Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Священномученик диакон Петр Троицкий. День Крещения Руси

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика диакона Петра Троицкого. Отец Петр родился 9 июня 1897 года в городе Воскресенске (ныне Истра) Звенигородского уезда Московской губернии в семье псаломщика. Окончив обучение в семилетней школе, Петр устроился работать на телеграф. С августа 1918 года по 1919-й он служил в Красной Армии писарем. С 1919 по 1922 год Петр Троицкий находился в Польше в плену. После освобождения он вернулся в Истру, где работал на телеграфе. В 1925 году Петр Иванович оставил гражданскую службу, стал часто посещать храм и устроился служить псаломщиком, а в 1930 году он был избран старостой. 22 мая 1931 года вместе с иеромонахом Василием (Красноковым) Петр Троицкий был арестован, заключен в Истринский арестантский дом и 20 июня допрошен. «Антисоветской агитации и агитации против колхозного строительства я не вел. Виновным себя не признаю. Соприкасаясь с духовенством, я их контрреволюционной деятельности никогда не замечал. В 1930 году верующие посылали меня ходить в чайные и разъяснять сущность религии, убеждать в вере в Бога. С этой целью в чайные я и ходил», ― ответил на следствии Петр Иванович. Через неделю следователем в качестве свидетеля был допрошен бухгалтер Истринского отделения связи, который показал: «Троицкий является самым реакционно настроенным элементом по отношению к советской власти. Работая шесть лет тому назад на почте, всегда был враждебным к пролетарской революции, считал Бога и религию идеалом любви, связывающей человечество. Ушел со службы на иждивение церкви, став самым ярым ее активистом, вплоть до того, что стал церковным старостой. Вел беседы, доказывал, что Бог был и есть и что без религии человечество, как без воздуха, существовать не может. Пользовался всеми средствами и возможностями, чтобы противодействовать антирелигиозной работе на селе. Помню, когда в 1930 году на общегородском собрании встал вопрос о закрытии в городе церкви, Троицкий обегал все окрестные деревни и оповестил о готовящейся беде верующих. Все крестьяне, как по набатному звону, пришли в город и добились снятия вопроса с повестки дня... При встречах и разговорах с ним, когда его уговаривали бросить это гнусное дело, отвечал решительно: умру во имя Христа и буду всегда агитировать против всех, кто против Бога. Элемент реакционный, вредный, необходима изоляция». Поскольку следствием предъявленное обвинение доказано не было, уполномоченный по Истринскому районному отделению ОГПУ 1 сентября 1931 года дело за недоказанностью прекратил, иеромонах Василий и староста Петр Иванович Троицкий из-под стражи были освобождены. В 1933 году Петр Иванович был рукоположен во диакона и служил в Вознесенском храме в городе Истре. В 1934 году его перевели в Троицкий храм села Троицкое на Истре. Летом 1937 года начались массовые аресты священнослужителей и верующих. 18 ноября 1937 года Истринское районное отделение НКВД арестовало диакона Петра.

Collapse )

Преподобный Никодим Святогорец

В миру Николай Калливурцзис, родился в 1749 году на Наксосе, греческом острове под властью Османской империи, в семье благочестивых родителей Антония и Каливурси. Двоюродный брат святого, в монашестве Иерофей, впоследствии стал митрополитом Еврипским. С раннего возраста Николай стремится к очищению сердца и равноангельской жизни. Образование начал в Наксосе у приходского священника. В пятнадцатилетнем возрасте отец отдал его на обучение в евангелическую школу в Смирну. По словам его школьных соучеников, молодой Николай «наизусть знал то, что читал, не только из философии, экономики, медицины, астрономии и военного дела, но и всех поэтов, историков, древних и новых, греческих и латинских, так же, как и все творения святых отцов. Ему было достаточно однажды прочитать какую-нибудь книгу, чтобы на всю жизнь ее запомнить». За годы учёбы овладел в совершенстве латинским, итальянским и французским языками. В 1770 году, во времена гонений на христиан со стороны османских властей, вернулся на Наксос. Около 1774 года, будучи наслышан о добродетельности и учености святого Макария (Нотара), собирателя святоотеческих произведений, специально приехал к нему на остров Гидру. Духовные дарования, ревность к духовной жизни, рассудительность, ученость и незаурядный филологический дар Николая убедили Макария привлечь его к подготовке издания святоотеческих книг. На Святой Горе Афон. В возрасте 26 лет, в 1775 году Николай пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, в том же или следующем году принял постриг с именем Никодим. Вначале нёс послушание чтеца и письмоводителя. В 1777 году преподобный Макарий пригласил к его себе в келию преподобного Антония в Карее и передал ему сборник «Добротолюбия» для редактирования. Преподобный Никодим отредактировал текст, написал предисловие и краткие жития каждого из авторов сборника. Вместе с «Добротолюбием» святые Макарий и Никодим тогда же подготовили «Евергетин» и «О Божественном и Священном частом Причащении». С этой работой начались многолетние литературные труды Никодима Святогорца. Также в 1777 году преподобный Никодим посетил старшего единомышленника и сотрудника в изыскании и распространении святоотеческих писаний ― преподобного Паисия (Величковского). Сподвижником святого Никодима стал и преподобный Афанасий Паросский. Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. При этом он всецело предался духовным подвигам: каждый день поучаясь в законе Божием и изучая святоотеческие писания, он совершенно умертвил помышления и движения плоти усиленным постом и постоянной умной молитвой.

Collapse )

Священномученик Константин Богоявленский, пресвитер

Священномученик Константин Степанович Богоявленский (1896‒1918) родился в 1896 году в семье учителя Степана Богоявленского в селе Алексине Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне село Алексино Савинского района Ивановской области). Вскоре семья пере­ехала на Урал, и в 1898 году Степан (Сте­фа­н) Григорьевич был рукоположен во диакона к Иоанно-Богословской церкви при Екатеринбургском духовном училище. Как и мно­гие де­ти из се­мей ду­хов­но­го со­сло­вия, Кон­стан­тин по­шел по сто­пам от­ца. Прав­да, уче­ба сна­ча­ла ему не да­ва­лась. Се­го­дня нам труд­но су­дить о при­чи­нах его неуспе­ва­е­мо­сти: бы­ло ли ви­ной сла­бое здо­ро­вье или что-то дру­гое, но в спис­ке уча­щих­ся ду­хов­но­го учи­ли­ща, со­став­лен­но­го по­сле го­дич­ных ис­пы­та­ний за 1907–1908 учеб­ный год, зна­чит­ся, что уча­щий­ся 2 клас­са Бо­го­яв­лен­ский Кон­стан­тин име­ет дер­жать по­сле ка­ни­кул пе­ре­эк­за­ме­нов­ку по рус­ско­му язы­ку (пись­мен­но), ла­тин­ско­му язы­ку и ариф­ме­ти­ке. Пе­ре­эк­за­ме­нов­ка про­шла успеш­но, уче­ба про­дол­жа­лась, и в 1911 го­ду, окон­чив курс Екате­ринбургского духовного училища, Кон­стан­тин был пе­ре­ве­ден в 1 класс Перм­ской духовной се­ми­на­рии, во 2 раз­ряд. Про­хо­дя обу­че­ние, он жил в об­ще­жи­тии Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, ко­то­рое на­хо­ди­лось на Мо­на­стыр­ской ули­це. Вес­ной 1917 го­да обу­че­ние Кон­стан­ти­на по­до­шло к кон­цу, при­чем, ес­ли при по­ступ­ле­нии он чис­лил­ся во 2 раз­ря­де, то из Cеми­на­рии вы­шел в чис­ле уче­ни­ков 1 раз­ря­да и был удо­сто­ен зва­ния сту­ден­та Cеми­на­рии, в числе лучших учеников. К это­му вре­ме­ни он уже был ру­ко­по­ло­жен в сан пре­сви­те­ра и опре­де­лен на свя­щен­ни­че­ское ме­сто к Михаило-Архангельскому храму се­ла Мер­ку­ши­но (воз­мож­но дру­гое на­пи­са­ние: Мер­ку­шин­ское), Вер­хо­тур­ско­го уез­да Пермской губернии (ныне село Меркушино Верхотурского района). Во всем пра­во­слав­ном ми­ре это се­ло из­вест­но как ме­сто яв­ле­ния нетлен­ных мо­щей од­но­го из див­ных рус­ских свя­тых – пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го, чу­до­твор­ца, имя ко­то­ро­го по­чи­та­ет­ся да­ле­ко за пре­де­ла­ми Ура­ла и Си­би­ри. Се­ло бы­ло ос­но­ва­но в 1620 го­ду как пе­ре­ва­лоч­ный пункт на Си­бир­ском тор­го­вом пу­ти. Бла­го­да­ря пре­крас­но­му при­род­но­му ланд­шаф­ту, в ко­то­рый гар­мо­нич­но впи­сал­ся хра­мо­вый ком­плекс, в на­ча­ле XX ве­ка Мер­ку­ши­но мож­но бы­ло на­звать од­ним из кра­си­вей­ших сел Ура­ла. (В се­ле бы­ло по­стро­е­но 2 церк­ви: од­на неболь­шая в честь св. прав. Си­мео­на, под ал­та­рем ко­то­рой на­хо­ди­лась гроб­ни­ца пра­вед­ни­ка с цель­бо­нос­ным ис­точ­ни­ком, дру­гая – ве­ли­че­ствен­ная, трех­пре­столь­ная в честь Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла; хра­мы бы­ли со­еди­не­ны кры­той кир­пич­ной га­ле­ре­ей).
Collapse )

Священномученик Николай Порецкий

Священномученик Николай (Порецкий) родился в 1865 году в селе Поречье Тверской губернии в семье псаломщика. Детей в семье было пятеро: три брата и две сестры. Все три брата стали впоследствии священниками. Николай Порецкий закончил духовную семинарию и женился на Любови Дмитриевне Зверевой – дочери священника храма Влахернской иконы Божией Матери в селе Кузьминки. Село располагалось в красивейшей местности близ Москвы и принадлежало князю Голицыну. Став священником, отец Николай принял приход, где до него служил его тесть, протоиерей Дмитрий Зверев. Отца Николая Порецкого уважали и любили все – от простого крестьянина до владельца имения князя Голицына. Господь дал ему истинный дар священнослужителя мудрого, доброго, а если нужно строгого. Одновременно со служением в церкви, отец Николай был инспектором школ и ездил туда с проверками. Его ждали с волнением и трепетом, он был строг, но всегда справедлив. Отец Николай был награжден митрой, двумя церковными орденами и тремя медалями. В 1910 году скончалась матушка Любовь Дмитриевна, и отец Николай остался вдовцом с пятью детьми, до этого похоронив еще троих, умерших в младенческом возрасте. В это время он нашел в себе силы закончить книгу «Село Влахернское, имение князя Голицына», которая вышла в свет в 1913 году. Книга впоследствии стала настольной книгой для краеведов. В том же году был торжественно отпразднован 25-летний юбилей служения отца Николая в храме.
Collapse )

Преподобнаго отца нашего Стефана Саваита

Родился в 725 году. Десятилетним отроком поступил в Лавру святого Саввы и всю жизнь провел в этой обители, иногда уходя в пустыню для уединенных подвигов. Преподобному Стефану был ниспослан дар чудотворений и прозорливости: он исцелял больных, изгонял бесов, узнавал мысли приходивших к нему за советом. Скончался в 794 году, заранее извещенный о дне смерти. Житие преподобного составлено его учеником Леонтием.

Collapse )

Православный календарь на 25 июля

Автор: Михаил Тюренков

25 июля (12 июля по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль», который до февраля 1918 года был государственным в России вплоть до его замены большевиками западным григорианским календарем). В Русской Православной Церкви совершается память 10 святых и одной святыни.


Collapse )

Святые мученики Феодора Варяга и сына его Иоанна, в Киеве

Святой мученик Феодор Варяг, Киевский пострадал за Христа вместе со своим сыном св. мучеником Иоанном в 983 г. в Киеве. Точное происхождение их неизвестно; возможно, что они назывались варягами не по происхождению а по воинскому званию. В древних летописях мученики не называются по именам: «Бяше варяг един, и бе двор его, идеже есть церкви Пресвятая Богородица, юже сдела Володимер. Бе жа варяг тот пришел из грек, держаше веру хрестианьску, и бе у него сын, красен лицем и душею». В одном из житийных сборников XV в. под 12 июля оба мученика, отец и сын, уже названы по именам: Феодор и Иоанн. Св. Феодор долгое время был на военной службе в Византии, где и принял св. крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии «Турова божница», было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. Вернувшись на Русь, он научил святой вере и сына своего Иоанна. В 983 г. великий князь Владимир, тогда еще ревностный язычник, после военной победы над ятвягами пожелал принести жертву идолам. «Старцы и бояре» посоветовали князю избрать для жертвы юношу или девицу. «И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна. Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников.
Collapse )

Святой преподобный Симон Воломский

Святой преподобный Симон Воломский (1586‒1641), в миру Симеон, родился в 1586 году, сын крестьянина Михаила из-под Волоколамска. В 24-летнем возрасте, после долгого паломничества по православным обителям, он принял постриг в Пинегской Макарьевской обители, а в 1613 году поселился в 80 верстах к юго-западу от Устюга на реке Кичменге, в лесу Воломском. Здесь он пять лет прожил один, вдали от людей; питался овощами, которые сам выращивал, да иногда просил хлеб в каком-либо селении. Когда к нему стали собираться любители безмолвной жизни, преподобный Симон, по грамоте царя Михаила Феодоровича и благословению Ростовского митрополита Варлаама, построил храм в честь Креста Господня, а в 1620 году был поставлен настоятелем основанной им обители. Строгий подвижник, служивший для всех примером добродетели, трудолюбия, поста и молитвы, был злодейски убит в своем монастыре 12 июля 1641 года. Тело преподобного Симона с честью похоронено в левой стороне созданного им храма. Почитание преподобного началось в 1646 году после благодатных проявлений, засвидетельствованных у его мощей. Житие составлено в XVII веке.

Collapse )