Category: происшествия

Category was added automatically. Read all entries about "происшествия".

Четверг Седмицы 3-й по Пятидесятнице: Мф., 37 зач., 10, 23‒31

Автор: святитель Иоанн Златоуст

Чтобы ученики не говорили: а что, если мы убежим от гонителей куда-нибудь, а они и там найдут нас и опять будут преследовать, – Спаситель, уничтожая такой страх, говорит: вы не успеете обойти Палестины, как Я тотчас приду к вам. Смотри опять, как и в данном случае, Он не уничтожает бедствий, а только является помощником во время опасностей. Он не сказал: Я избавлю вас и прекращу гонения; но что? – не имате скончати грады Израилевы, дондеже приидет Сын Человеческий. И подлинно, для утешения их довольно было того, чтобы только увидеть Его. Итак, смотри, как Он не все и не везде предоставляет благодати, но повелевает им нечто присовокуплять и от себя. Если, говорит Он, вы боитесь, то бегайте; на что Он и указал словами: бегайте, и: не бойтесь. И, однако же, Он не прежде повелевает им бежать, чем начнут их гнать; равным образом, и место назначает им не большое, а повелевает только обойти города израильские. После этого Он опять приготовляет их к другому роду любомудрия. Сперва Он освободил их от попечения о пище, потом от страха опасностей; а теперь освобождает от страха поношения. Освободил их от попечения о пище, когда сказал: достоин есть делатель мзды своея (Мф. 10: 10) и открыл, что многие будут принимать их; освободил от страха опасностей, когда сказал: не пецытеся, како или что возглаголете (Мф. 10: 19), и: претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10:22).

Collapse )

Иван Шмелев. Пути небесные (ко дню смерти)



Фильм посвящен жизни и творчеству замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева (1873‒1950), автора произведений «Человек из ресторана», «Солнце мертвых», «Лето Господне», «Богомолье», «Пути небесные» и другие.

Послание к Римлянам: Рим., 94 зач., 7, 1‒13

Авторы: архиепископ Аверкий Таушев; Н. П. Розанов

В седьмой главе апостол объясняет, что христианин, освободившись от рабства греху, свободен и от исполнения Закона Моисеева. Закон имеет власть над человеком, пока он жив. Так, смерть мужа освобождает жену от законных обязательств супружества, и она может выйти замуж за другого. Так и вы, братие мои, говорит апостол, умерли для закона телом Христовым ,чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу (ст. 4). Закон Моисеев имел временное значение, дабы обнаружить всю силу греха и привести человечество к мысли, что спасение без особой благодатной помощи Божией невозможно. Закон лишь вскрывал греховные язвы, но не давал исцеления от них: он давал человеку лишь горькое сознание бессилия исполнить все требования закона и получить через это оправдание от Бога. Читатели послания умерли для закона и этим освободились от всякой зависимости от него. Теперь они с полным фактом могут принадлежать Христу. Этот новый союз или брак для них несравненно полезнее, потому что тут они не служат уже страстям своим, как прежде, а совершают добрые дела. 5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти. Прежде получались совсем иные результаты. Живя по плоти, т. е. угождая требованиям своего я, мы подчинены были страстям или аффектам греховным. Закон еще более возбуждал их деятельную силу (ср. ст. 7 и след.). И вот результатом этого были плоды, приносимые смерти, т. е. дела дурные, ведущие к духовной смерти. А теперь мы, христиане, освободились от закона с тем, чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (ст. 6), то есть не по внешне-формальным предписаниям закона. Тут же апостол предостерегает от возможного ложного вывода, будто в законе лежит причина греха: не было бы закона, не было бы и греха. Нет, причина греха — в самом человеке.

Collapse )

Послание к римлянам: Рим., 89 зач., 5, 10‒16



Автор: иерей Даниил Сысоев

Толкование на сегодняшнее чтение (Рим. 5, 10‒16) начинается на 6-й минуте второго часа записи (1:05:34). Текст апостольского зачала (89 зач.): Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Исуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение. Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Исуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление ― к осуждению; а дар благодати ― к оправданию от многих преступлений.

Послание к римлянам: Рим., 89 зач., 5, 10‒16



Автор: протоиерей Олег Стеняев

Толкование на сегодняшнее чтение (Рим. 5, 10‒16) начинается на 39-й минуте (38:02). Текст апостольского зачала (89 зач.): Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Исуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение. Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Исуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление ― к осуждению; а дар благодати ― к оправданию от многих преступлений.

Протоиерей Олег Стеняев. «Воздушные мытарства, или экзамен, которого нельзя избежать»

В Библии сказано: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11, 9). Как говорит протоиерей Олег Стеняев, его как священника иногда спрашивают: «Когда для человека наступает точка невозврата? До какого порога дойдя, он уже не может вернуться к Богу?» Отец Олег отвечает: «Этот порог ― физическая смерть. Пока человек жив, есть надежда на покаяние». Пока есть время, нужно успеть приготовиться к главному экзамену, который предстоит каждому человеку. Об этом и говорит с читателями отец Олег, автор книги, котораявышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать». Основу книги известного проповедника, миссионера, богослова, публициста протоиерея Олега Стеняева «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать» составили лекции, прочитанные им в разное время в Троице-Сергиевой лавре, в других монастырях и приходских храмах. На страницах издания речь идет о ценности земной жизни, о смерти, освещается библейское и святоотеческое обоснование учения о мытарствах — своего рода экзамене, который проходит человеческая душа после смерти. Подробный рассказ о каждом из двадцати мытарств завершается повествованием о том, что ожидает душу каждого из нас впоследствии: о частном суде, о загробной участи человека, о воскресении мертвых и о последнем Суде. Надо сказать, говорит в предисловии автор, что в наше время происходит отход от основ классической христианской теологии, особенно в США и Западной Европе: некоторые богословы-новаторы проповедуют мнения, которые никогда не были известны православному богословию, или, хуже того, повторяют древние ереси, осужденные святыми Отцами и на Церковных Соборах. Так, например, по словам автора, сегодня «многие уверовавшие из числа неофитов не только ставят под подозрение учение о мытарствах. Они говорят, что это апокрифическое учение, не имеющее под собой основания в Священном Писании и Предании». Collapse )

Отец Даниил Сысоев: Первое послание к Коринфянам, глава пятнадцатая (за упокой)



Автор: священник Даниил Сысоев

Толкование на сегодняшнее чтение (1 Кор. 15, 47‒57) начинается на 25-й минуте четвертого часа записи (03:24:40). Текст апостольского зачала (163 зач.): Первый человек ― из земли, перстный; второй человек ― Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти ― грех; а сила греха закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Исусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. Закон роста. Итак, «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15; 47). Здесь сказано, что человек сделан из персти — пыли, — и поэтому персть сначала поднимается до одушевленности. Бог берет не какое-нибудь животное, Он берет пыль и из нее делает человека. Здесь мы видим Библейское опровержение теории эволюции. Библия не говорит, что первый человек произошел от обезьяны, нет, сказано, что первый человек из земли, «перстный». Поэтому мы в землю и превращаемся после смерти. Первый этап духовной эволюции — когда взятый из персти становится душевным, то есть управляемым душой. Collapse )

Отказ от своего ума. Память блаженной Ксении Петербургской

Автор: Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодня святая Церковь совершает память блаженной Ксении — одной из самых любимых православным народом святых. Она подвизалась подвигом юродства Христа ради в Санкт-Петербурге в XVIII веке. Главное событие в ее жизни, как и в жизни всех святых, как в жизни каждого человека — смерть. Задумаемся об этой тайне. Все началось у блаженной Ксении с внезапной смерти ее супруга — придворного певца, полковника Андрея Феодоровича Петрова. Смерть мужа она восприняла буквально как свою собственную смерть. Облачившись в его одежду, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал — умерла его супруга Ксения Григорьевна. Если ее называли Ксенией Григорьевной, она не отзывалась. А отзывалась только тогда, когда к ней обращались как к Андрею Феодоровичу. Казалось, она сошла с ума. А ведь и вправду, можно лишиться рассудка, когда умирает родной, близкий нам человек. Более следовало бы удивляться, что этого не происходит с нами. Был этот человек, и нет его. И теперь уже никогда не будет. Что значит без него все остальное? Для чего все заботы, все труды, все, что есть в этом мире? Почему же апостол говорит, что смерть для него — приобретение? Блаженная Ксения много молилась, и Господь посетил ее благодатью в ее безутешном горе. Ей открылся смысл жизни и смерти. Самое главное, в чем мы нуждаемся, чтобы и нам этот смысл открылся. Мы знаем из Евангелия, что пшеничное зерно умирает, не потому что у него есть изъяны, оно умирает, чтобы не остаться одному. Оно умирает, чтобы стать колосом. Оно умирает из-за необходимости роста и преображения. Оно умирает, потому что невозможно для него одновременно быть зерном и колосом, а надо перейти из одного состояния в другое. Смерть это переход. Он совершился в Самом Христе. Господь переходит от зерна к колосу, не потому что Он был причастен греху, а потому что только так Он мог совершить сеяние Своего Божественного величия в нашем мире, потому что только так надлежало Ему обрести Свою жатву. Это абсолютная необходимость умереть, чтобы стать тем, чем должно стать, которую символизирует смерть зерна, была необходима для Господа, потому что она необходима для нас. Господь соединяет нас с Собою в этом символе и говорит обо всех нас: кто слишком привязан к своей жизни, тот погубит ее, а кто освободится от привязанности к ней в этом мире, тот сохранит ее для жизни вечной. Блаженная Ксения ясно увидела, что нам надлежит умереть, чтобы обрести новую потрясающую жизнь.

Collapse )

Среда 7-й седмицы по Пасхе. Ин., 54 зач., 16, 15‒23

Автор: святитель Иоанн Златоуст

Христос не сказал только: вмале, и ктому не видите Мене, но и прибавил: вмале, и узрите Мя, показывая тем, что возвратится, что разлука с ними будет кратковременная, а пребывание ― постоянное. Но этого они не поняли. Поэтому справедливо кто-нибудь может подивиться, для чего они, много раз слышавшие об этом, недоумевают, как будто ничего о том не слышали. Отчего же, в самом деле, они не поняли? Или от печали, как я, по крайней мере, думаю, ― так как она изглаждала из их памяти то, что говорилось, ― или от неясности самых слов. Им казалось, будто Он утверждает два противоречия, хотя и не было противоречия. Если мы увидим Тебя, говорили они, то куда Ты отходишь? Если же Ты отходишь, то как мы увидим Тебя? Поэтому и говорят: не вемы, что глаголет. Что Он должен был отойти, это они знали; а что спустя немного времени Он опять придет к ним, того не знали. Поэтому-то Христос и упрекает их в том, что они не поняли сказанного. А чтобы лучше напечатлеть в них учение о смерти, что Он говорит? Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, ― как и было во время смерти и Креста, ― а мiр возрадуется (ст. 20). Так как они, не желая (видеть Его смерти), легко склонялись к вере, что Он не умрет, и, когда услышали, что Он умрет, были в недоумении, не зная, что значит: вмале, ― то Он говорит: восплачетеся и возрыдаете. Но печаль ваша в радость будет.
Collapse )