Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

Икона Божией Матери «Воспитание»

Древний византийский образ в России получил название «Воспитание», так как молящиеся перед ним получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. Икона прославилась по всей России своими чудотворениями. Оригинал иконы, прославившийся по всей России своими чудотворениями,  до революции находился в Казанском соборе на Красной площади, но после разрушения храма бесследно исчез. В настоящее время в возрождённом Казанском соборе находится точный список чудотворной иконы. Сведения об этой иконе немногочисленны. Известно, что празднование ей установлено 18 марта по новому стилю. На ней изображена Богородица с Предвечным Младенцем, сидящим на Её левой руке. Правая рука Младенца Христа простёрта вверх к лику Пречистой Девы. Эта святая икона прославилась по всей России своими чудотворениями. Оригинал иконы до революции находился в Казанском соборе на Красной площади, но после его разрушения был утерян. Название иконы говорит само за себя. Перед ней родители молятся за своих детей, прося у Пресвятой Богородицы помощи в их воспитании в вере и благочестии. Также до наших дней дошла и краткая молитва этому образу: «Вручаю дитя моё всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству». Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Воспитание». О, Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных, и во чреве Матери носимых. Укрой их ризою Твоего Материнства, соблюди их в страхе Божием и послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный покров рабам Твоим.

Отец Даниил Сысоев: Книга Притчей Соломоновых, часть (глава) пятая и шестая



Автор: священник Даниил Сысоев

Толкование на сегодняшнее чтение (Прит. 5, 16 ‒ 6, 3) начинается на 42-й минуте записи (41:17). Потери от блуда. Читаем дальше: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою» (Притч. 5, 15–17). Collapse )

О блудном сыне (Лк. 15, 11―32)

Автор: протоиерей Вячеслав Резников

Сегодня, как и в прошлое воскресенье, перед нами два человека: два сына одного отца. Детство и юность провели они в отчем доме, были воспитаны настолько хорошо и правильно, насколько это вообще возможно. Воспитание играет огромную роль. Но приходит время, когда с родителей снимается ответственность за детей, когда молодой человек сам должен сделать свой свободный выбор и нести за него ответ. И выбор этот может быть вопреки всему, что можно было бы ожидать, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону. Так сделал свой выбор младший сын. Сначала он сказал: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение». А «по прошествии нескольких дней», «собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». А что же отец? Конечно, когда сын потребовал свою часть, он знал, что последует далее. Но он ничего не говорит, ни от чего не предостерегает, не бранится и не употребляет силы. Если вся предыдущая жизнь, совместные труды и молитвы не смогли предопределить благого выбора, то что смогут сделать еще несколько слов? Далее — закономерный путь падения. Все промотал, погрузился в нужду, почувствовал необходимость за кого-то уцепиться в чужой земле. А тот — ничего более достойного не придумал, как послать его «пасти свиней». И вот, пределом мечты стало — «наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи». Что впереди? Судя по обычному ходу вещей, — только бороться за свое «законное право» есть из свиного корыта и изощрять ум для достижения этой цели. Но тут случилось чудо. Блуждавший до сих пор по чужой стороне вдруг пришел… Не куда-то, а «в себя»! В себя самого. Пришел к исходной точке своих странствий, в то место, откуда вышло его желание идти этим путем. Пришел к необходимости снова принять решение. И тут — словно ожило и заработало все, что было получено в родительском доме.

Collapse )

Сретение Господне

Автор: священномученик Сергий Мечев

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! И по своему прошлому опыту, и по тому, что неоднократно приходилось слышать от своих духовных детей, я должен сказать, что праздник Сретения Господня является одним из тех праздников, которые мы как-то проходим мимо, скользим вниманием, не вдумываясь и не входя в то, что совершается в этот великий день. Вот Рождество — Христос рождается на земле, снисходит с небес нашего ради спасения Вот Крещение Господне — Христос приходит освятить водное естество, а через это и весь мир. Это нам понятно. А вот ныне принесен Он, как младенец, во храм для того, чтобы как и всякое существо быть освященным, принесенным Богу. И многие из вас, я неоднократно это слышал, как-то не воспринимают этот праздник, не понимают его так, как понимают и чувствуют они другие двунадесятые праздники. Я думаю, что не случайно все это. Это объясняется тем, что не только этот праздник, но и то, что совершается с каждым младенцем у нас в 40-й день по рождении, мы не понимаем и, не вникая, проходим мимо. Вот приносят в храм младенца и читают над ним молитвы, как и над всеми нами когда-то читали. Какой смысл этого принесения? Что же это — простой обычай? Что же, это совершается только для того, чтобы напомнить, что когда-то было совершено это же с Господом, а Господь принесен был для того, чтобы вспомнить, что это было когда-то заповедано Моисеем? Или совершается что-то такое, для чего мы собрались ныне праздновать Сретение Господне, совершается что-то великое, для чего каждый младенец приносится в храм? Вот каждый младенец крещен, он освящен, рожден для благодатной духовной жизни, и мы думаем, что все кончено, и остальное — просто обычай. Самое главное, что заключается в этом принесении, это то, что отец и мать приносят свое чадо, уже рожденное не только плотским рождением, но и духовно, для жизни во Христе, для нетленной жизни, приносят его и отдают в дар Богу. Вы скажете: «Ну, а крещение?» Крещение это есть рождение духовное. Некрещенный младенец не родился еще духовно, он еще не живет, он мертв духовно. А вот теперь младенца, уже живущего духовной жизнью, мать приносит и отдает Богу. «Это Твое, и я отдаю его Тебе, этого нетленного младенца, с которого крещением снят первородный грех». Это величайший момент в жизни ребенка и его родителей. В этот момент мы отдаем ребенка Богу, Тому, Кто является его и нашим Творцом, и уже больше не считаем его своим. Так и Господь Иисус Христос, как воспевают стихиры, был принесен Богу. Так и мы были некогда принесены и отданы Богу. А мы думаем, что здесь все сводится к тому, чтобы «получить очистительную молитву матери, и между прочим совершить что-то очистительное над ребенком (что и его очищает каким-то образом)». А между тем мы в этот день навсегда отдаемся Богу.
Collapse )

Второе Благовещение. Слово в праздник Сретения Господня

Автор: протоиерей Александр Шаргунов

Это было на сороковой день после Рождества Христова, когда, следуя предписаниям Закона Моисеева, Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца в Иерусалим, «чтобы представить Его пред Господа». Его рождение было среди крайней нищеты. Мы знаем из Евангелия, что Божия Матерь прибыла в Вифлеем с Иосифом Обручником по случаю переписи населения, совершаемой по приказу римских властей. И, не найдя места в гостинице, Она родила Своего Сына в пещере для загона скота и положила Его в яслях. И вот человек праведный, боящийся Бога, именем Симеон, является в начале Крестного пути Господа и Божией Матери. Его слова, произнесенные по внушению Духа Святого, утверждают истину Благовещения. Он принял в свои руки Младенца, Который, по слову Ангела, был назван Иисусом, что значит Спаситель. Песнь праведного Симеона созвучна со смыслом этого имени: «Бог — спасение». Обращаясь со словами хвалы ко Господу, праведный Симеон возглашает: «Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». И в то же время праведный Симеон обращается к Божией Матери: «Се лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле». Он должен быть «знамением пререкаемым», так что «откроются помышления многих сердец». И праведный Симеон добавляет, обращаясь к Божией Матери: «Тебе же Самой душу пройдет оружие».

Collapse )

О Божией Матери (Лк. 2, 22‒40; Евр. 7, 7‒17)

Автор: Протоиерей Вячеслав Резников

Когда пришло предписанное законом время, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, «чтобы представить пред Господа» и совершить положенные обряды. И здесь мы встречаем еще двух свидетелей Боговоплощения. Уже были пастухи, были волхвы. Теперь — старец Симеон, «муж праведный и благочестивый», которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Существует предание, что он жил очень долго, почти три века. В свое время он был в числе семидесяти переводчиков Библии с еврейского на греческий язык. Когда он дошел до пророчества Исаии «се, Дева во чреве приимет и родит сына», то сначала он слово «альма», которое в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину, — перевел словом «парфенос», что по-гречески — собственно «дева». Но вдруг он спохватился, мол, как же дева может родить? Он хотел зачеркнуть слово «парфенос», но был остановлен Ангелом, и ему было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца. Потекли годы, десятилетия. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения. Но обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. И вдруг, Дух повелевает: иди, пора. И Симеон поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки, и благословляет, и ничего не может сказать, кроме своего знаменитого: «Ныне отпущаеши» — и от тяготы жизни, и от страха смерти. Симеону дано было увидеть в этом Младенце и «спасение… всех народов», и грядущее «просвещение язычников», и «славу» истинного «Израиля». Но он увидел и грядущее сотрясение мира, неожиданное падение одних и восстание других, и что младенец этот будет в «предмет пререканий». А в конце он предрекает страдания. Но не Иисусу, а — Его Матери.

Collapse )

Протоиерей Андрей Ткачев. Правильные глаголы. Как мыслить и действовать, чтобы выжить в этом мiре



Автор: протоиерей Андрей Ткачев

Вместо предисловия. У преподобного Паисия Афонского есть книга «С болью и любовью о современном человеке». Сам старец ничего не писал. Книга составлена из расшифровок его бесед с духовными детьми и из ответов на вопросы. Название этой книги очень точное. Как еще говорить о человеке, если не с болью и любовью? Если без боли, то человек просто не видит умножающиеся страдания мира и имеет каменное сердце. Если без любви, то зачем вообще говорить что-либо? Цицерон в свое время, выступая с речью против Катилины, с горечью воскликнул: «О времена, о нравы!» Выражение стало крылатым. O tempora, o mores! Мы решили воспользоваться этим горьким вздохом, полагая, что он подходит к разговору о человеке с болью и любовью. При этом мы помним сказанное Соломоном: Не говори: отчего это прежние времена были лучше нынешних? Потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом (Еккл 7: 10). Мы не осуждаем наше время и не хвалим прежние без рассуждения. Просто живем мы сегодня, и наши дни достойны горького вздоха, как и все прочие. Жизнь, кажется, долго шла, как усталый конь по борозде. И вдруг рванула с места так, что не догонишь. Общее отношение людей к жизни сегодня таково: она мчится и стремительно меняется. А когда в быту меняется решительно все – манера одеваться, пища, способы передвижения и обмена информацией, виды отдыха и т. п., – то возникает вопрос: мораль и нравственность могут ли остаться неизменными? Может, такие понятия, как «верность», «честность», «терпение» так же устарели, как устарел гужевой транспорт в сравнении с современным автомобильным? Может быть, и сама вера отходит в область музейной старины вместе с бабушкиной дровяной печью и чугунным утюгом? Подобные мысли – соблазн, но соблазн закономерный. Оказывается, незыблемые и фундаментальные нравственные категории требуют нового, свежего прочтения в каждой новой эпохе. Если раньше о трудолюбии приходилось говорить в основном с людьми тяжелого ручного труда, то теперь об этом приходится говорить с людьми, одетыми на работе в крахмальные рубашки и стильные пиджаки. Но само «трудолюбие» при этом никуда не исчезло и сути не изменило. Точно так же дело обстоит и с другими нравственными категориями. К тому же и сама жизнь опытно доказывает нам ту простую истину, что нравственная эрозия, вымывание нравственного смысла из сознания современного человека равнозначно выдергиванию земли у него из-под ног.

Collapse )

«Млекопитательница»

Автор: протоиерей Александр Шаргунов

Эта икона является древнейшим известным на сегодняшний день изображением Пресвятой Богородицы. Ее слава распространялась повсюду в течение веков. От римских катакомб святой Прискиллы (вторая половина II в.н.э.), где она представлена в виде фрески, — до знаменитых шедевров Леонардо да Винчи и наших русских мастеров, и до чтимых икон в приходских храмах. Перед этой иконой часто молятся о здоровье и благополучном вскармливании младенцев, но помогает она и при бесплодии, и при различных болезнях, в том числе женских. Новорожденный младенец не может жить без своей матери. Она питает его своим молоком. Материнское молоко — это чудо, изумительное питье. Ибо это пища, которую дает духовное существо, и она предназначена для возрастания другого духовного существа. Когда мать питает своего младенца, она сообщает ему что-то от себя, от собственного состава. Она уже дала ему жизнь, и теперь поддерживает в нем жизнь, давая ему от своей жизни. Младенец требует этой жизни, он жаждет пить из этого источника. И это также желание матери — отдавать себя младенцу. В самой глубокой сокровенности совершилась эта взаимная отдача Божией Матери и Ее Сына, где Сын питается жизнью Своей Матери, которую Она получила от Бога ради рождения Сына и даром Его. Но Мать не только дает Своему Сыну от Своего тела. Она окружает Его Своей всепревосходящей любовью. Эта любовь, которой Мать окружает Младенца, научит Его, что такое человеческая любовь. Мать показывает Ему, как человек должен вести себя в мире, показывает Ему Своим примером, что такое любовь к ближнему в каждодневной жизни. Когда Ее Сын будет учить заповеди о взаимной любви, Он будет Тем, Кто еще Младенцем научился этой заповеди и исполнил ее в Своих отношениях с Матерью.
Collapse )

О богатых в Церкви (Мк. 10, 23‒32)

Автор: протоиерей Вячеслав Резников

Господь сказал: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей». Христианин входит в новую семью, члены которой «не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1, 13). Так должно быть. Но, читая апостольские послания, видим, что с самого начала далеко не всегда было так. Многое напоминает наше, более холодное время. Далеко не все богатые, входя в церковь, все продавали и раздавали. Да Господь и не требовал этого. Он просто с глубоким сочувствием отмечал: «Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Богатый, как никто, врастает в эту жизнь. Он привыкает к роскоши, к покою, к уважению. И часто получается, что именно богатые «бесславят доброе имя» христианина.

Среда седмицы 32-й по Пятидесятнице: Мк., 44 зач., 10, 11‒16

Автор: протоиерей Александр Шаргунов

Сказал Господь Своим ученикам: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. «Кто разведется с женою своею и женится на другой, — говорит Господь, — тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». Речь идет не просто о разделении, а о новом браке разведенных. Это — прелюбодеяние. Суровое слово, которым пророки запечатлевали Израиль за его разрыв союза с Богом. Господь говорит со Своими учениками не как учитель закона, но предлагает им принципиально духовное видение тайн жизни, согласно которому человек должен направлять свою жизнь по замыслу Творца. Это необходимое условие для вхождения в Царство Небесное. Благодать Божия и подлинная любовь делают эту заповедь легкой, в то время как для плотского ума она представляется тяжелым игом. «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним». Что значит это прикосновение? Мы знаем, что прикосновением Господа много раз совершались чудеса. Однако здесь не сказано, что дети были больны. Очевидно, родители искали для своих детей через это прикосновение защиты от бед. Чтобы никакое зло не могло прикоснуться к ним. Они верили, что благословение Христово благотворно подействует на их души. И потому принесли детей ко Христу, чтобы Он прикоснулся, зная, что Он может прикоснуться к их сердцам, когда родители еще не могут наставить их. Потому святая Церковь с самого начала совершает крещение маленьких детей и причащает их — ради веры родителей и восприемников. Теперь, когда Христос пребывает в славе на небесах, мы можем приносить к Нему наших детей, зная полноту и вездеприсутствие Его благодати и обетование, данное нам и детям нашим.

Collapse )