два года, когда она умыла глаза водой, которую ее дочь смешала со своими слезами и перекрестила. Родители более не препятствовали св. Геновефе, и она окончательно посвятила себя Богу, приняв монашество. Поскольку ни в Париже, ни во всей Галлии женских монастырей еще не было, то святая продолжала жить в отцовском доме. После смерти родителей она переселилась к своей крестной в Париж. Поправившись от тяжелой болезни, святая стала вести еще более строгую жизнь — она постоянно молилась и выходила из дома лишь для того, чтобы помочь бедным, принимала пищу дважды в неделю, а пищей ей был кусочек хлеба и бобы.
Collapse )

Святой преподобный Серафим Саровский. Фрагмент лекции Константина Корепанова в Храме на Крови



Автор: Константин Корепанов

Отрывок лекции отца Константина Корепанова (рукоположен в 2017 году), прочитанной в Храме на Крови 23 декабря 2013 года. Полное название: «Прп. Серафим Саровский. Идея "Православие. Самодержавие. Народность". Гоголь, Белинский, Чаадаев»