?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: Архиепископ Аверкий Таушев, блаженный Феофилакт Болгарский

В последних 13‒17 стихах второй главы апостол благодарит Бога за светлое религиозно-нравственное состояние призванных им к вере солунян: Мы́ же дóлжни есмы́ благодари́ти Бóга всегдá о вáсъ брáтiе возлю́бленная óт Господа, за то, что Он избрал вас и возлюбил. Если же мы благодарим за вас, то гораздо более должны делать это вы за себя самих. Я́ко (что) избрáлъ éсть вáсъ Бóгъ начáтокъ (от начала) во спасéнiе, во святы́ни (через освящение) Дýха и вѣ́ры и и́стины. Потому мы благодарим, что Бог избрал вас Себе и предопределил ко спасению, по предуведению, что вы достойны. Каким образом? ‒ во святы́ни (через освящение) Духа, то есть спас, освятив Духом. Потом, чтобы кто не сказал: так что же? Мы ничего не привнесли? апостол прибавил: и вѣ́ры и и́стины, то есть освятил нас, привнесших веру истине, то есть вещам истинным. Кроме того, он вспомнил о вере, следующей затем, так как и после освящения мы имеем в ней великую нужду, чтобы нам не совратиться. въ нéйже призвá вáсъ благовѣствовáнiемъ нáшимъ, въ снабдѣ́нiе (для достижения) слáвы Гóспода нáшего Iсýса Христá. Чтобы, услышав о вере, они не превознеслись, как и сами привнесшие нечто, дает разуметь, что и это от Бога. Призвал для того, чтобы спастись освящением и верой, так что, хотя вы уверовали, но это есть благодать Призвавшего. Ибо если бы Он не призвал вас благовествованием нашим, то как бы вы услышали? Немаловажно и то, если Христос ваше спасение признает Своею славой. Ибо слава Человеколюбца в том, чтобы много было спасающихся. И кто не поревнует о славе Его, то есть о своем спасении? Св. Павел убеждает их: Тѣ́мъ же ýбо (итак) брáтiе стóйте и держи́те предáнiе, и́мже научи́стеся (которым вы научены), или́ слóвомъ или́ послáнiемъ нáшимъ — эти слова чрезвычайно важны, ибо они прямо обличают отвергающих Священное Предание протестантов и сектантов. Об этом так говорит св. Златоуст: «Отсюда очевидно вытекает, что апостолы не все предали верующим чрез послания, но многое сообщили и без письмени; между тем и то и другое равно достоверно. Посему мы должны признавать достоверным и церковное предание. Есть предание, больше не ищи ничего». «Многое, ‒ говорит епископ Феофан, ‒ из преподанного апостолами устно и заведенного ими лично, вошло потом в писания преемников их, пастырей Церкви, а многое оставалось и ими незаписанным, а хранилось в сердцах, или в практике, в порядках жизни христианских. Иное намеренно не предавалось письмени, как например, образ совершения Таинств, по замечанию св. Кирилла Иерусалимского, ради сокрытия того от неверующих, кои недостойны ни слышать, ни читать о том, пока не уверуют. Отсюда само собою видно, как неосновательно инославные отвергают учения и чины церковные, не означенные в Писании».

Сáмъ же Госпóдь нáшъ Iсýсъ Христóсъ, и Бóгъ и Отéцъ нáшъ, возлюби́выи нáсъ, и дáвыи (давший) утѣшéнiе вѣ́чно, и уповáнiе (надежду) благо въ благодáти, да утѣ́шитъ сердцá вáша, и да утверди́тъ во вся́комъ слóвѣ и дѣ́лѣ блáзѣ (благом). За увещанием следует молитва, ибо и этом поистине состоит помощь другим. Как бы так говорит апостол: я сказал: стойте; но все от Бога. Где же те, которые унижают Сына, потому что в Крещении Он называется после Отца? Вот, здесь напротив: прежде апостол назвал Сына. Давыи, говорит, утѣшéнiе вѣ́чно. Какое это утешение? Надежду (уповáнiе), говорит, на будущее. Она ‒ надежда на будущие блага ‒ поддерживает наши сердца, колеблющиеся в искушениях. Дал ее нам Бог не по заслугам, а по благодати. Это апостол сказал, чтобы смирить их высокомерие. Видишь ли, как путем молитвы он одобряет их сердца, представляя ручательство и знамение промышления Божия о них. Ибо, если нисколько не трудящимся Он даровал утешение, то тем более дарует трудящимся за веру. Таким образом, будьте в полной надежде. Да утѣ́шитъ, говорит, сердцá вáша, и да утверди́тъ во вся́комъ слóвѣ и дѣ́лѣ блáзѣ, то есть посредством всякого доброго дела и слова. Ибо утешение христианина состоит в том, чтобы делать что-либо полезное и угодное Богу. Или: да утвердит вас в правых догматах и добрых делах, что бы ни случилось. Таково утешение. Утвержденный в вере и жизни, как бы ни страдал, переносит все мужественно и не совращается; ибо сохранение правых догматов удостоверяет его в получении будущих благ; а добрая жизнь радует тем, что он страждет не как злодей, а как слуга Божий. Третья глава содержит в себе часть нравоисправительную. Первые пять стихов служат как бы предисловием. В нем апостол просит солунян молиться об успехе своего проповеднического дела, вопреки козням окружавших Апостола беспорядочных и лукавых людей, стремившихся помешать распространению евангельского благовестия как в Коринфе, так и повсюду. Прóчее же (итак) моли́теся о нáсъ брáтiе, да (чтобы) слóво Госпóдне течéтъ (распространится) и (про)слáвится, я́коже (как) и въ (у) вáсъ. Сам прежде молился о них, чтобы им утвердиться в вере, теперь просит их молиться за него, не о том просит, чтобы он не подвергался опасностям (ибо он на это обрек себя), но о том, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось. Здесь просьба соединена с похвалой: как, говорит, и у вас, чтобы и все также покорились ему, как и вы. Так апостол ничего не просит собственно себе, но всего Божиего. Он в то же время и ободряет их, представляя в них столько дерзновения пред Богом, что молитва их может споспешествовать успеху проповеди самого учителя их. Да избáвимся от злы́хъ (беспорядочных) и лукáвыхъ человѣ́къ: не всѣ́мъ (не во всех) бо éсть вѣ́ра, то есть не все веруют, но достойные. Подобно тому, как если бы кто-нибудь сказал, что не все удостаиваются служить в царском воинстве, но только годные для этого. Апостол говорит о тех, которые возражали против его проповеди и враждовали против догматов веры. Незаметно дает разуметь и о причиненных ему опасностях со стороны тех, которые противились слову. И то имеет для них немалое утешение, что Павел, будучи столь высок, все еще боролся с опасностями. Вѣ́ренъ éсть Госпóдь, И́же (Который) утверди́тъ вы (вас), и сохрани́тъ от лукáваго. Выше сказал: избралъ васъ Богъ во спасенiе, вместо: избрал для Себя. Итак, веренъ, то есть истинен Бог, и, несомненно, совершит то, что начал; и утвердит вас, как мы молились, так что вы уже не поколеблетесь, и сохранит, так что сатана не одолеет вас. Уповáемъ же нá Господа (мы уверены в Господе) о вáсъ, я́ко я́же (что вы то, что мы) повелѣвáемъ вáмъ, и твори́те, и сотвори́те (исполняете и будете исполнять). После того как апостол помолился за солунян и сказал: Богъ веренъ и, конечно, совершит начатое в вас дело спасения, но чтобы вы не подумали, что все зависит только от Бога, и потому не предались лености, вот теперь требует содействия и с их стороны, как бы так говоря: Богъ веренъ и несомненно исполнит дело Свое, но при условии, что и вы будете трудиться. Заметь мудрость апостола. Он не сказал просто: уверены о вас, но в Господе, то есть мы веруем человеколюбию Божию, что оно исполнит вас силой, чтобы показать им, что все зависит от Бога. И не просто сказал: уповáемъ нá Господа, но: о васъ, и: и твори́те, и сотвори́те, дабы они, все относя к Богу, не стали ленивыми. Должно все возлагать на Бога, но так, чтобы и самим действовать. Не удовольствовался сказать: и твори́те, но прибавил: и сотвори́те, показывая, что мы должны до последнего издыхания ревновать о добродетели. Госпóдь же да испрáвитъ (управит) сердцá вáша въ любо́вь Бóжiю и въ терпѣ́нiе Христóво. Опять молится за них, показывая свое попечение о них. Так как он намеревался укорять некоторых из них, то наперед умащает сердца их, чтобы показать, что он делает им наказ тот от многой любви. И так сказал: Госпóдь же да испрáвитъ сердцá вáша, то есть сделает то, чтобы они пошли по правильному пути и не уклонялись с него. Ибо многое уклоняет от правого пути любви, и лихоимство, и тщеславие, и скорби, и искушения. Это и многое другое не дает нам идти к любви Божией и полюбить Его, как должно. Слова же въ терпѣ́нiе Христóво или так понимай: чтобы нам терпеть, как Он терпел, или так: чтобы мы с терпением ожидали Христа и не отчаивались, но твердо веровали, что Он исполнит, что обетовал. Сказав о терпении, апостол намекнул на скорби. Сочетал же с любовью и терпение потому, что любить Бога и значит всё терпеть за Него, без ропота, благодушно. Под Господом разумей здесь Духа, как заметил Василий Великий.