petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

О жизни по преданию (2 Фес. 3, 6‒18)

Автор: протоиерей Вячеслав Резников

Апостол пишет: Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Исуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. Здесь уже не в первый раз встречаем слово «предание». Недавно читали: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Сол. 2, 15). Как видим, «предание» — это и устное, и письменное слово. А сегодня — еще об одном виде предания. Запретив поступать безчинно, а не по преданию, апостол объясняет: Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас. Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работали день и ночь, чтобы не обременить кого из вас. И писаное слово, и устное, и личный пример, — все это и есть живое предание Церкви. Все это постепенно записывалось, обогащалось опытом жизни во Христе, и сохранялось для последующих поколений. Кто же вступает на путь пересмотра этих ценностей, тот вступает на опасный путь. Преподобный Дорофей в своей книге рассказывает, как некто сначала унижал всякого, и говорил: «Нет никого достойного, кроме Макария». Спустя немного, стал говорить: «Что такое Макарий? Нет никого, кроме Василия и Григория». Но скоро начал осуждать и сих, говоря: что такое Василий? И что такое Григорий? Нет никого, кроме Петра и Павла». Я сказал ему: «Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать». И, поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: «Что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы». Наконец, возгордился он и против Самого Бога и, таким образом, лишился ума. Чтобы этого избежать, в Церкви существует обычай: не дожидаясь, пока человек дойдет до полной погибели, отлучать его на время от церковного общения.

Так и апостол, напомнив солунянам правый путь, одновременно предлагает и удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию. И речь здесь даже не о нарушения важнейших догматов Церкви. Речь идет о заповеди, чтобы верные, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. А некоторые упорно ничего не делают, а суетятся. Апостол подчеркивает, что ограничение церковного общения имеет врачующий характер. Если же кто не послушает слова вашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. Господь тоже отлучил от Себя Своих предателей: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья. И вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня. Но и это отлучение тоже не навечно: дверь покаяния откроется для того, кто придет в себя и воскликнет: Благословен грядый во имя Господне! Лишение — это тоже способ научения, тоже сохраненный церковным преданием. Иной — сразу и навсегда должным образом оценит то, что ему дано, а иной — только когда этого лишится. И для иного необходимо на время лишиться церковного общения, чтобы понять, что нет ничего драгоценнее, чем быть и со Христом, под Его крыльями, и — со всеми Его птенцами, со всеми христианами от самого Рождества Христова и даже от самого сотворения мира, со всеми, кто послан был к нам во имя Господне, и привел нас к Нему.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author