petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Послание к Филимону

Автор: архиепископ Аверкий Таушев

Возлюбленный Апостолу Павлу (ср.: ст. 1) Филимон был богатым и знатным гражданином г. Колосс. По выражению апостола Павла, он сáм(им)ъ собóю был ему дóлженъ (ст. 19), то есть был им обращен к вере Христовой в Колоссах или в Ефесе, во время долговременного пребывания там апостола Павла, ибо Колоссы с Ефесом были в постоянных сношениях, торговых и административных. Уверовав, Филимон являл в своем лице и во всей семье образец веры и жизни по вере. Ближайшей помощницей во всех подвигах христианской жизни была Филимону Апфия, по мнению святого Иоанна Златоуста, его жена, которую письменно приветствует апостол Павел, обращаясь как к сестрѣ́ возлю́бленнѣй, а также Архипп, как полагают сын их, которого апостол почтил названием «сподвижника своего»: сущему вóину нáшему. «Дом их, по словам святого Иоанна Златоуста, был пристанищем для всех святых, и святой Павел свидетельствует, что им утрóбы (сердца) святы́хъ почи́ша (успокоены)» (ст. 7). На том основании, что дом Филимона апостол называет «домашней церковью», полагают, что там действительно была церковь, в которой совершали богослужения Филимон и Архипп, как лица, облеченные в священный сан. Вероятно, Филимон помогал в управлении Колосской церковю Епафрасу, епископу Колосскому, и в его отсутствие заменял его. По преданию, Филимон был позднее сам епископом в Колоссах (Постановления апостольские, 7:49) и принял мученическую смерть вместе с Апфией и Архиппом от возмутившейся языческой черни. Память их празднуется 19 февраля и 22 ноября. По другому преданию, святой Архипп был епископом в Колоссах, а святой Филимон — в Газе. Послание свое к Филимону апостол Павел написал по поводу раба его Онисима, который, провинившись чем-то, из страха наказания бежал от своего господина и добрался до Рима, где находился в узах апостол Павел: молю́ тя о моéмъ чáдѣ, егóже роди́хъ во ýзахъ мои́хъ Они́сима иногдá тебѣ́ не потрéбнаго, ны́нѣ же тебѣ́ и мнѣ́ благопотрéбна, егóже возпослáхъ (возвращаю) тебѣ (ст. 10‒11). А́ще же въ чесóмъ оби́дѣ тебé, или́ дóлженъ éсть, мнѣ́ сié вмѣни́ (ст. 18).

Во время первых своих уз в Риме апостол имел возможность проповедовать невозбранно: проповѣ́дуя Цáрствiе Бóжiе и учя́ я́же о Гóсподѣ нáшемъ Исýсѣ Христѣ́ со вся́кимъ дерзновéнiемъ невозбрáнно (Деян. 28:31). Так он в числе других обратил к вере во Христа и Онисима. Апостол так полюбил Онисима, что хотел его даже удержать при себе, но потом рассудил за лучшее вернуть его Филимону, прося, чтобы последний принял его, как его сердце: ты́ же егó, си́рѣчь мою́ утрóбу, прiими́ (ст. 12). Все это послание направлено к тому, чтобы совершенно примирить господина с его рабом и чтобы Филимон принял бежавшего Онисима уже не якоже рабá къ томý, но вы́ше рабá, брáта возлю́блена, пáчеже мнѣ́, кольми́ же пáче (особенно мне, а тем больше) тебѣ́, и пó плоти и ó Господѣ (ст. 16). Послание к Филимону написано и послано одновременно с Посланием к колоссянам, и следовательно, в 61 или 62 году: о мнѣ́, вся́ скáжетъ вáмъ Тихи́къ, возлю́бленный брáтъ и вѣ́ренъ служи́тель и сорабóтникъ о Гóсподѣ, егóже послáхъ къ вáмъ на сé и́стое, да разумѣ́етъ я́же о вáсъ и утѣ́шитъ сердцá вáша, со Они́симомъ, вѣ́рнымъ и возлю́бленнымъ брáтомъ нáшимъ, и́же éсть от вáсъ: вся́ вáмъ скáжутъ, я́же здѣ́ (Кол. 4:7‒9). Апостол Павел в это время находился в узах. так как он надеялся на скорое освобождение и даже просил Филимона приготовить ему помещение, надеясь прийти в Колоссы, то ясно, что это были первые узы апостола в Риме, где и написано это послание: Кýпно же и уготóви ми́ оби́тель, уповáю бо я́ко моли́твами вáшими даровáнъ бýду вáмъ (ст. 22). Послание к Филимону содержит в себе всего одну главу, состоящую из 24 стихов. Начинается послание вступлением из первых 9-ти стихов, в котором апостол Павел, после обычного приветствия от себя и Тимофея и после пожелания благодати и мира Филимону, Апфии и Архиппу, выражает свою радость по поводу благочестия Филимона и говорит, что, хотя мог бы смело ему приказывать, по любви, предпочитает лучше его просить. Эта просьба излагается в ст. 10-12. Апостол просит тут Филимона принять Онисима, которого он родил в узах, и который некогда был негоден для него, как его сердце. В 13‒21 стихах апостол приводит ходатайственные доводы в пользу Онисима: Онисим настолько изменился к лучшему, что апостол хотел даже оставить его у себя для помощи и услужения, но воздержался от этого, чтобы доброе дело Филимона было добровольным, а не вынужденным: Егóже áзъ хотѣ́хъ у себé держáти, да въ тебé мѣ́сто послýжитъ ми́ во ýзахъ (за) благовѣствовáнiя: безъ твоея́ же вóли ничтóже восхотѣ́хъ сотвори́ти, да не áки по нýжи (вынужденно) благóе твоé бýдетъ, но по вóли (ст. 13‒14); в разлучении Онисима с Филимоном апостол усматривает Промысел Божий, ибо последствием бегства Онисима была его встреча с апостолом в Риме и обращение ко Христу. Онисим как будто для того отлучился на время, чтобы господин принял его потом навсегда, но уже не как раба: Нéгли бо рáди сегó разлучи́ся въ чáсъ, да вѣ́чна тогó прiи́меши, но не якоже рабá къ томý, но вы́ше рабá, брáта возлю́блена, пáчеже мнѣ́, кольми́ же пáче (особенно мне, а тем больше) тебѣ́, и пó плоти и ó Господѣ (ст. 15‒16); апостол настолько полюбил обращенного им Онисима, что, если Филимон дорожит общением с апостолом Павлом, то должен принять Онисима, как бы самого Павла: А́ще ýбо и́маши менé óбъщника, прiими́ сегó я́коже менé (ст. 17); если Онисим причинил Филимону какой-либо материальный ущерб, то апостол обещает возместить это, говоря притом, что ты, Филимон, сáм(им)ъ собóю ми еси дóлженъ, имея в виду, что от погибельного пути язычества Филимон обращен святым апостолом Павлом. Отсюда делают вывод, что Онисим обворовал своего господина и бежал от него с украденным добром. «Если бы апостол просто попросил простить Онисима, не предлагая уплаты, то неблаговолящие к Евангелию могли бы говорить: вот он Евангелие и веру обращает в средство к достижению житейских целей. Обратил Филимона к вере, и теперь требует, чтобы тот принял обокравшего его раба без востребования украденного. Чтоб не говорили так и не клали укора на нашу веру и Евангелие, я и не говорю тебе, пишет апостол, что так как ты сам собою мне должен, потому прости даром провинившегося раба, напротив обещаю уплатить тебе весь ущерб, причиненный бежавшим, и прошу, как милости, принять его в твое доброе расположение». Почему же все-таки апостол пишет: А́ще же въ чесóмъ оби́дѣ тебé, или́ дóлженъ éсть, мнѣ́ сié въмѣни́ — это объясняет святой Иоанн Златоуст: «Слова: я уплачу, вот тебе расписка: А́зъ Пáвелъ написáхъ рукóю моéю: áзъ воздáмъ — могли породить в душе Филимона неприятную мысль, что апостол не доверяет ему, не верит, что он способен к такой добродетели — бескорыстно простить Онисима. В отклонение такого помышления апостол говорит как бы ему: не подумай, что я не уверен в тебе. Разве я не знаю, как чувствуешь ты, что должен мне и самим собою? Стоит мне сказать тебе слово, и ты все сделаешь» (епископ Феофан); в качестве единственной награды для себя апостол просит: упокóй мою́ утрóбу (сердце) ó (в) Господѣ за Онисима, выражая надежду, что Филимон сделал бы и гораздо большее: Надѣ́явся послушáнiю твоему написáхъ тебѣ́, вѣ́дыи я́ко и пáче éже глагóлю, сотвори́ши. «Этим внушает он Филимону: если ты любишь меня, щадишь и радеешь о покое сердца моего, прими его и упокой тем мое сердце, ибо без этого оно не может быть покойно. Если не хочешь сделать это ради меня, сделай то ради Христа: окажи милость Господу, а не мне» (епископ Феофан). Послание к Филимону ярко свидетельствует о том, что Церковь Христова, освобождая человека от греха, не производит вместе с тем насильственной ломки в установившихся взаимоотношениях людей, не покушается на гражданский и государственный порядок, терпеливо ожидая улучшения общественного порядка, под влиянием христианских идей. He только из этого Послания, но и из других, видно, что Церковь, не могшая, конечно, сочувствовать рабству, вместе с тем не упраздняла его, а даже предписывала рабам повиновение своим господам. Поэтому и тут обращение Онисима в христианство, сделав его свободным от греха и сыном Царствия Божия, не освободило его, однако, как раба, от власти господина. Онисим должен вернуться к Филимону, несмотря даже на то, что апостол полюбил его, как сына, и нуждался в его услугах, будучи в узах в Риме. Уважение апостола к гражданским правам сказывается так же в том что он мог приказать Филимону простить Онисима, но, признавая за Филимоном право господина, он просит его о прощении провинившегося и покаявшегося раба. Слова апостола: безъ твоея́ же вóли ничтóже восхотѣ́хъ сотвори́ти ясно указывают, что христианство ведет человечество к личному совершенству и улучшению общественного правопорядка действительно на началах братства, равенства и свободы, но не путем насильственных действий и переворотов, а путем мирного убеждения и нравственного воздействия. Заканчивается послание послесловием, в котором апостол Павел просит Филимона приготовить ему помещение, так как надеется на скорое свое освобождение, передачей приветствий от соузника Павлова Епафраса, который добровольно разделял с ним скорби его заключения, а также от «сотрудников его» в деле евангельской проповеди Марка, Аристарха, Димаса и Луки, и обычным благословением: Цѣлýетъ тя́ Епафрáсъ сущiи со мнóю плѣ́нникъ, о Христѣ́ Iсýсѣ, Мáрко, Аристáрхъ, Димáсъ, Лукá, споспѣ́шници мои́. Благодáть Гóспода нáшего Iсýса Христá съ дýхомъ вáшимъ, ами́нь. Слова азъ Пáвелъ написáхъ рукóю моéю свидетельствуют, что все Послание было написано рукою самого апостола Павла. По преданию, Филимон дал Онисиму свободу от рабства и отослал его обратно к святому Павлу. Впоследствии он был епископом Берии Македонской и мучеником в Риме при императоре Траяне.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author