?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: Святитель Феофан Затворник, Архиепископ Аверкий Таушев

Опыт показал, что иные из таковых не устаивали в обете вдовства; и, кроме того, расслабевши в решимости строго держаться данного обета, они позволяли себе и вообще поведение неодобрительное. Почему апостол изъявляет желание, чтоб молодые вдовицы лучше вступали во второй брак, чтоб не подать повода противнику — диаволу — наругаться над ними, сбив их с настоящего вдовьего пути. «Возрасту, всегда готовому поскользнуться, не следует легко верить» (Амвросиаст). «Молодые вдовицы сами подали повод к такому постановлению тем, что не выдерживали вдовства» (блаженный Феофилакт). Таким вдовицам, которые чувствуют себя неспособными жить в честном вдовстве, апостол советует лучше вступать во второй брак, нежели уклониться с доброго пути жизни: Ю́ныхъ же вдови́цъ отрицáйся (отвращайся, не принимай, отказывай в приеме в этот чин), егдá бо разсвирѣпѣ́ютъ (καταστρηνιασωσιν, подпадут неудержимым стремлениям плотской жизни, утешной, сластолюбивой, удовольственной; разнежатся, впадут в роскошь, в распутство, в чувственность) о Христѣ́ (вопреки Христу), посягáти (замуж) хотя́тъ, имýща грѣ́хъ (κριμα — дело преступное, суду и осуждению подлежащее, т. е. подлежа осуждению), я́ко (ибо) пéрвыя (прежней) вѣ́ры отвергóшася: «Верою называет обет; как бы так говорит: обманули Его, отвергли Его, нарушили обет» (святой Златоуст). «Когда обесчувствеют, когда, охладевши к вдовству, вознерадят о нем, и вследствие того с грубою надменностию или бесчувствием отвращают очи свои от Христа, яко жениха» (Экумений, блаженный Феофилакт). «Несмотря на то, что посвятили себя Христу, хотят брака и замужества, — очевидно не хотят уже Его единого иметь женихом и, предпочитая Ему человека, горделиво действуют против Него» (Экумений, святой Златоуст, блаженный Феофилакт). Апостол пишет правило — не полагаться на скорые слова обетов — для вразумления и самих вдовиц, «чтоб не дерзали на то, что выполнить трудно» (Амвросиаст).

Кýпно же и (одновременно, притом, будучи) прáздны ýчатся преходящая дóмы (приучаются ходить по домам), не тóчiю (только бывают) же прáздны, но и бляди́вы (болтливы, φλυαροι, вздорны) и оплази́вы (περιεργοι, любопытны), глагóлюще (говоря, болтая) я́же (чего) не подобáетъ. Но вдовица, не обдумавшая всего этого и легкомысленно решившаяся на вдовство, скоро соскучивает в нем и охладевает к нему. Сидеть в уединении, молиться и трудиться — скучно. Настоит нужда искать развлечений, а с этим уж необходимо вяжутся болтливость, любопытство и неподобные речи. «Что пользы из того, когда они откажутся от попечения о мужах и не приложат старания о Боге? Тогда они без сомнения соделаются праздными, болтливыми, без нужды пытливыми; потому что тот, кто не заботится о своем, непременно будет заботиться о чужом. Неприлично всячески разузнавать чужие дела, ибо это есть величайший признак бесстыдства и наглости» (св. Златоуст). Это тем неодобрительнее, если при сем прикрываются своим званием вдовства. «Почитая вдовство, достаточные принимают их в свои домы, а они, узнав, что им приятно слушать, собирают по другим домам и к ним переносят; за это пользуются от них подачами — и навыкают таким образом жить более сплетнями, чем трудами рук своих» (Амвросиаст). Не все, конечно, молодые вдовы неблагонадежны. Немало бывает между ними таких, которые и сами в себе чувствуют сильнейшее расположение к сохранению вдовства, и другие не считают их неспособными к тому. Потому апостол не пишет общего для всех неотложного законоположения, но говорит, как бы совет предлагая, такой, однако ж, который для не чувствующих себя гожими к хранению честного вдовства есть закон. Повелевáю ýбо ю́нымъ вдови́цамъ посягáти (вступать в брак), чáда рожáти, дóмъ (у)стрóити (хозяйство вести, οικοδεσποτειν, быть госпожами в доме и держать строго добрые по дому порядки, то есть иметь попечение о своем доме и нести труды и работы по нему), ни еди́ному (никакого) же винý (повода) дая́ти проти́вному (противнику, диаволу), хулы́ рáди (к поношению, злоречию): «чтоб не дать диаволу повода насмеяться над ними, если они, став невестами Христовыми, потом, по свойственному молодости непостоянству, впадут в нечистые дела. Для того веду я их под иго брака, чтоб, не имея времени и покоя, они не имели возможности наделать кучу вышепоказанных недобрых дел» (блаженный Феофилакт). Примеры этого уклонения апостолу известны, как видно из его слов: сé ýбо нѣ́цыи (ибо некоторые) разврати́шася (совратились, εξετραπησαν, сошли, уклонились, сбились с прямого пути, который указывал им обет вдовства) вслѣ́дъ сатаны́, то есть к тому недоброму поведению, которое изображено выше, что по мнению святого Иоанна Златоуста, значит: впали в блуд. В 16 ст. апостол снова повторяет, что верные сами должны заботиться о своих родных вдовицах, не обременяя их содержанием Церковь. «К верным обращает законоположение, кои, веруя, готовы послушаться слова апостольского» (Экумений). А́ще ктó вѣ́ренъ, или́ вѣ́рна (т. е. христиане) и́мать [у себя в семье] вдови́ца, да довли́тся (довольствует, помогает, поддерживает) и́мъ, чтоб они были содержимы семьей, к которой принадлежат, яко да (чтобы) не тяготи́тся (обременяется) Цéрковь, да сýщи и́стинныхъ вдови́цъ удовóлитъ (удовольствует, поможет); на попечении же Церкви оставались одни вдовицы беспомощные. «Не сказал: да доставляет им роскошное содержание, но: да удовлетворяет их нужды» (святой Златоуст). Во второй части 5-ой главы с 17 по 25 стих апостол учит Тимофея, как поступать епископу в отношении пресвитеров. Священники, которые выбираемы были из людей преимущественно пожилых, как более степенных, опытных и обычно пользующихся уважением, и чрез рукоположение получали благодать священства на продолжение дела апостольского проповеданием Евангелия и вообще слова Божия и освящением верующих благодатию чрез Святые Таинства. В силу сего они настоятельствовали в общинах христианских, руководя их, вразумляя и исправляя. Кто ревновал о сем не щадя сил и даже живота, тот хорошо предстоятельствовал. Прилѣжáщiи (προεστωτες — предстоящие, управляющие) же дóбрѣ (хорошо) попы, сугýбыя чéсти да сподобля́ются (удостоиваются), пáче (особенно) же тружáющiися въ слóвѣ и учéнiи. «Настоятельнее будет в труде сем тот, кого не смиряет нужда, и ревность его все более и более будет расти, когда видит, что труд его приносит плод и для настоящей жизни, не до избыточествования, но до отвращения скудости и недостатка» (Амвросиаст). Три дела лежит на предстоятеле Церкви — учить, руководить и исправлять — и освящать Таинствами. Первые два исправляются трудом в слове и учении. И это есть важнейший труд, и потому, что он труднее, и потому, что приготовляет и к принятию благодати чрез Таинства. Под «честью», которой должны сподобляться усердствующие пресвитеры, святой Иоанн Златоуст понимает «попечение», «доставление им всего необходимого» для жизни, насущных нужд, что подтверждается и следующим стихом: Глагóлетъ бо Писáнiе, волá верхуща (быку молотящему) не оброти́ши (не будешь закрывать рот): и достóинъ дѣ́латель мзды́ своея́. «Здесь приводит апостол и постановление закона, и заповедь Христову (ср.: Втор. 25, 4; Мф. 10, 10) — и то и другое согласны между собою; ибо закон говорит: вола молотяща не обротиши. От учителя требует трудов подобных труду вола молотящего. Потому что нет, воистину нет другого труда, равного его труду. Это постановление закона. Заповедь Христова: достоин делатель мзды своея. Следовательно, тот, кто предается неге и покою, недостоин ее. Кто не есть вол молотящий, кто не несет терпеливо ярма, не обращая внимания на жар и терние, и не прежде оставляет его, как по собрании плодов в житницу, тот недостоин ее. Поэтому надобно, чтобы учителям все необходимое было доставляемо в довольстве, дабы они не трудились для сего сами и, занимаясь маловажным, не пропускали важнейшего, дабы упражнялись в духовных подвигах и не имели никакого попечения о житейских делах. Таковы были левиты: они не заботились о житейском, потому что попечение о них имели миряне и законом определены были их доходы. Но им по всей справедливости назначалось сие по закону, так как они искали настоящего; а я говорю, что предстоятели, имея вечные надежды, не должны иметь ничего больше, кроме пищи и одежды, чтоб они не развлекались этим» (святой Златоуст). На попа хулы́ (обвинения) не прiéмли, рáзвѣ (кроме как) при двою́ (двух) или́ трiéхъ свидѣ́телѣхъ (ст. 19) это потому, что пресвитеры избираются из людей наиболее достойных, а потому и всякое обвинение на них представляется наименее вероятным, а затем и потому, что по самому роду и характеру своей деятельности пастырско-обличительной и наставительной, они естественнее всего могут страдать от клеветы и ложных обвинений. Два или три свидетеля в таких случаях требовались и по ветхозаветному закону (Втор. 19, 15). Имея долг исправлять, легко священники подвергаются нерасположению исправляемых, которые начинают присматривать за батюшкой, находить в нём недоброе и доносить на него начальству. В таких доносах нередко бывает ложь — клевета, поэтому св. Павел советует быть осторожными, чтобы не принять обвинений голословных, а требовать подтверждения 2 или 3-х свидетелей. Согрѣшáющихъ же предъ всѣ́ми обличáй, да (чтобы) и прóчiи стрáхъ и́мутъ (ст. 20) — речь идет здесь все о тех же пресвитерах, обвинение против которых будет доказано. «Но не больше ли будет соблазна, — спрашивает святой Иоанн Златоуст, — когда пред всеми станешь обличать?» и отвечает: «Когда узнают грех и не будут видеть наказания, тогда действительно станут соблазняться. Ибо от того, что согрешившие останутся ненаказанными, многие естественно и сами поползаются на грех; как, наоборот, от того, что они бывают наказываемы, многие исправляются. Так действовал и Бог. Он вывел фараона на среду (на показ всем) и наказал: видим также, что явно пред всеми получили наказание и Навуходоносор, и многие другие люди и города. Следовательно, апостол хочет, чтобы все имели страх пред епископом и поставляет его над всеми». Суд епископский над обвиняемым пресвитером должен быть вполне безпристрастен. Далее апостол говорит о том, с какой крайней осторожностью надлежит епископу избирать лиц, предназначающихся к священному рукоположению. Засвидѣ́тельствую (заклинаю) прéдъ Богомъ, и Гóсподемъ Iсýсъ Христóмъ, и избрáнными Егó Ангелы (как бы на Страшном Суде ставит себя св. Павел с Тимофеем) да сiя́ (то есть то, что касается рукоположения на служение Церкви), сохрани́ши безъ всякiя вины (χωρις προκριματος — без предубеждения, без предвзятого мнения о подсудимом или намечаемом к рукоположению), прéдняя избрáнiя, ничесóже творя́ по умолéнiю (ничего не делая по пристрастию). «Призывает он Отца и Сына (и Ангелов) во свидетели сказанного им для того, дабы в грядущий день, если бы что совершилось вопреки долга, остаться правым пред ними, то есть как бы снимая с себя всякую ответственность» (святой Златоуст). Соблюди точно заповеданное тебе насчёт суда, суди безпристрастно. Руки́ скóро (поспешно) не возлагáй ни на когó же (ст. 21‒22) — некоторые считают, что слова 21 стиха относятся к предыдущему, то есть к речи о суде над пресвитерами, но другие склонны относить их к начинающейся новой речи о рукоположении: и рукополагать, так же, как и судить, надо без пристрастия, тщательно расследовав дело. «Надлежит прежде исследовать жизнь рукополагаемого, — говорит блаженный Феодорит, — а потом призвать на него благодать Духа».