Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

Если на сердце нет радости и покоя. Мысли и наставления старца Фаддея Витовницкого

14 апреля 2003 года отошел ко Господу «самый просветленный монах в Сербии», архимандрит Фаддей Витовницкий. Это был один из самых духоносных старцев 20 века, которого даровал Господь многострадальной Сербской Церкви и ее народу как Небесную помощь и утешение. В монастырь Витовница, настоятелем которого был старец, стекались многочисленные паломники, и несли ему свои сомнения, страдания и боль. Батюшка же, тихий и кроткий, наставлял всех простыми словами, своим благодатно-радостным ликом, своим внутренним покоем, который он излучал. Нередко старец говорил о том, что наша жизнь зависит от наших мыслей, и если мысли наши безрадостны, то безрадостна и наша жизнь. Именно об этом напоминает нам книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Дмитрия Харченко и называется «Если на сердце нет радости и покоя. Мысли и наставления старца Фаддея Витовницкого». Эта книга представляет собой сборник изречений, советов и наставлений монаха-серба, бывшего до 2003 года игуменом небольшого монастыря Витовница, расположенного близ городка Кучево на реке Млаве. Со страниц книги старец вновь и вновь напоминает нам о цели нашей жизни, о покаянии, о молитве, о внутреннем мире, о смирении, о радости в Духе Святом и о других важных моментах духовного возрастания. Поэтому его советы и наставления адресованы всем, кто хочет больше узнать о духовной жизни и укрепиться в трудные минуты. Collapse )

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

Празднование 26 декабря, 14 апреля в день памяти трех литовских мучеников. Икона написана на двух сплоченных дубовых досках в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину. Пречистая Дева явлена в момент Благовещения, со сложенными крестообразно на груди руками. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. О происхождении иконы существует несколько преданий. По наиболее широко принятому, она была привезена в Вильно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии. Вторая его жена, Иулиания, передала её в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильно на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре князя Ольгерда ‒ святые Антоний, Иоанн и Евстафий. Другие два предания менее вероятны. Согласно одному, икона прислана Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом, когда последний узнал о принятии Ольгердом христианства. Согласно другому, икона чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года. Во всяком случае, в 1431 году икона уже несомненно находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском, или Остром, конце города Вильны и именовалась Корсунской. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца. Ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских.
Collapse )

Преподобномученица Марфа Тестова

Преподобномученица Марфа (Тестова) (1883‒1941), в миру Тестова Марфа Тимофеевна, родилась в 1883 году в деревне Арга Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина. В 1914 году она поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь Нижегородской губернии, где подвизалась ее младшая сестра Пелагия (Тестова). В конце лета 1919 г. монастырю было предложено послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших женам красноармейцев. Совет монастыря справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут. Сестра Марфы, инокиня Пелагия была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря» отказалась выполнить требование представителя власти, за что сестры были арестованы. Они были обвинены в «контрреволюционной деятельности» и приговорены к трехлетнему заключению. Однако для расследования «контрреволюционности» монастыря в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность монахинь. Сестры были освобождены, а совет монастыря восстановлен в своих правах. Монастырь еще несколько лет существовал под видом трудовой артели. В 1927 г. началась кампания по полной ликвидации монастыря и аресты по спискам ОГПУ. Инокиня Марфа вместе с одной из монастырских сестер поселилась в селе Развилье Борского района Нижегородской области, где стала трудиться при храме, проживала в церковной сторожке. 18 ноября 1937 года она была арестована по обвинению в «к/р деятельности среди верующих» и заключена в нижегородскую тюрьму. Collapse )

«Странен бех ― и введосте мене». О Житии преподобного Даниила Переяславского

Автор: Марья Кузьмина

«Странное» страннолюбие. ​Читая Житие преподобного Даниила Переяславского, невольно соприкасаешься с феноменом странничества и таким видом служения обездоленным и угнетенным, как погребение безвестных путников, «напрасно», внезапно и неожиданно скончавшихся на перекрестках больших дорог. Эти слова ― «странник», «скудельница», «божедомка» ― становятся ключевыми в его Житии, и к ним возвращается агиограф из раза в раз, многократно повторяя этот проникновенный в своей искренней человечности мотив. Действительно, никто из русских преподобных ни до, ни после Даниила не ставил одной из главных целей своего монашеского делания упокоение безвестных скитальцев, «не имеющих где главу подклонити» (ср.: Мф. 8: 20), проходящих «пустыни, вертепы и пропасти земные» (ср.: Евр. 11: 38) и тем не менее, как правило, презираемых оседлыми поселянами, несмотря на то что их, скитальцев, не бе достоин весь мiр (Евр. 11: 38). Агиографическая литература Древней Руси словно намеренно стремилась обойти или замолчать тему странничества, в лучшем случае определяя ей роль отдельного и всегда переходного эпизода в биографии того или иного преподобного: и св. Иосиф Волоцкий, и св. Корнилий Комельский, и св. Кирилл Новоезерский странствуют, однако лишь до времени, покуда не водворятся в стенах града ограждения ― будущего монастыря, и именно монастырю суждено стать тем приближенным к святому алтарю покоем, к которому в конечном счете устремлено движение смиренных пилигримов. При этом кажется бесспорным, что место, занятое темой странничества в древнерусской агиографической литературе, отнюдь не соответствует тому высокому нравственному авторитету этого вида аскезы, который был характерен для нее в традициях русской духовной культуры.
Collapse )

Да молчит всякая плоть человеча (знаменный распев). Хор братии Валаамского монастыря



Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит страхом и трепетом, и ничто же земнаго в себе да помышляет, Царь бо царюющим и Господь господьствующим, Христос Бог наш происходит заклатися, и датися в снедь верным. Предыдут же Сему лица Ангельстии/ со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувимы и шестокрилатии Серафими,/ лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа [на перенесении Св. Даров в Великую Субботу поётся особая Херувимская песнь].

Преподобный Тит чудотворец

Св. Тит, еще в раннем детстве обещанный Богу, с юных лет посвятил себя иноческой жизни, в ранних летах оставил мир и поступил в монастырь. Преподобный Тит был преисполнен великой любви к своим ближним. Сохраняя себя чистым и душевно, и телесно с самого юного возраста, святой Тит являлся как бы Ангелом Божиим на земле. Он принял постриг в Студийском монастыре недалеко от Константинополя, вероятно, во времена иконоборческих гонений в VIII‒IX вв. В период иконоборчества, особенно после 765 года, монастырь сильно пострадал, так как его братия являлась защитниками иконопочитания. Обитель пришла в совершенное запустение. После восстановления иконопочитания императрица Ирина пригласила в столицу преподобного Феодора Студита, ставшего главой монашеской общины монастыря. Вместе с ним в 798 году туда переселилась братия Олимпийского монастыря Саккудион (αδελφότητα των Σακκουδιτών). В эту пору монастырь достиг наибольшего своего расцвета. В VIII‒IX веках в обители собрался целый сонм преподобных ‒ кроме святого Феодора, это были святые настоятели Навкратий, Николай и Климент Песнописец, а также святые Еварест, Платон, Фаддей, Тит Чудотворец, Иаков Катанский и Иосиф Солунский. Блаженный отец наш Тит, с юных лет возлюбивший Христа и возненавидевший мир, подвизался в общежитии. Приняв на себя образ иноческий, он с великим терпением проходил здесь скорбный и тернистой путь жития иноческого. Сиянием великих добродетелей, полным послушанием и нелицемерным смирением преподобный Тит вскоре превзошел не только всех братий своего монастыря, но и всех монахов своего времени. Постническими подвигами, чистотой жизни и кротким нравом преподобный Тит заслужил общую любовь братии и по их просьбе был рукоположен во пресвитера. он был возведен в сан пресвитера. Впоследствии Тит стал игуменом и пас словесных овец Христовых с большой мягкостью и искренним, сердечным благожелательством, сообщая монахам своей обители радость и любовь к Богу, которые пылали в нем самом. Ангельская чистота жизни сделала его достойным совершить множество чудес. Дар чудотворения он приобрел добродетельной жизнью, благодаря чудесам и прозван Чудотворцем. Сияя добродетелями иноческого жития, святой Тит был в тоже время непоколебимым столпом православия, так как ревностно защищал святую Церковь от нападков на нее еретиков-иконоборцев. Горячая вера побудила преподобного мужественно отстаивать православное почитание икон во время иконоборческих гонений. Пожив достаточно, достойно завершив земной путь, указав своим последователям достойный подражания образец жития постнического и оставив ученикам в наследствопример своей святой жизни, преподобный Тит с миром отошел ко Господу. Святой упокоился в мире в глубокой старости.

Преподобный Макарий, игумен Пеликитской обители



Преподобный Макарий, игумен Пеликитский († ок. 830 / 840 [ервая дата ― по сайту Сретенского монастыря, вторая ― по Германовскому календарю]), родился в Константинополе. Еще в отрочестве он лишился родителей. Святой с усердием читал Слово Божие и настолько проникся им, что решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Он поступил в Пеликитский монастырь в Вифинии, где в то время игуменом был прославленный подвижник преподобный Иларион Новый, игумен Пеликитский († ок. 754). После смерти настоятеля преподобный Макарий был единодушно избран братией игуменом. В царствование византийских императоров Льва V Армянина (813‒820) и Михаила II Косноязычного (820‒829) преподобный Макарий пострадал как исповедник за почитание святых икон. Он был сослан на остров Афусию, где и скончался около 830 года.