Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский

Родился 20 сентября 1412 года в г. Кашине. В святом крещении назван Евстафием. Его родители, Стефан и Анна, проживали недалеко от Кашинского женского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Склонный к уединению, Евстафий еще в юные годы оставил родительский дом и поселился в Калязинской обители во Имя Пресвятой Троицы. Родители хотели возвратить сына домой, но он сам убедил их оставить мир и принять монашество. Впоследствии они и завершили земной путь в отшельничестве. Пробыв в обители три года, Евстафий по чудесному откровению перешел в монастырь преподобного Саввы Вишерского и там в 1437 году принял постриг с именем Ефрем. Находясь в обители, преподобный Ефрем получил откровение от Господа, повелевавшего ему удалиться в пустынное место. Получив благословение преподобного Саввы, он в 1450 году перешел на озеро Ильмень, к устью реки Веренды, и на берегу реки Черной поставил келью. Через некоторое время к преподобному Ефрему пришли старец Фома с двумя иноками и поселились неподалеку от его кельи. Со временем стали собираться и другие отшельники к новой обители. По их просьбе преподобный Ефрем принял в Новгороде от святителя Евфимия сан священнослужителя. Возвратившись из Новгорода, преподобный Ефрем основал храм в честь Богоявления Господня на острове, находившемся в устье реки Веренды. Для удобной доставки монастырю воды преподобный прокопал в озеро Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской. Впоследствии преподобный Ефрем основал каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца. Ввиду недостатка искусных строителей он послал к великому князю Василию Иоанновичу нескольких иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 году строительство храма было завершено.
Collapse )

Святой страстотерпец благоверный царевич Димитрий Иоаннович Угличский, Московский

Св. благоверный царевич Димитрий родился 19 октября 1582 года, сын царя Иоанна Васильевича Грозного и его жены Марьи Федоровны Нагой. По смерти отца и восшествии на престол Феодора Иоанновича, Димитрий, вместе с матерью и ее родственниками, Нагими, по решению «всех начальнейших людей», то есть ближайших советников и опекунов молодого царя, отправлен был на житье в Углич. Как можно догадываться, это было сделано из опасения, чтобы родственники Димитрия не воспользовались его именем и присутствием в Москве для произведения смуты, направленной к низвержению слабоумного Федора и провозглашению царем Димитрия. Но и живя в Угличе, Димитрий представлялся опасным, если не для Феодора, то для Бориса Годунова, властолюбивого боярина, имевшего большое влияние на царя Феодора. Носились слухи, что малолетний Димитрий унаследовал жестокий нрав своего отца, что Нагие воспитывают его в ненависти к Годунову; Борис мог серьезно опасаться за будущее. Летописное сказание повествует, что Годунов задумал устранить со своей дороги опасного соперника; сперва он попытался отравить Димитрия; когда же это не удалось, подослал в Углич убийц — Михаила Битяговского с сыном Данилой и племянником Никитой Качаловым. 15 мая 1591 г. два последние, вместе с сыном мамки Димитрия, Осипом Волоховым, зарезали царевича на дворе царского дворца и вслед за тем были растерзаны сбежавшимся народом. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. Collapse )

Блаженный Исидор Твердислов, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец

Был родом из Пруссии, в окрестностях, вероятно Бреннабора (или Браннибора, ныне — Бранденбург), в богатой славянской католической семье и, как говорит предание, был родственником Великого Магистра Немецкого ордена. В юности принял Православие и отрекся от мира, стал юродствовать и покинул богатый дом родителей с посохом в руках. Придя в Россию, он остановился в Ростове Великом и, полюбив его за красоту, остался в нем жить. Он построил себе хижину из веток в городе, на возвышенном сухом месте посреди огромной лужи, и прожил в ней до самой своей кончины. Впрочем, он удалялся в нее только для молитвы. Дни же он проводил на улицах города, терпя всякие поношения. Раз один ростовский купец плыл по морю. Началась буря, и корабль погибал. Бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи все погибают и кого надо бросить в воду. Жребий пал на самого хозяина. Его посадили на доску и спустили в море. Долго носило его по волнам, и наконец он стал тонуть. Тогда явился ему блаженный Исидор. «Узнаешь ли ты меня?» спросил он. «Раб Божий Исидор, помоги мне!» с трудом проговорил несчастный. Блаженный посадил его опять на доску, направил ее вслед за кораблем и, догнав его, посадил на него купца. Спутники его, увидев его в своей среде, были объяты страхом и радостью, потому что поняли, что произошло чудо. Купец же молчал, потому что блаженный запретил ему рассказывать о случившемся с ним. Вернувшись в Ростов, купец каждый раз, когда встречал блаженного Исидора, еще издали почтительно ему кланялся, но если юродивый сам проходил мимо него, то каждый раз подтверждал свое запрещение. И купец всегда говорил, что был спасен от смерти Божественной силой. Женился в Ростове молодой князь Савва Оболенский. Во время свадебного пира блаженный Исидор вошел в палату и, надев на новобрачного шапку, сплетенную из травы и полевых цветов, сказал: «Вот тебе и архиерейская шапка!» Все смутились, а блаженный уже убежал и шумел с детьми на улице. Но после рождения своего сына-первенца молодая княгиня Дарья Васильевна Оболенская скончалась, а неутешный вдовец постригся в Ферапонтовом Белозерском монастыре с именем Иоасаф и был с 1481 по 1489 г. архиепископом Ростовским. Он был духовным сыном прп. Мартиниана и скончался на покое в Ферапонтовом монастыре. Современники блаженного Исидора, не раз убеждавшиеся на деле в осуществлении его предсказаний, называли святого «Твердисловом». За несколько дней до кончины блаженный Исидор затворился в своей хижине, молясь со слезами. В минуту его тихой и одинокой кончины чудное благоухание разлилось по всему городу; заглянув в хижину, один прохожий увидел его лежащим на земле на спине, со сложенными на груди руками (1474). Погребли его в самой хижине, и почитатели его соорудили на могиле его церковь во имя Вознесения Господня. В XVI в. она была заменена каменной, а в XIX в. была устроена рака. Бесчисленны были чудеса, совершавшиеся на могиле его. Один священник, желавший раскопать могилу блаженного, был отброшен невидимой силой и лишился чувств. Придя в себя, он покаялся и получил исцеление. «Иконописный Подлинник» дает следующее описание внешности святого угодника Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодранна серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы». Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благодаря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобожден от поляков город Полоцк. В «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» (1636) написано: «Майя в 14 день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний». Служба блаженному Исидору была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», то есть, очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуждался, следовательно, она уже была написана.

Священномученик Петр Рождествин

Священномученик Петр Алексеевич Рождествин (1879‒1939) родился 25 июня 1879 года в селе Дмитриевский погост Коробовской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне Шатурский район Московской области) в семье псаломщика Алексея Михайловича и Александры Алексеевны Рождествиных. В 1899 году Петр окончил Рязанскую духовную семинарию и был направлен преподавать в церковноприходской школе. Женился на Людмиле Дмитриевне, дочери протоиерея Димитрия Лебедева, служившего в его родном селе. Людмила по окончании епархиального училища преподавала в той же школе, что и Петр Алексеевич. По рукоположении во священника отец Петр был отправлен служить в храм в селе Вышкове Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне село Старый Вышков Новозыбковского района Брянской области), так как в родных местах свободных священнических вакансий не было. Но когда освободилось место священника в Троицком храме в селе Ланино в Егорьевском уезде, расположенном в восьми верстах от Дмитриевского погоста, родители предложили ему служить здесь. Храм был небольшой, деревянный, выстроенный усердием прихожан шести деревень. Впоследствии ими же было построено большое двухэтажное здание школы, квартиры для учителей и церковная сторожка. К началу Первой мировой войны Ланино стало процветающим богатым селом, и прихожане намеревались возвести храм из кирпича, для этого был предварительно выстроен кирпичный завод. Строительство продвигалось быстро, из своего кирпича были уже возведены стены, но начавшаяся война и последовавшая за ней революция остановили строительство. До тридцатых годов стояла недостроенная церковь в лесах. Collapse )

Преподобномученик иеромонах Макарий (Телегин)

Преподобномученик иеромонах Макарий (Телегин) (1876‒1922). В миру Телегин Макарий Николаевич, родился 28 августа 1876 года в селе Летникове Летниковской волости Бузулукского уезда Самарской губернии в семье крестьян Николая Карповича и Евдокии Феофановны Телегиных. В раннем детстве ему было чудесное явление, после которого он принял решение уйти в монастырь. Все мирское его перестало интересовать; будучи еще подростком, он нашел пещеру и удалялся в нее для молитвы. Получил образование в Летниковском 2-х классном училище. На 17-м году жизни совершил паломническое путешествие в Киев. Там, у святынь Киево-Печерской Лавры, окончательно созрело его решение уйти в монастырь, но ему пришлось отложить исполнение этого намерения: 1 января 1898 года он был призван в армию, в которой прослужил до 29 ноября 1902 года. В 1905 году поступил в кафедральный Чудов монастырь города Москвы и пробыл на послушническом искусе пять лет. 8 октября 1910) года был зачислен в монастырь послушником; основным его послушанием стало клиросное. 22 января 1911 года был пострижен в монашество, 1 февраля того же года рукоположен во иеродиакона, а 6 сентября 1913 года ― во иеромонаха.
Collapse )

Преподобный Дионисий Радонежский

В миру Давыд Зобниновский, родился около 1570 года в городе Ржеве. Постриженик, а затем настоятель Старицкого Успенского монастыря, во время событий Смутного времени был ближайшим помощником святителя Ермогена, Патриарха Московского. С 1610 года ― архимандрит Троице-Сергиевой Лавры. При нем в монастырских слободах были открыты дома и больницы для страждущих, раненых и оставшихся бездомными во время польско-литовского нашествия. Во время голода по его настоянию братия Лавры питались овсяным хлебом и водою, чтобы сберечь пшеничный и ржаной хлеб для больных. В 1611‒1612 годах совместно с келарем Троице-Сергиевой обители иноком Авраамием (Палицыным) († 1625) он писал окружные послания с призывом присылать ратных людей и денежные средства для освобождения Москвы от поляков, а также к князю Димитрию Пожарскому и ко всем ратным людям с призывом ускорить поход на Москву. Иноческая школа помогла преподобному Дионисию в самых тяжелых обстоятельствах лихолетья сохранить неугасимым свой внутренний свет заповедей Христовых. Высокая ступень иноческого подвига, достигнутая преподобным через непрестанную молитву, сообщила ему и дар чудотворений. Но он тщательно хранил тайны духовной жизни от людей, которым это знание могло послужить лишь во вред. «Не спрашивайте инока о делах иноческих, ― говорил преподобный Дионисий, ― потому что для нас, иноков, великая беда ― открывать тайны мирянам. Есть писано о том, что делается в тайне, да не увесть шуйца твоя... Нам следует укрываться, чтобы делание наше было неведано, дабы этим диавол не ввел нас во всякое небрежение и в леность». О глубоких внутренних испытаниях и постигнутых им тайнах богопознания можно судить только по тем делам, которые проявлялись, когда обстоятельства принуждали преподобного Дионисия к активной деятельности.

Collapse )

Святая мученица Евдокия Мартишкина

Евдокия Петровна Мартишкина (1880‒1938), родилась 1 марта 1880 года в с. Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губ. в крестьянской семье. Евдокия вышла замуж за Ивана Мартишкина. У них родилось трое сыновей: Иван (1906 г.р.), Сергей и Павел и две дочери: Пелагея и Зинаида. Всю жизнь Евдокия Петровна прожила в родном селе, занимаясь крестьянским хозяйством. Иван Мартишкин и его брат Василий были расстреляны 10 ноября 1918 года как участники крестьянского восстания в Касимовском уезде. 6 ноября 1937 года Евдокия Мартишкина была арестована как «активная церковница» с большой группой священнослужителей и мирян Бельковского (ныне Касимовского) района Рязанской обл. по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников». По делу проходило 27 человек, в числе которых были священники Николай Карасев, Евгений Харьков, Анатолий Правдолюбов, Константин Бажановым, Александр Туберовский, Николай Динариев и др. Евдокия Петровна обвинялась в том, что «вела среди населения пораженческую агитацию, высказывала пораженческие настроения». одержалась в тюрьме г. Касимова, позднее переведена в Рязань. На допросе отвергла все предъявленные ей обвинения. 6 декабря 1937 года особой тройкой при УНКВД по Рязанской обл. была приговорена к десяти годам ИТЛ, вместе с тремя другими женщинами, проходившими по тому же делу. Остальные 23 обвиняемые были расстреляны. Скончалась 25 мая 1938 года в заключении в Ташкенте. Однако по данным правнучки, Ольги Махровой, Евдокия Петровна отсидела десять лет в ИТЛ в Казахстане и уехала в монастырь в районе г. Ивдель на Северном Урале. Жила в монастыре, имела свою келью. Возможно была пострижена в монашество. К ней два раза приезжала дочь Зинаида и просила вернуться домой, но Евдокия Петровна осталась в монастыре, где и скончалась. Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Священномученик Александр (Петровский)

Священномученик Александр (Петровский) (1851‒1940), архиепископ Харьковский, в миру Александр Феофилович [или Феофанович] Петровский, родился 23 августа 1851 в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона. Окончив 4 класса Волынской семинарии, он поступил на юридический факультет университета, где получил прекрасное светское образование. Жил с матерью, которую очень любил. После ее смерти молодой человек получил полную свободу и некоторые средства. Загулял. Вел он жизнь такую, что нередко приходил домой к трем-четырем часам ночи. И вот однажды, вернувшись домой, он лег у себя в комнате. Одна только занавеска отделяла его комнату от комнаты его покойной матери, где все оставалось в прежнем виде. И видит он: раздвигается занавеска, входит его мать и говорит ему: «Оставь все это и поступай в монастырь!» Это видение так повлияло на молодого человека, что он резко изменил образ жизни, а вскоре, в 1900 г., действительно принял постриг в московском Донском монастыре, где и был рукоположен во иеромонаха. Позднее он был назначен наместником Донского монастыря и возведен в сан архимандрита. С 1903 г. исполняя послушание эконома и казначея туркестанского архиерейского дома, состоял членом Туркестанского учительского совета, консистории и императорского Палестинского общества. В 1906 г. принял назначение на должность казначея Жировицкого Успенского монастыря. В 1910 г. стал настоятелем Лубенского монастыря. В 1911 г., после прославления святителя Иоасафа Белгородского, он организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором участвовало несколько сот человек. С 1917 настоятель в Псково-Печерском монастыре. В 1918 г. переехал в Полтаву, жил при епископе Феофане (Быстрове). В 1919 г. стал настоятелем скитской церкви бывшeгo Козельщанского женского монастыря на реке Псел в Полтавской губернии. Образовался скит, когда сам Козельщанский монастырь и все храмы поблизости были закрыты. Служили в скиту 12 священников, нашедших здесь пристанище после закрытия своих церквей. Были между ними замечательные люди ― подвижники, певцы, проповедники. При церкви существовали типография, иконописная мастерская. Старосте с большим трудом удавалось отстаивать скит, а ведь сюда собиралась масса народа со всей округи. Служба совершалась истово, по уставу, всенощная длилась не меньше четырех часов и проходила с большим подъемом. Collapse )

Собор святых мучеников Холмских и Подляшских (воскресный день 19 мая, либо 1-ое воскресенье после)

Собор святых мучеников Холмских и Подляшских ― празднование Польской и Русской Православных Церквей. Празднуется в воскресный день 19 мая, либо в первое воскресенье после 19 мая. Решение о причислении мучеников Холмских и Подляшских XX века к лику святых Священный Собор Епископов Польской Православной Церкви принял 20 марта 2003 года в Люблине. Торжественное прославление, возглавленное первоиерархом Церкви митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой, состоялось 7‒8 июня 2003 года в Холме, Польша, в Холмском Иоанно-Богословском кафедральном соборе. За всю историю автокефальной Православной Церкви Польши это стало второй канонизацией святых, которые жили и действовали во время автокефального бытия Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года празднование Собора мучеников Холмских и Подляшских было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением памяти в первое воскресенье июня, как и в Польской Церкви. Собор святых мучеников Холмских и Подляшских включает восемь человек, мученически скончавшихся на Холмщине и Подляшье в 1940-х годах, а также Курского святителя Онуфрия (Гагалюка), преподобноисповедника Леонтия (Стасевича) и тех, «чьих имен не знаем, а ведомы они только Всемогущему Богу».
Collapse )

Киево-Братская икона Божией Матери

Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659‒1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Киево-Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона «мера в меру» находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.