?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Роман Савчук

Слева: Чудо от иконы Богоматерь Знамение. Битва новгородцев с суздальцами, XV в (в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками). Один из древнейших иконографических образов Божией Матери, получивший на Руси именование «Знамения», то есть знака милости Богоматери, начал распространяться у нас с ХI‒XII веков. Подобные иконы стали так называться после чудесного знамения, случившегося от такого образа в 1170 году в Новгороде. Тогда к городу подступили соединенные силы русских удельных князей, грозя расправой над новгородцами. Не имея возможности силой отбить неприятелей, жители города искали помощи у Пресвятой Богородицы, Которая и явила особое чудесное заступничество обиженным посредством Своего чудотворного образа. Память о подобных случаях особых явлений и чудес живет долго. И, нужно сказать, небезосновательно. Ведь каждое проявление силы Божией достойно благодарной памяти, оно укрепляет веру и часто является важным аргументом для колеблющихся в истине. Однако есть у Божественных знамений и чудес другая сторона. «Какое Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?» (Ин. 6: 30) — спрашивали у Господа люди, евшие чудесно умноженные Спасителем пять хлебов и две рыбки. В ответ на подобные требования с глубоким сожалением Богочеловек отвечал: «Для чего род сей ищет знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение» (Мк. 8: 12). Преподобный Исаак Сирин по этому поводу рассуждает парадоксально. «Если просящий у Бога знамения, — говорит святой, — будет услышан, то лукавый обретает в нем место как в ходящем пред Богом без благоговения, с дерзостью и ввергает его в большие поползновения». То есть речь идет даже не о диавольской прелести, но опасны для человека могут быть и те истинные чудеса, которые он долго и упорно испрашивает у Бога! Вот в чем истинная опасность духовной жизни в свободе человеческой личности, которую Творец не ограничивает. Оказывается, мы можем выпросить у Бога и неполезное для нас. И это возможно только в силу того, что, не разобравшись в собственных желаниях, не укротив вовремя пылкость даже добрых, но несвоевременных стремлений, мы предпочитаем миру Божиему собственный, нами обдуманный, нами проверенный и нами востребованный мир. Причем здесь нет никакого небрежения со стороны Творца: о подобной ситуации Господь говорит в притче о блудном сыне (см.: Лк. 15: 11‒32). Любящий Отец отдает сыну то, что он требует от Него, вполне осознавая, с какими опасностями сопряжена самостоятельная жизнь неопытного чада. Однако удерживать его нет смысла. Человек призван в земном странствовании познать вкус истинной жизни, испытав который, он уже никогда не выберет противного.

Слева: Икона Битва новгородцев с суздальцами, фрагмент. Наши прародители избрали некогда именно опытный путь познания Истины, они не поверили слову Создателя. Поэтому не удивительно, что мы продолжаем познавать границы света и тьмы, только приближаясь к ним на опасное расстояние, где можем почувствовать, что избранный нами путь ведет не в ту сторону. Господь не может лишить нас этой онтологической необходимости проверять всё на собственном опыте. Однако для того, чтобы распознать тонкую грань между действительно необходимым для нашей жизни и несвоевременным, между добрым сыновним обращением к Творцу и дерзким требованием свободы, личного пространства, необходимо иметь особый духовный вкус, уметь распознавать тщеславие от искреннего стремления сделать доброе дело. Эта способность различения духов приходит со временем, после долгих трудов и терпения. Это удел избранных. Нам же лучше не пытаться собственным умом определить качество духовного явления, полагаясь на личный опыт. Не стоит изведывать то, что находится за гранью близкого и понятного мира (материального и духовного), не стоит просить того, что должно кардинально изменить обстоятельства нашей жизни. Опыт святых показывает, что лучше с благодарностью довериться Богу, принять обстоятельства нашей жизни как в той или иной мере обусловленные Промыслом о нас благого Творца. И тогда Он не замедлит отнять всё неполезное для нас. Если же обстоятельства действительно вынуждают нас обратиться к Богу за чудом, то пусть в этом обращении будет больше сокрушения о собственной немощи, чем требования справедливости или должного от Создателя.