Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Коробейниковская Казанская икона Божией Матери

Коробейниковская Казанская икона Божией Матери, величайшая алтайская святыня, единственный в Сибири чудотворный образ, находилась в Богородице-Казанском храме села Коробейникова (Усть-Пристаньского района Алтайского края) с начала XX века. Храм был возведен в 1902 г. под руководством строителя-зодчего Борзенко, освящен в 1903‒1904 гг. и представлял собой замечательный памятник церковной архитектуры. В храме, украшенном росписью, пребывало множество святых икон, среди которых своей поразительной красотой выделялся большой Казанский образ Божией Матери, получивший в дальнейшем наименование Коробейниковского. Пресвятая Богородица в пурпурном одеянии и благословляющий Богомладенец были изображены на золотом фоне в мозаичном обрамлении. Икона является списком (копией) Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1938-м году храм в селе был разграблен и закрыт. Икону Казанской Божией Матери бросили около входа в храм под ноги, используя в качестве помоста. В самом храме устроили зерносклад. Икону спасла от поругания местная жительница, слепая женщина Ольга Гавриловна Перегудова по прозвищу Олюшка Темная, в конце 1990-х годов канонизированная в лике местночтимых святых. Благочестивой Ольге, проживающей в селе Нижнеозёрное близ Коробейникова, во сне явилась Матерь Божия с наказом спасти Её образ, повелев забрать икону из оскверненного храма: «Оля! Возьми Меня. Меня топчут!» Явление это повторилось дважды. По просьбе Ольги её племянница и соседка сшили мешок и пошли к порушенному храму выручать икону. В ту ночь сторожей, всегда охранявших склад, не оказалось на месте, и женщины без труда проникли в бывший храм и вынесли тяжёлую икону. Икона оказалась сильно повреждённой: лики Богородицы и Младенца были едва различимы, слой краски крошился, на доске ― щели и царапины, посреди иконы ― щель шириною в палец, различимы были только очи Богородицы и Божественного Младенца. Но вскоре началось постепенное обновление иконы. Окончательно образ обновился через несколько лет в Пасхальную ночь 1972 года: поверхность иконы стала гладкой, изображения ― чёткими и красочными. Collapse )

Священномученик Василий Крылов

Священномученик Василий Александрович Крылов (1899‒1938) родился в 1899 году в селе Ассаурово Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика. В 1918 году окончил Вифанскую духовную семинарию и был мобилизован в Красную армию в резервный полк города Москвы. В 1922 году был демобилизован, вернулся домой и женился на дочери священника села Спас-Коркодино Клинского района Наталии. В том же году был рукоположен во диакона к Преображенской церкви села Спас-Коркодино епископом Клинским Иннокентием (Летяевым). В 1925 году рукоположен во священника к той же церкви епископом Клинским Гавриилом (Красновским). После закрытия храма в 1930 году устроился работать сторожем и счетоводом в совхозе «Динамо» Клинского района. Но поскольку он не скрывал, что он верующий человек и священник, руководство совхоза уволило его. В 1933 году был направлен служить в храм в селе Покровский погост Константиновского района. Через четыре года храм закрыли и отца Василия перевели в Вознесенский храм села Сурмино Дмитровского района, а через полгода, когда и здесь храм был закрыт, в Покровскую церковь села Андреевского Дмитровского района (ныне в черте города Яхромы). Прихожане знали отца Василия как доброго, тихого и скромного человека. 13 апреля 1938 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Дмитрове. На допросах виновным себя не признал. 14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Расстрелян 1 июля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой, погребён в безвестной общей могиле. Причислен к лику новомучеников на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Преподобномученик архимандрит Никанор (Морозкин)

Преподобномученик Никанор, в миру Морозкин Никифор Михайлович, родился в 1870 в с. Студенки Изюмского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. В 1888‒1899 служил певчим в Оренбурге. В 1899‒1922 был насельником Перервинского мужского монастыря Московской губернии. В 1922 арестован, был судим за то, что спрятал церковные святыни от грабителей ― «активистов». Рукоположен в сан иеромонаха. В 1932 году был вновь арестован, осужден по статье 58-10 УК РСФСР, приговорен к 5 годам высылки. В 1936‒1938 служил в селе Спас (бывш. Рузский у.) Волоколамского р-на Московской области, архимандрит. 26 марта 1938 арестован, 14 июня осужден по обвинению в «антиколхозной агитации и выступлении против выборов», приговорен к расстрелу. 1 июля 1938 года был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 20 апреля 2005 года для общецерковного почитания.

Священномученик Александр Крутицкий

Священномученик Александр Сергеевич Крутицкий (1898‒1938) родился в июне 1898 года в селе Салтыково Бронницкого уезда Московской губернии в семье псаломщика. В раннем детстве Александр лишился матери. Осиротевшую семью приняла родная сестра отца ― Сергея Матвеевича, крестная мать Александра Крутицкого ― Елизавета Матвеевна. Вскоре семья Крутицких переехала из Бронниц на жительство к старшей сестре Александра ― Марии Сергеевне и ее мужу ― Лосеву Николаю Александровичу, псаломщику Покровского храма, жителю села Большое Хомутово Щелковского района. Впоследствии на хомутовском кладбище были похоронены: дед Александра Крутицкого Матвей, который был священником, отец священномученика ― Сергей Матвеевич, псаломщик церкви Рождества Богородицы в селе Образцово, а позже ― крестная Александра Сергеевича ― Елизавета Матвеевна и родная сестра Мария. В 1913 году умер отец, псаломщик церкви Рождества Богородицы в селе Образцово Богородского уезда Московской губернии, не оставив после себя никакого имущества. Пятнадцатилетнему Александру с детства пришлось приучаться к нелегкому сельскому труду. Тяжелые условия жизни и исключительное трудолюбие юноши дали свои результаты ― впоследствии его крестьянское хозяйство было одним из лучших в селе Образцово. Во время Первой мировой войны помогал по хозяйству двум вдовам-соседкам: пахал их земельные участки. После окончания Перервинского духовного училища поступил в Московскую Духовную Семинарию. Духовную Семинарию не закончил, выбыл из нее в 1917 году и определился псаломщиком в храм Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Образцово. В 1919 году Крутицкие купили дом в Образцове. С детства приученный к нелегкому крестьянскому труду, Александр Сергеевич сам пахал, сеял, заготавливал сено, ухаживал за лошадью, коровой, мелкой живностью, был знатоком в агрономических вопросах ― сельчане часто обращались к нему за советом не только по духовным, но и по хозяйственным делам. По благословению своей крестной матери Елизаветы Матвеевны, Александр Сергеевич женился на Пелагее Петровне Цыгановой, коренной жительнице села Образцово. Родом из многодетной крестьянской семьи, Пелагея обладала сильным характером, хорошо пела в церковном хоре, была привычна к крестьянскому труду. Было, видимо, у крестной Елизаветы Матвеевны безошибочное чутье при выборе невесты... Пелагея Петровна смогла вынести все выпавшие на ее долю испытания, вырастить детей, сохранить любовь и верность супругу. В 1929 году был арестован «за срыв хлебозаготовок» и содержался под стражей 10 дней. Вскоре был рукоположен в сан диакона. В 1933 году он был рукоположен во священника и назначен настоятелем храма Покрова Божией Матери в селе Хомутово Щелковского района. Collapse )

Святая мученица Пелагея Балакирева

Пелагея Никитична Балакирева (1901‒1943) родилась 8 октября 1901 года в селе Спирино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Никиты Балакирева. Окончила школу в селе. С 1927 года жила при Троицкой церкви в селе Шарапово, исполняя обязанности сторожа. Помогала настоятелю протоиерею Николаю Сперанскому по делам храма и в исполнении церковных треб, была избрана старостой храма. 18 ноября 1937 года Пелагия была арестована вместе с протоиереем Николаем Сперанским и заключена в заключена в Таганскую тюрьму в Москве. Заранее были допрошены лжесвидетели, которые оговорили обвиняемых, дав необходимые следователю показания. «Следствию известно, что вы собирали подписи под жалобу на сельсовет ввиду отказа в застройке сторожки на колхозной земле. Дайте показания по этому вопросу! ‒ требовал следователь на допросе. ‒ «Да, я действительно собирала подписи прихожан под данную жалобу». ‒ «Следствию известно, что вы совместно с благочинным умышленно затягивали церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе. Дайте показания по этому вопросу!» ‒ «Да, действительно, церковные службы обычно кончались в 12 часов, когда были престольные праздники или исполнялись требы, чем срывались колхозные работы». «Вы обвиняетесь в проведении антисоветской агитации. Признаете ли себя виновной в предъявленном вам обвинении?» «Да, признаю себя виновной, что вела антисоветскую агитацию». На следующий день снова состоялся допрос, и следователь спросил Пелагию, подтверждает ли она свои показания предыдущего дня. Осознав, что ее затягивают на путь опасного лжесвидетельства против себя, она заявила: «Показания свои подтверждаю... но антисоветской агитации я не вела и виновной себя не признаю». «На какие средства живете?» спросил ее следователь». «Я проживаю у благочинного Сперанского на средства церковной общины». «Какие обязанности вы выполняете в церковной общине?» – «Помимо поручений священника при его службе, я исполняю обязанности церковной старосты». 27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. В 1940 году Пелагия Никитична написала заявление с просьбой пересмотреть дело. Несмотря на то, что ряд свидетелей на этот раз не подтвердили своих прежних показаний, помощник прокурора посчитал, что «данные ими показания в органах НКВД подтверждаются», и заключил: «Мера наказания соответствует содеянному, а потому жалобу оставить без удовлетворения». Скончалась 30 июня 1943 года в исправительно-трудовом лагере в Вологодской области. Погребена в безвестной могиле.

Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский и иже с ним убиенный иерей Петр Карелин

Священномученик Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганов), епископ Тобольский и Сибирский, родился 25 апреля 1858 года в семье единоверческого священника Херсонской епархии, впоследствии принявшего монашество. Он окончил полный курс юридического факультета в Новороссийске, здесь же прошёл курсы математического и историко-филологического факультетов. Затем Георгий поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где и принимает монашество с именем Гермоген. 15 марта 1892 года он становится иеромонахом. В 1893 году иеромонах Гермоген окончил Академию и был назначен инспектором, а затем ректором Тифлисской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. Не желая содействовать антицерковному и материалистическому духу времени, он поощряет распространение миссионерства среди населения Российской окраины. 14 января 1901 года в Казанском Соборе Санкт-Петербурга отец Гермоген был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. В 1903 году его назначили епископом Саратовским и вызвали для присутствия в Святейшем Синоде. Служение Владыки отличалось неослабевавшим горением духа: процветала его трудами миссионерская деятельность, устраивались религиозные чтения и внебогослужебные беседы, программу для которых составлял сам же епископ и он же руководил ими.

Collapse )

Преподобный Тихон Медынский, Калужский

Автор: Иеромонах Макарий Симонопетрский

Святой Тихон родился в Киеве в XV в. Еще юношей он принял постриг в Московском Чудовом монастыре. Затем он обосновался в пустынном месте среди дремучего леса, в шестнадцати километрах от Медыни, в Калужском крае. Там Тихон прожил многие годы в подвижнических трудах и просиял, как пресветлая звезда, святостью жизни и чудесами. Своим жилищем он сделал дупло огромного дуба, для пропитания собирал травы, росшие вокруг, а воду пил из колодца, который сам выкопал здесь же. Кроткий и добрый человек Божий имел двух учеников, Фотия и Герасима, которым передал свой опыт в искусстве очищения души. Несмотря на бедность, святые отцы не принимали никаких даров и истощали свои силы обработкой неплодородной земли. У них не было лошадей, и святойТихон, изможденный постом и болезнями, сам впрягался в плуг, на который налегали ученики. Невзирая на столь тяжелые условия, многие люди, стремящиеся к монашеской жизни, просили святогоТихона устроить для них обитель. Как-то раз владелец тех земель охотился неподалеку и увидел подвижника в его келье. Размахивая хлыстом, он приказал Тихону покинуть эти места, но в ту же минуту его рука отсохла. Осознав свою ошибку, он стал просить прощения у святого, который тотчас его исцелил. Сменив гнев на милость, землевладелец предложил человеку Божию доставить все необходимое для строительства обители. Так святойТихон основал монастырь Успения Богородицы и Трех Святителей и до глубокой старости был его игуменом. Он почил в мире в 1492 г. В Смутное время монастырь был разрушен (1610), но через несколько лет его восстановили. Вновь обители закрыли в 1918 г., часть храмов при этом была разрушена. Однако святой источник прп. Тихона оставался местом паломничества, вопреки тщетным усилиям безбожников. Монастырь возродился в 1991 г.

Преподобный Тихон Луховский, Костромской

Преподобный Тихон Луховский, Костромской, в миру Тимофей, родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел из Литвы в Россию. Святой раздал все, что имел, принял постриг с именем Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли. Город Лух был отдан тогда князю Феодору Бельскому, вместе с которым преподобный Тихон пришел из Литвы. На берегу в урочище Копытовке преподобный Тихон поставил келию. Когда к нему в пустыню пришли два инока, Фотий и Герасим, преподобный ради них перешел за три версты от Копытовки, на более удобное место. Учениками прп. Тихона были также прп. Фаддей и Филарет. Имена учеников сохранились в древнем синодике Тихоновой пустыни и на древней иконе преподобного Тихона. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем. По смирению он так и не принял священства. Скончался 16 июня 1503 года, в такой бедности, что ученики не знали, в чем его погрести. Но к их утешению Суздальский архиерей прислал подвижнику свитку, в которой его и предали земле. Вскоре после его смерти на месте его подвигов устроилась обитель в честь святителя Николая Чудотворца. В 1569 году при гробе преподобного Тихона начали совершаться исцеления больных, и его мощи были обретены нетленными (празднование 26 июня). Но игумен Константин, который поставил их поверх земли, был поражен слепотой; получив прозрение, он сокрыл мощи преподобного в земле. С того времени началось почитание преподобного Тихона. Житие его с описанием 70-ти посмертных чудес было составлено в 1649 году. Тропарь прп. Тихону Луховскому, Костромскому, глас 4: Желанием духовным в пустыню вселился еси / и, тамо невозвратно шество­вав Божественными стезями, / достигл еси в Небесныя обители, / и ныне со Ангелы предстоиши / у Престола всех Царя Христа Бога, / Емуже прилежно молися / помиловати град сей и люди, / верою празднующия пречестную память твою, / Тихоне преподобне, отче наш.

Святой благоверный князь Сербский Лазарь

Автор: Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский

Святой Лазарь родился в 1329 году в городе Прилепец. С детства он отличался такими добродетелями, что был замечен королем Душаном, который поселил его во дворце в Скопье. При дворе святой Лазарь пользовался всеобщим уважением за честность, мужество и набожность. Он женился на родственнице короля святой Милице (память 19 июля), у них родились пять дочерей и три сына. Святой Лазарь получил титул князя. После Душана Сербским королевством правил блаженный король Стефан Урош V (1355–1371), после смерти которого трон наследовал святой Лазарь. Он начал осуществлять задуманный им план по воссоединению разделенных сербов, чтобы бороться с турками. Против него составилась оппозиция, святой даже чудом избежал попытки его убить. Невзирая на это, благоверный князь продолжал объединять государство. Святой Лазарь активно занимался не только политикой, он также явил большую любовь к Церкви. Со времени восшествия на трон его главной заботой было наискорейшее примирение Сербской и Константинопольской Церквей. Они прекратили евхаристическое общение, когда Стефан Душан объявил о создании Сербской Патриархии. Святой Лазарь послал в византийскую столицу миссию, возглавляемую монахом Исаией, которой удалось убедить святого патриарха Филофея снять анафему (1375). Благочестие Лазаря проявлялось также в основании множества церквей и монастырей как в Сербии, так и за ее пределами, особенно на Святой Земле и горе Афон. После 1371 года он с радушием принял учеников святого Григория Синаита, покинувших Святую Гору из-за опасности нападения турок. Он повелел основать для них монастыри Горняк и Раваница. Наиболее важным делом явилось учреждение Раваницкой обители, которую возглавил святой Ромил (память 18 сентября). Святой князь предпринял несколько военных походов против турок, но все время сталкивался с внутренним разделением сербского народа. Наконец ему удалось собрать всех вельмож и командующих армиями в Крушеваце. Он убеждал их забыть свои ссоры, чтобы всем вместе биться против врагов Креста. Потом отслужили Литургию, во время которой все воины причастились Святых Таин.

Collapse )