petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Послание к галатам: Гал., 199 зач., 1, 3‒10

Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев

Святой апостол Павел, прибегая к строгости и в других посланиях, как например, к коринфянам, особенно прибегает к ней в Послании к галатам. Причина этому следующая. Уверовавшие из иудеев, отчасти держась отеческого закона, а отчасти домогаясь быть учителями, внушали галатам, что должно обрезываться и соблюдать субботы и новомесячия, так как ученики Петра не запрещали этого. И, действительно, они не запрещали, но не потому, чтобы так учили, а снисходя к немощи уверовавших из иудеев, которым они и проповедовали. А Павел, проповедуя язычникам, не имел нужды в таком снисхождении. По этой-то причине, воспылав духом, он пишет это послание. Так как они находились в опасности лишиться благодати из приверженности к закону, то он им ее и желает; и так как они враждовали против Бога, устанавливая подзаконное, что Он отменил, то призывает их к миру: Благодать вам и мир от Бога Отца… Заметь: от Бога Отца (από Θεού Πατρός) поставлено без артикля ради тех, которые ставили Сына ниже Отца на основании того, что Иоанн говорит: и Слово было Бог (και Θεός…) без артикля. И Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь (ст. 3‒5). Здесь указывается, что спасение для нас во Христе, а не в ветхозаветном обрядовом законе. Бог стал Отцом вашим. Каким образом? Чрез закон ли к которому вы склоняетесь, или чрез крещение Христово? Как же после этого вы отвергаете Благодетеля. Не закон наш господин, но Христос Иисус. И самые даже имена указывают на Его благодеяния. Ибо Иисусом Он назван как избавивший народ от грехов, а Христом ‒ от помазания Духа, Которым помазан ради нас, освятив нашу природу Своим воплощением и дав нам право так называться. Он предал Себя, от Отца предан: разумей соизволение и хотение Отца. Предал же Он Себя для того, чтобы освободить нас от грехов, от которых закон не в силах был избавить. Не дни лукавы сами по себе, и не жизнь наша дурна сама по себе. Но лукавым веком он называет порочные действия и испорченную волю. Не для того умер Христос, чтобы умертвить нас и изъять из настоящей жизни, а для того, чтобы на остальное время избавить нас от злых действий. Так как сказал выше, что Он предал Себя за наши грехи, то есть освободил нас от прежде бывших прегрешений, он потом прибавляет, что и на будущее время Он дал несомненное доказательство, что избавит нас от худого образа жизни. Воля Отца ‒ освободить их чрез Сына. Видишь, не сказал: по повелению Отца, но по воле, то есть по благоволению. А назвав Бога Отцом нашим, он опять напоминает о Благодетеле Христе, который Отца Своего соделал и нашим Отцом. Не употребляя нигде во вступлении слова аминь, здесь поставил, показывая, что эта речь им кончена и что для обвинения галатов достаточно сказанного. И напомнив о неизреченных благодеяниях Божиих, в которых уже заключается осуждение их, как оставивших своего Благодетеля Христа; затем, проникнутый изумлением пред Сим Благодетелем и не находя ничего еще сказать о них, заключает свою речь славословием.

Тотчас же после приветствия апостол выражает удивление быстрому отпадению галатов от истинного учения и провозглашает грозную анафему всякому, кто осмелился бы проповедовать какое бы то ни было другое учение, отличное от того, какое он им благовестил, хотя бы то был Ангел с небес. Показывает, что он имел о них высокое мнение: Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою… Оправданы Христом не за дела, а по благодати. Сын дарует прощение грехов благодатью, но Отец призывает к ней. Так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить (извратить) благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. Вот где основание для провозглашения Церковью анафемы еретикам! Если и нечто малое будут возвещать вам сверх того, что мы вам возвестили. Подвергая анафеме Ангелов и себя, он отвергает всякий авторитет. Не признает авторитета, когда заходит речь о догматах. Нет другого Евангелия, кроме того, которое вы приняли. Ибо одно есть Евангелие, содержащее правильное учение, которое я вам проповедал. Четыре Евангелия составляют одно, по их согласию. Проповедь же этих обольстителей не согласна, посему она не есть Евангелие. Чтобы не подумали, что сказал он это в гневе и увлечении, снова повторяет то же, показывая, что так высказался не необдуманно, а твердо и непоколебимо решив это в самом себе. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Он намеревается защищаться против того, в чем его обвиняют. Однако чтобы они не возгордились, как судьи своего учителя, он говорит: не думайте, что я защищаюсь пред вами или стараюсь убедить вас; нет, вся мысль и речь моя направлены к Богу. Посему и пишу это не с той целью, чтобы добиться славы у вас и иметь учеников, но с тем, чтобы быть правым пред Богом относительно догматов, а не из желания угождать людям. Или же так: поскольку клеветали на него, что одним он проповедует одно, а другим ‒ другое и приноравливается к людям, то он спрашивает их: людей ли я стараюсь уверять и им угождать, или Богу? Ибо если бы я желал людям угождать, то непременно делал бы то, что вы говорите. В 10 ст. святой Павел оправдывается от обвинения, что он, не будучи истинным апостолом, освобождает язычников от соблюдения закона Моисеева лишь для того, чтобы приобрести их расположение: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Доказывает, что он не заботится об угождении людям. Да и зачем бы он стал или льстить им, или проповедовать одним одно, а другим ‒ другое? Ведь если бы он об этом заботился, то не отступил бы от иудейства и не обратился бы ко Христу; не пренебрег бы родственниками, друзьями, такой славой и не избрал бы преследования, опасности и бесчестие.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author