Св. равноапостольные Константинъ и Елена

Авторъ: Протоiерей Григорій Дьяченко

Уроки изъ ихъ жизни: христіане должны обращаться къ силѣ честнаго и животворящаго креста Господня и содѣйствовать распространенію Христовой вѣры. I. При св. Константинѣ Великомъ, память коего съ его св. и равноапостольною матерью Еленою совершается нынѣ, христіанская вѣра, до него гонимая, сдѣлалась господствующею въ Римской имперіи. Отецъ Константина Великаго, Констанцій Хлоръ, уважалъ христіанъ и давалъ имъ почетныя должности при своемъ дворѣ. Сынъ его Константинъ, рожденный отъ Елены, узналъ христіанскую вѣру въ домѣ отца и съ молодости привыкъ уважать ее. Когда отецъ его скончался въ Британіи (нынѣшней Англіи) въ 306 году, Константинъ былъ провозглашенъ западнымъ императоромъ. Ему было тогда 32 года отъ роду. Онъ правилъ подданными съ любовію и кротостію. Но въ другихъ областяхъ, западныхъ, правилъ злой и корыстолюбивый Максентій. Въ 312-мъ году подданные Максентія, не имѣя силъ терпѣть его притѣсненія, стали просить Константина избавить ихъ отъ тирана. Константинъ пошелъ на Максентія, и когда онъ приближался къ Риму, вдругъ, среди дня, онъ и его войско увидѣли на небесахъ Крестъ, сіяющій звѣздами, съ надписью: симъ побѣждай. Въ ту же ночь Константину явился въ видѣніи Самъ Христосъ и повелѣлъ ему сдѣлать знамя на подобіе креста и изобразить крестъ на оружіяхъ, щитахъ и шлемахъ воиновъ. Подъ знаменемъ креста онъ побѣдилъ Максентія, который, спасаясь бѣгствомъ, потонулъ въ рѣкѣ Тибрѣ. Принявъ христіанство, Константинъ уговорилъ Ликинія, правителя восточной Римской имперіи, издать указы въ пользу Церкви, христіанамъ дозволить строить храмы и свободно исповѣдывать свою вѣру. Но Ликиній въ душѣ ненавидѣлъ христіанъ. Тогда Константинъ объявилъ ему войну и, побѣдивъ его, сдѣлался единовластнымъ правителемъ всей Римской имперіи; съ этого времени онъ сталъ открыто покровительствовать христіанамъ.

Collapse )

Блгв. кн. Константина (Ярослава) Муромского и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворце

Блаженный князь Ярослав, в крещении Константин, сын князя Святослава Ярославича, на съезде князей в Любече (1097) вместе с братьями (Олегом и Давыдом) получил Черниговское княжество; княжил также в Муроме и Рязани. Жена ― Ирина, сыновья ― Михаил, Феодор, Святослав, Ростислав, Юрий. В 1110 году воевал с Мордвою и был разбит. В 1127 году Ярослав-Константин был изгнан из Чернигова своим племянником Всеволодом Ольговичем, и удалился в Муром. Много сделал князь для христианского просвещения языческого Мурома. Сына своего, Михаила, князь отправил к муромцам в качестве своего посланца, убеждать народ к святой вере и покорности гражданской, но язычники его убили. Когда князь Константин подошел к городу со своей дружиной, жители смирились и приняли его, но долго не соглашались оставить язычество. Однажды они подступили к дому князя, с намерением убить его, но князь бесстрашно вышел к толпе с Муромской иконой Божией Матери. Неожиданно бунтовщики смирились и согласились принять Святое Крещение, которое и было совершено над ними в реке Оке. На месте убиения сына Михаила благоверный князь Константин построил храм в честь Благовещения, а позже и другую церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В распространении Христовой веры среди муромцев блаженному князю Константину ревностно помогал его сын, князь Феодор. В 1129 году князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями, блаженными Михаилом и Феодором. Сыновья князя, Святослав, Ростислав и Юрий, разделили область отца на два княжества: Муромское (Юрий) и Рязанское (Святослав и Ростислав). Прославление святого Константина последовало на Московском Соборе в 1547 году. Святые мощи святых были открыты в 1553 году и почивают (в одной раке с сыновьями) в Муромском Благовещенском монастыре.

Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец

Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, в миру Константин, происходил из рода князей Мангупских. Константин получил значительное, по своему времени, образование. В 1478 году он прибыл в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить свою жизнь на служение Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе великого князя, не принял «городов и областей в прокормление и земли в обдержание», и поселился у Ростовского архиепископа Иоасафа. Когда епископ удалился на покой в Ферапонтов монастырь, за ним последовал Константин. В обители преподобный проводил строгую подвижническую жизнь. Монашество он принял после чудесного ночного видения преподобного Мартиниана [по другим источникам ― преподобного Ферапонта], побуждавшего принять постриг. Через некоторое время святой Кассиан оставил монастырь и недалеко от города Углича, при слиянии Волги и Учмы, водрузил крест и поставил себе хижину. Слава о преподобном широко распространилась, и «начали мнози люди приходити благословения ради и видети пустыннолюбное жительство и беседовати с ним». Святой Кассиан всех принимал с любовью, наставляя на путь спасения «тихими словесы». С разрешения князя Андрея он основал здесь иноческую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с несколькими монахами, пришедшими с ним из Ферапонтова монастыря, он построил в этом месте Успенский храм, положивший начало Учемской обители. Впоследствии, во время сильного паводка, когда Волга вышла из берегов, храм получил значительные повреждения. Тогда преподобному Кассиану на помощь вновь пришел князь Угличский Андрей, с которым преподобного связывала не только личная дружба, но и узы духовного родства, ибо он был восприемником княжеского сына Димитрия. Монастырь с храмом были перенесены на другое место, неподалеку от прежнего, но более безопасное. Новый храм был освящен во имя святого пророка Иоанна Предотечи и стал приходским для близлежащих селений. Преподобный Кассиан в течение долгого временя подвизался в основанной им обители, а затем, в глубокой старости, с миром отошел ко Господу 2 октября 1504 года.

Collapse )

Трудный путь домой: И. А. Гончаров и Православие

Автор: Владимир Мельник

Эпоха прп. Серафима Саровского характеризуется резким падением религиозных нравов в дворянской среде. Что касается высшего петербургского общества, то факты (восстание декабристов, вполне типичное «французское» воспитание в кругу пушкинского лицея и т. п.) общеизвестны. Гораздо меньше мы знаем о религиозном состоянии русской провинции, в частности, о воспитании будущей русской интеллигенции. В своей книге «Великое в малом» С. Нилус пишет об этом: «В начале ХIХ века мало еще была поколеблена вера русского захолустья: жизнь тогда не ведала той быстроты разноса духовной заразы, которой ознаменовалось … наше время, — время пара, электричества, железных дорог…» (Нилус С. Великое в малом. Записки православного). Всегда ли это было так, как пишет знаменитый историк русского народного Православия? С. Нилус сообщает о духовном воспитании известного «служки Серафимова» Николая Мотовилова, в семье которого православная традиция была чрезвычайно сильна и не прерывалась. Будущий «Серафимов служка» и будущий писатель, автор «Обломова», были практически ровесниками, росли в одних местах (Симбирская губерния), но имели все-таки разную религиозную прививку. Симбирск многими нитями был духовно связан с преподобным Серафимом Саровским. Многие горожане, начиная с 1815 года, когда прп. Серафим вышел из затвора, получали у него духовное окормление. Духовный писатель С. Нилус отмечает, что к 1816 году, когда Н. А. Мотовилов впервые попал с матерью к преподобному, «слава отца Серафима… гремела по всему верующему Тамбовскому и Средне-Поволжскому краю». Конечно, слышали о нем и в глубоко религиозной семье Гончаровых. Кроме того, в Симбирскую губернию, в Алатырский мужской монастырь, предполагалось однажды назначить архимандритом батюшку Серафима. И хотя он остался в Сарове, все же сказал, что в Алатыре будет присутствовать духом (это и до настоящего времени помнят монахи Алатырского монастыря). Здесь же, в Симбирске, подвизался блаженный Андрей, симбирский чудотворец, о котором хорошо знал преподобный Серафим.
Collapse )

Блаженный Андрей Симбирский, Христа ради юродивый (обретение мощей)

В миру Андрей Ильич Огородников, родился 17 июля 1763 года [по Житию на сайте Симбирской митрополии. Согласно Православной энциклопедии и Святогорскому Синаксарю, родился в 1780-е гг.] в Симбирске, в семье мещан, с 7 лет стал юродствовать, взял на себя подвиг постничества (в пищу в продолжение всей жизни он употреблял лишь хлеб и разваренные сухие ягоды, а по праздникам – чай с мёдом), и подвиг молчания («разговаривал» при помощи жестов и отдельных звуков, хотя не был лишён дара речи). Рано осиротел, до 1813 г. жил у брата, а после его смерти ‒ у овдовевшей сестры, покинувшей ради него монастырь. Помещица Е. А. Мильгунова выстроила для св. Андрея дом и назначила ему пожизненное содержание в размере 60 р. в год. Всю свою жизнь Андрей был прихожанином Вознесенского собора, где еженедельно приобщался Тела и Крови Христовых. К этому храму блаженный относился с особым умилением: мог всю ночь (даже зимнюю) молиться, стоя под стенами собора или на его колокольне, а иногда его видели даже ползающим возле ограды храма и целующим низенькие ее столбики. Всю милостыню, которую получал, блаженный раздавал нищим, был очень кроток, укрощал свою плоть, передвигаясь только бегом, а если и стоял на месте, то раскачивался, подобно маятнику. Спал он всегда очень мало, на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову, чтобы во время сна голова ничего не касалась. Блаженный обладал даром прозорливости и исцеления, усмирял бесноватых. Жителям Симбирска, приходившим в Саров, прп. Серафим Саровский говорил: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить? У вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич».

Collapse )

Евангелие от Иоанна: Ин., 53 зач., 16, 2‒13



Автор: священник Олег Стеняев

Толкование на сегодняшнее чтение (Ин. 16, 2‒13). Текст евангельского зачала (53 зач.): Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Евангелие с толкованием (благовестное): от Иоанна 53 зачало



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование начинается на 22-й минуте шестого часа записи (5:21:30).
Прiи́детъ ча́съ, да вся́къ и́же убiе́тъ вы́, мни́т­ся слу́жбу приноси́ти Бо́гу; и сiя́ сотворя́тъ, я́ко не позна́ша Отца́, ни Мене́. Но сiя́ глаго́лахъ ва́мъ, да егда́ прiи́детъ ча́съ, поминáйте сé, я́ко А́зъ рѣ́хъ ва́мъ. Не только вы будете изгнаны из синагог, но и примете смерть, и смерть поносную, ибо вас будут убивать, как людей вредных, врагов Божьих. И всякий убивающий вас будет так стараться об убиении вас, что мни́т­ся слу́жбу приноси́ти Бо́гу (будет думать, что он тем служит Богу), то есть будет думать, что он совершает дело богоугодное и святое. Присовокупляет и достаточное утешение. Говорит: сiя́ сотворя́тъ, я́ко не позна́ша Отца́, ни Мене́ (так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня). Вы будете страдать за Меня и за Отца, и потому терпите. Ибо блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня (см.: Мф. 5, 11). Это блаженство да будет вам утешением при воспоминании о нем. Я сказал вам об этом для того, чтобы вы, когда увидите сбывшимися печальные Мои речи, поверили и прочим. Ибо вам нельзя будет сказать, будто Я, желая обмануть вас, предсказывал вам только приятное; но как, предсказавши печальное, Я не обманул, так и в предсказании о радостном достоин веры. Сказал вместе и для того, чтобы вы не оставались без приготовления, но приготовились бы, Collapse )

Продолжение прощальной беседы

Автор: архиепископ Аверкий (Таушев)

Господь предрекает о том, что апостолы будут свидетельствовать о Нем в мiре, как видевшие славу Его и первыми восприявшие Его благодать и истину. Всё это глаголах вам, да не соблазнитеся, то есть чтобы вера ваша в ожидающих вас гонениях не поколебалась. Эти гонения будут доходить до того, что вас будут отлучать от синагог и даже считать богоугодным делом убивать вас. Иудейский фанатизм действительно дошел до такой степени ослепления. Иудеи были убеждены, что «кто проливает кровь нечестивых, тот делает то же, что приносящий жертву». Так жертвой этого фанатизма пал св. первомученик Стефан. Гонитель Савл, ставший потом апостолом Павлом, тоже думал, что участвуя в убийстве христиан, он делает угодное Богу (см.: Деян. 8: 1, 22: 20, 26: 9‒11; Гал. 1: 13‒14). Видимо, от этих слов Христовых ученики были повергнуты в столь глубокую печаль, что Господь в утешение их начал объяснять им, насколько важно для них и для всего мира Его отшествие, ибо только в этом случае придет к ним Утешитель, который обличит мир о грехе, о правде и о суде. Обличит употреблено здесь в смысле «выведет наружу», «доведет до сознания неправоту, преступление, грех» (ср.: Ин. 3: 20, 8: 9, 8: 46; 1 Кор. 14: 24; Тит. 1: 9; Мф. 18: 15; Лк. 3: 19). Это обличение то же, что нравственный суд над мiром. Следствием этого суда может быть одно из двух: или обращение ко Христу через покаяние, или совершенное духовное ослепление и ожесточение (см.: Деян. 24: 25; Рим. 11: 7). Это обличение мiра Духом Святым должно совершиться через проповедь апостолов и их преемников, и всех вообще верующих, приявших в себя Духа Святаго, сделавшихся Его органами. Collapse )