Беседы на Послание к римлянам отца Олега Стеняева (беседа 11-я): Рим., 11, 13‒24



Автор: отец Олег Стеняев

Толкование на сегодняшнее чтение (Рим., 11, 13‒24) начинается на 54-й минуте записи (53:50). Текст апостольского зачала (106 зач.): Вам говорю, язычникам. Как апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «Ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Послание апостола Павла к римлянам, глава одиннадцатая: Рим. 11, 13‒24



Автор: отец Даниил Сысоев

Толкование на сегодняшнее чтение (Рим., 11, 13‒24) начинается на 29-й минуте записи (28:44). Текст апостольского зачала (106 зач.): Вам говорю, язычникам. Как апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «Ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Читаем Апостол. Послание к римлянам (за четверг и за пятницу). Глава 11, ст. 13‒24



Автор: отец Сергий Муравьёв

Толкование на сегодняшнее чтение (Рим., 11, 13‒24). Текст апостольского зачала (106 зач.): Вам говорю, язычникам. Как апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «Ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Collapse )

Послание к Римлянам: Рим., 106 зач., 11, 13‒24

Авторы: архиепископ Аверкий Таушев; Николай Павлович Розанов

1314 Вам говорю, язычникам. Как апостол язычников, я прославляю служение мое. 14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Распространяя Евангелие среди язычников, ап. Павел через это косвенно содействовал обращению ко Христу и своих единоплеменников. Прославляю, то есть хвалю, горжусь своим служением, раз оно имеет такую великую пользу и для язычников, и ‒ косвенно ‒ для евреев. 15 Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Жизнь из мертвых (ζωὴ ἐκ νεκρῶν). Одни (Ориген, свт. Златоуст, блж. Феодорит и др.) понимают под этим новую жизнь в будущем веке, какая начнется с воскресением мертвых; но с этим объяснением нельзя согласиться. В Евангелии (Мф 24: 14) и в 1 Кор.15: 23, где идет речь о начатии нового века, ничего об обращении Израиля, как сигнале к этому началу, не говорится. И потом, к чему бы апостол поставил здесь слово ζωὴ, когда он для обозначения понятия о новой жизни употребляет другое слово ἀνάστασις (воскресение)? Другие понимают (блж. Феофилакт) под жизнью из мертвых тот расцвет христианской жизни, какой будет иметь место со вступлением в лоно Церкви полноты еврейского народа. Но у ап. Павла нет следов представления, что предваряющее этот великий факт состояние христианской Церкви должно быть каким-то омертвением. Напротив, повсюду у него проходит мысль о том, что и среди христиан из язычников духовная жизнь бьет ключом... Проще и правильнее видеть здесь обозначение совершенно полного раскрытия спасения, принесенного Христом. Принятие иудейского народа в лоно Церкви Христовой образует собою заключение к истории домостроительства человеческого спасения, подобно тому, как прославление тела, какое совершится у людей при воскресении из мертвых, образует заключение благодатного о них примышления Божия.

Collapse )

Апостольское чтение апостолу Иуде. Послание апостола Иуды: Иуд., 77 зач., 1, 1‒10

Автор: архиепископ Аверкий Таушев

Iюда, Iсýсу Христу рáбъ, брáтъ же Иякову, сýщимъ ó Бозѣ Отцѣ́ освящéннымъ Iсýсъ Христóмъ соблюдéннымъ (сохраненным при)звáнымъ: ми́лость вáмъ и ми́ръ и любы́ да умнóжится. Возлю́бленнiи, вся́ко тщáнiе творя́ (все усердие имея) писáти вáмъ о óбщемъ спасéнiи вáшемъ, нýжa ми бысть (почел за нужное) писáти вáмъ, моля́ подвизáтися о предáннѣй вѣ́рѣ святы́мъ еди́ною (однажды). Привнидóша (вкрались) бо нѣ́цыи человѣ́цы, ѝже дрéвле предъ устáвлени (предназначенны) на сié осуждéнiе, нечéстiя, Бóга нáшего благодáть прелагáюще (обращающие) въ сквéрну (повод к распутству), и еди́ного Влады́ки Бóга, и Гóспода нáшего Iсýса Христá отметáющеся (отвергающиеся). Воспомянýти (напомнить) же вáмъ хощý, вѣ́дущимъ и вáмъ еди́ною сié (уже знающим это), я́ко Госпóдь лю́ди от земли́ Еги́петскiя спасé (избавил), послѣди́ (потом) невѣ́ровавшихъ погуби́: Ангелѣхъ же не соблю́дшихъ своé начáльство (достоинство), но остáвльшихъ своé жили́ще, на сýдъ вели́каго днé, ýзами вѣ́чными пóдъ мракомъ соблюдé. Я́коже Cодóмъ и Гомóрръ и окрéстныя и́хъ грáды, подóбнымъ и́хъ о́бразомъ преблуди́вше (блудодействовавшие), и ходи́вше въ слѣ́дъ плóти ины́я, предълежáтъ показáнiе (поставлены в пример) огню вѣ́чному сýдъ прiе́мше (подвергшись казни), огня вечного, тáкожде ýбо и сíи сóнiя ви́дяще (мечтатели), плóть ýбо скверня́тъ, госпóдьства же отметáются (начальства отвергают), слáвы же хýляще (злословят высокие власти) не трепéщутъ. Михáилъ же Архáнгелъ егдá съ дiяволомъ разсужáя (споря) глагóлаше о Моисéовѣ тѣлеси́, не смѣ́я судá навести́ хýлна (произнести укоризненного), но речé, да запрети́тъ тебѣ́ Госпóдь. Сíи же ели́ка ýбо не вѣ́дятъ хýлятъ (чего не знают злословят); ели́ка же по естествý (что же по природе) я́ко (как) безсловéсная живóтная вѣ́дятъ, въ си́хъ скверня́тся (тем растлевают себя). В начале послания святой апостол Иуда называет свое имя и указывает, что он — брат Иакова, подобно Иакову не осмеливаясь называть себя братом Господним, а лишь — рабом Iсýсу Христу.
Collapse )

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Православный календарь на 2 июля

Автор: Михаил Тюренков

2 июля (19 июня по календарю, в народе с советских времен именуемому «старым стилем», на самом же деле являющимся древним юлианским календарем, созданном в Римской Империи и принятом в Государстве Российском до 1918 года, а в Церкви Русской использующийся и сегодня). Четверг 4-й седмицы по Пятидесятнице (четвертой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост.  Согласно Уставу Православной Церкви, сегодня благословляется пища с растительным маслом и рыба. 2 июля в Русской Православной Церкви празднуется день 8 святых, а также Собора преподобных отцов Псково-Печерских и одной почитаемой святыни ― чудотворной Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери. Далее коротко расскажем об этих святых и святыне.
Collapse )

Коробейниковская Казанская икона Божией Матери

Коробейниковская Казанская икона Божией Матери, величайшая алтайская святыня, единственный в Сибири чудотворный образ, находилась в Богородице-Казанском храме села Коробейникова (Усть-Пристаньского района Алтайского края) с начала XX века. Храм был возведен в 1902 г. под руководством строителя-зодчего Борзенко, освящен в 1903‒1904 гг. и представлял собой замечательный памятник церковной архитектуры. В храме, украшенном росписью, пребывало множество святых икон, среди которых своей поразительной красотой выделялся большой Казанский образ Божией Матери, получивший в дальнейшем наименование Коробейниковского. Пресвятая Богородица в пурпурном одеянии и благословляющий Богомладенец были изображены на золотом фоне в мозаичном обрамлении. Икона является списком (копией) Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1938-м году храм в селе был разграблен и закрыт. Икону Казанской Божией Матери бросили около входа в храм под ноги, используя в качестве помоста. В самом храме устроили зерносклад. Икону спасла от поругания местная жительница, слепая женщина Ольга Гавриловна Перегудова по прозвищу Олюшка Темная, в конце 1990-х годов канонизированная в лике местночтимых святых. Благочестивой Ольге, проживающей в селе Нижнеозёрное близ Коробейникова, во сне явилась Матерь Божия с наказом спасти Её образ, повелев забрать икону из оскверненного храма: «Оля! Возьми Меня. Меня топчут!» Явление это повторилось дважды. По просьбе Ольги её племянница и соседка сшили мешок и пошли к порушенному храму выручать икону. В ту ночь сторожей, всегда охранявших склад, не оказалось на месте, и женщины без труда проникли в бывший храм и вынесли тяжёлую икону. Икона оказалась сильно повреждённой: лики Богородицы и Младенца были едва различимы, слой краски крошился, на доске ― щели и царапины, посреди иконы ― щель шириною в палец, различимы были только очи Богородицы и Божественного Младенца. Но вскоре началось постепенное обновление иконы. Окончательно образ обновился через несколько лет в Пасхальную ночь 1972 года: поверхность иконы стала гладкой, изображения ― чёткими и красочными. Collapse )

Святой апостол Иуда Фаддей, Иаковлев, брат Господень

Иуда Фаддей, Иаковлев († ок. 80), апостол от 12, брат Господень происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены. Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: Ни братья бо Его вероваху в Него (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Исуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда), не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Исуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова. Имя Иуды встречается в Евангелии только однажды, именно в Евангелии от Иоанна (Ин. 14, 22), когда Иуда, во время последней беседы Господа с учениками, предложил Ему следующий вопрос: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Затем, об апостоле Иуде почти не говорится, или очень мало. Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем» (см.: Мф. 10, 3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (см.: Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (см.: Деян. 15, 22). В то время это было в обычае. По Вознесении Господа Исуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Collapse )