?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Архиепископ Аверкий Таушев

Глава пятая содержит наставления, как учить и руководить пасомых в зависимости от их разных состояний. He на всех одинаково может и должен действовать мудрый пастырь, но сообразно с особенностями каждого, в зависимости от возраста, положения в Церкви, положения в обществе и внешнего состояния. Прежде всего апостол дает наставления, как вести себя пастырю по отношению к двум противоположным возрастам: престарелому и юному. Стáрцу не твори́ пáкости, но утѣшáй (старца не укоряй, но упрашивай, умоляй) я́коже отцá — по греческому подлиннику: «Не кричи на старика, не брани унизительно, не срами его», но утѣшáй, в смысле «увещевай», как отца, то есть отнесись почтительно, как бы к своему отцу согрешившему. Таково же должно быть отношение пастыря к старицам — как к матерям: стáрица, я́коже мáтере. В отношении же юных нужно держать себя дружелюбно и ласково, как бы в отношении к своим братиям и сестрам, ибо «ласковостью скорее можно достигнуть того, в чем не всегда успевает авторитетная власть (Амвросий)»: ю́ноша, я́коже брáтiю, ю́ныя, я́коже сéстры, со вся́кою чистотóю. Здесь Апостол делает только оговорку в отношении женского пола: со всякою чистотою, то есть с соблюдением полной целомудренности в речах и во всех отношениях, дабы и другим не давать нехороших подозрений, и свое сердце оградить от греховного влечения. Далее апостол говорит о вдовицах: Вдови́цы чти́ (почитай) сýщая и́стинныя вдови́ца — слово «чтить» апостол употребляет здесь в смысле «помогать», брать на церковное попечение. Смысл этого увещания, следовательно, таков: «Бери на церковное попечение вдовиц доброго поведения, заслуживающих милосердия и заботы о них».

Смысл следующего стиха тот, что вдовы, имеющие близких родственников, не должны обременять Церковь своим содержанием, а дети или внуки должны учиться оказывать честь своей матери или бабке, питая их и делая им всякое добро (Экумений): А́ще (ес)ли (ка)кáя вдови́ца чáда или́ внýчата и́мать, да ýчатся прéжде свóй дóмъ благочи́сти́во устрóити (почитать, окружать заботой свою семью), и чéсть (должное) воздáти роди́телемъ: сié бо éсть благоугóдно прéдъ Богомъ. Суть следующего наставления в 5 ст. [2] та, что на церковное содержание можно брать и не старых вдовиц, если они зарекомендовали себя благочестивой жизнью, отказавшись от второго брака и ведя жизнь целомудренную с надеждой единственно на помощь Божию: А сýщая и́стинная вдови́ца и уединéна (одинокая), уповá(ет) нá Бога, и пребывáетъ въ моли́твахъ и молéнiихъ (прошениях), дéнь и нóщь. Таким благочестивым вдовицам апостол в 6 стихе противопоставляет «сластолюбивых»: а питáющiяся прострáнно (живущая в наслаждениях, сластолюбиво), о которых говорит, что таковые «заживо умерли», то есть в живом еще теле носят умерщвленную грехами душу: живá (заживо) умерлá. Таковым апостол заповедует внушать, чтобы они обратились к непорочной жизни: сiя́ завѣщавáй (внушай, предписывай им), да непорóчни (безупречны) бýдутъ. А́ще (ес)ли ктó о свои́хъ, пáче (особенно) же о при́сныхъ (о домашних) не промышля́етъ, ни прилежитъ (не печется), вѣ́ры отвéрглся (отрекся) éсть, и не вѣ́рнаго гóрши (хуже) éсть — обличение это, надо полагать, направлено против тех, которые стараются сбыть своих престарелых родственников на церковное содержание, не желая заботиться об их пропитании. Далее апостол говорит о том, что на церковное служение и на полное содержание Церкви должны быть принимаемы вдовицы, не менее, как шестидесятилетние, бывшие женою одного мужа, известные своими добрыми делами, но не молодые, падкие на разного рода грехи: Вдови́ца же да причитáется (избирается, зачисляется, вносится в список, в состав состоящих при церкви) не мéньши лѣ́тъ шестьдесятихъ, бы́вши еди́ному мýжу женá, въ дѣ́лѣхъ дóбрыхъ свидѣ́тельствуема (имеющая свидетельство, известная), áще (если) чáда воспитáла éсть, áще святы́хъ нóзе (ноги) умы́(вала), áще стрáнныя прiя́тъ (странников принимала), áще скóрбнымъ утѣшéнiе бы́сть (скорбящим, бедствующим помогала), áще вся́кому дѣ́лу блáгу послѣ́довала éсть. Некоторые толковники полагают, что здесь идет речь о кандидатках в диакониссы, к которым и предъявляются условия, сходные с условиями, которым должны отвечать кандидаты в диаконы. Но некоторые считают, что здесь просто продолжение речи о вдовах, заслуживающих попечения Церкви.