petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Второе послание к солунянам: 2 Сол., 277 зач., 3, 6‒18

Автор: архиепископ Аверкий Таушев

Третья глава содержит в себе часть (речь) нравоисправительную. Собственно нравоисправительная часть начинается с 6 стиха: Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Исуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата, безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас — здесь предписывается общий закон для всего христианского благоповедения: христиане должны во всех поступках руководиться апостольским преданием и не иметь общения с теми, которые это предание отвергают или нарушают. Но в этих словах можно видеть и намек на конкретное явление, которое обличает апостол далее в 11 стихе: слышим бо некия безчинно ходящия у вас, ничтоже делающия, но лукавно обходящих. Здесь имеются в виду суетящиеся празднолюбцы, или, по церковно-славянскому тексту, лукавно обходящие, то есть праздношатающиеся и не любящие трудиться. В обличение таковых Апостол приводит в пример самого себя, напоминая солунянам, как он во время пребывания своего у них, ни туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе (ст. 8). Так чиста была совесть апостола Павла, что он смело мог предлагать себя, свое поведение и образ жизни в образец солунянам. Это не значит, что апостол считал себя не в праве получать материальные средства на жизнь от солунян, которым проповедовал слово Божие. По заповеди Самого Христа Спасителя, сказавшего: делающий достоин мзды (награды за труды) своея (Лк. 10: 7), он имел на нее полное право, но по крайне деликатному и нежно-отеческому чувству, какое питал апостол к солунянам, он не хотел ничем, даже самым малым обременять их. А может быть, зная их наклонность к пороку, вызвавшему его обличение, он нашел нужным на себе показать им пример бескорыстия и трудолюбия. Поэтому-то он и говорит им: не яко не имамы власти (пользоваться от вас содержанием), но да себе образ дамы вам, во еже уподобитися нам (ст. 9). В данном случае апостол Павел дает вечный пример всем пастырям Церкви, с какой осторожностью и благоразумием должны подходить они к вопросу о получении ими содержания от своей паствы. Замечательно далее изречение: аще не хощет кто делати, да не яст.

Это изречение использовали для себя неверующие социалисты и особенно коммунисты, дав ему свое толкование и лишая права на существование тех людей, которые, по их мнению, являются паразитами и тунеядцами в человеческом обществе, хотя бы они и трудились, но только не так, как им это угодно. Смысл этого изречения тот, что труд обязателен для всякого человека, как присуждено это Богом при грехопадении первых людей (Быт. 3:19). Но труд, конечно, может быть разного рода: и физический, и умственный, и духовный. Мысль апостола та, что если кто ест, не трудясь, то ест с насилием совести, с грехом. He та у апостола мысль, чтобы пресечь благотворительность, но чтобы разбудить совесть у праздношатающихся тунеядцев. В 11 и 12 ст. апостол прямо и обличает таких тунеядцев, называя их «безчинно ходящими»: Слышим бо некия безчинно ходящия у вас, ничтоже делающия, но лукавно обходящих. Таковым запрещаем и молим о Господе нашем Исусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят. Здесь «заповедуется скромная, уединенная, трудолюбивая жизнь, в противоположность праздношатайству и пустому убиванию времени» (епископ Феофан). Вы же, братие, не стужайте, доброе творяще. В заключение апостол Павел внушает отчуждаться от безчинников с целью их вразумления и исправления: Аще же кто не послушает словесе нашего, посланием сего назнаменуйте, и не примешайтеся ему, да посрамится; и не аки врага имейте его, но наказуйте, якоже брата. Наконец, посылает обычные приветствия, как признак подлинности своего послания в отличие от подложных: Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всяком образе. Господь со всеми вами. Целование моею рукою Павлею, еже есть знамение во всяком послании, сице пишу: Благодать Господа нашего Исуса Христа со всеми вами. Аминь.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author