petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Второе послание к солунянам: 2 Сол., 275 зач., 2, 1‒12

Авторы: архиепископ Аверкий Таушев; святитель Феофан Затворник

Мóлимъ же вы́ брáтiе о (Втором) Пришéствiи Гóспода нáшего Iсýса Христá, и нáшемъ снитiи (собрании) о Нéмъ, яко нé скоро подвизáтися вáмъ от умá (сдвигаться с точки, или основы, ума, терять ум, теряться; греческое слово употребляется о волнениях от страха, радости, горя), ни ужасáтися (с греческого — пугаться от внезапного стука), нижé дýхомъ, нижé слóвомъ, ни послáнiемъ яко от нáсъ пóсланѣмъ, я́ко убо настои́тъ (наступает, с греч. как будто уже настал) дéнь Христóвъ. Апостол говорит теперь: просим вас не позволять себе этого, как может просить снисходительный наставник оказавшегося неисправным ученика. Греческое ερωτωμεν наводит на такую речь: будто спрашиваем, подразумевая: зачем так сделано? Не о моментах явления Господа заботиться должно, а о том, чтоб сделаться достойными сретить Его на воздухе. Он прикровенно выражает им свой укор, что как только услышали, не разобравши, кто говорит, и правду ли говорит, пришли в смятение. Разумеет не дух лжи, но тот дух, который проявлялся в членах Церкви, дух пророчества, или откровения и прозрения в тайны Божии. Под словом здесь понимать надобно слово, исшедшее рт Апостола Павла, как и послание, только такие, кои ложно ему приписывались, как показывают слова: яко от насъ. Кто-нибудь сказал в собрании: вот-вот Господь придет! Другой подтвердил: да и Апостол будто так говорил; третий прибавил: да и в послании так написано, или: есть и послание о том. И пошел повсюду говор, и всех привел в смятение. Обсудить же дела никому не пришло на мысль. Да никтóже вáсъ прельсти́тъ ни по еди́ному же о́бразу, я́ко áще не прiи́детъ отступлéнiе прéжде, и откры́ется человѣ́къ беззакóнiю, сы́нъ поги́бели, проти́вникъ, и превознося́ися пáче вся́кого глагóлемаго Бóга, и́ли чти́лища, я́ко емý сѣ́сти въ цéркви Бóжiи áки Бóгу, показýющу себé, я́ко Бóгъ éсть. Не пóмните ли я́ко ещé живы́и у вáсъ сiя́ глагóлахъ вáмъ? (2:3‒5) — пока не придет отступление прежде и не откроется человек беззакония, сын погибели — антихрист, до тех пор и не наступит день Господень.

Под «отступлением» здесь разумеется предсказанное Господом (Мф. 24:4‒5; 11‒15; 23‒24 и др.) великое всеобщее отпадение от веры и крайняя степень развращения, несмотря на распространение Евангелия между всеми народами. Об этом отступлении говорит апостол Павел и в Первом послании к Тимофею 4:1: В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. Об этом же говорит он и во Втором послании к Тимофею 3:1-8, а также и апостол Иуда (см.: Иуд. 1:18‒19). Сам Господь говорил, что когда Он придет на землю, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:8). Образно рисует эту мрачную картину «отступления» епископ Феофан Затворник в своем толковании на Второе послание к солунянам: «Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая наибольшая будет еретичествовать, не богопреданному учению следуя, а построевая себе свою веру, своим измышлением, хотя на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам числа не будет. Начало им положил папа, продолжили его дело — Лютер с Кальвином; положенное же сими последними в основу свое личное постижение веры из одного Писания, дало сильный толчок измышлениям вер. Их и теперь уже очень много, а будет еще больше. Что ни царство, то свое исповедание, а там, что ни область, а далее, что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан. Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана святыми апостолами и хранится в Православной Церкви; но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век. Вот какая широкая ожидается область отступления. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные; но все это только видимость, внутри же отступление истинное. На этой почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости без существа дела. Потом, отдавшись сатане, явно отступит от веры, и вооруженный обольстительными кознями, всех, не содержащих христианства во истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за бога. He увлекутся избранные, но он будет иметь покушение прельстить и их, аще возможно. Чтобы этого не случилось, прекратятся дни те злые. Явится Господь и упразднит антихриста и все дело его явлением пришествия Своего. Вот какое, надобно полагать, отступление разумеет апостол». Итак, отступление это будет не внутреннее только и все-таки сдерживаемое до некоторой степени законами государственными, — такое отступление бывало и бывает среди вольнодумцев и лишь подготовляет почву для будущей деятельности антихриста, — отступление в последние времена будет видимое, открытое всем, громкое и произведено будет самим антихристом, который подаст к нему, так сказать, первый сигнал. Так как апостол в приведенных нами выше словах не полагает никакого промежутка времени между отступлением и появлением антихриста и как бы сливает эти два понятия в одно, некоторые святые отцы считали, что апостол самое слово «отступление» употребил вместо слова «отступник», разумея под ним антихриста (святой Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит, блаженный Августин), хотя апостол видимо отделяет антихриста от произведенного им дела отступления. В стихах 3‒10 апостол дает характеристику мрачной личности антихриста. Кто он будет? — Апостол прямо называет его человеком. Поэтому заблуждались и заблуждаются те, которые думают, будто перед концом мира выступит в призрачном образе человека сам сатана, воплотившийся в кощунственное подобие Христа, но от беззаконной дщери человеческой. Нет, это будет не сатана в образе человека, а человек, но только совсем осатаневший, в котором будет жить сатана и действовать чрез него, как орудие свое все-послушное (Е. Ф.). Святой Иоанн Златоуст спрашивает: «Кто же он будет? ужели сатана? И отвечает: нет, но человек некий, который восприимет всю его силу (энергию)». Подобно этому рассуждает и Экумений: «He сатана будет антихрист, а человек, сатаною обладаемый и действуемый (осатаненный). Он будет какой-нибудь еврей, искусный в магии и составлении специй». Какими чертами характеризует апостол Павел антихриста? Во-первых, это будет человѣ́къ беззакóнiю (греха), сы́нъ поги́бели (ст. 3) то есть пребеззаконный, или беззаконнейший человек, как бы пропитанный беззаконием. Святые отцы учат, что самое рождение его будет беззаконным, то есть, что он родится от блудницы. «Беззаконно родится, беззаконно будет жить, сам беззаконствуя и расширяя беззаконие всюду, в беззаконии и погибнет, говорит епископ Феофан, он будет полное осуществление беззакония, и ничего в нем не будет, кроме беззакония», ни одного здорового места не будет в его душе. Во-вторых, он будет «сыном погибели», в пагубу себя произвольно отдавший, и идущий в нее с сознанием, что погибнет. Но не сам только он погибнет, а и других многих введет в пагубу. Прельстит их следовать своей воле и учению, и тем сгубит. Будет находить удовольствие в том, чтобы увлекать других в пагубный путь свой: вся забота его будет о том, как бы побольше сгубить людей. Вспомним, что Христос Спаситель и предателя Своего Иуду назвал «сыном погибели» (Ин. 17:12). Святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе также называет антихриста зверем от бездны, который после богоборства пойдет в погибель (Апок. 17:8, 11). Далее антихрист характеризуется еще следующими словами: проти́вникъ, и превознося́ися пáче вся́кого глагóлемаго Бóга, и́ли чти́лища (выше всего, называемого Богом или святынею), я́ко (так что) емý сѣ́сти въ цéркви Бóжiи áки Бóгу, показýющу себé (выдавая себя), я́ко Бóгъ éсть (ст. 4) — здесь указываются новые три черты антихриста: Во-первых, он будет проти́вникъ, надо подразумевать, противник Богу и Господу Христу, отчего произошло и самое имя его «антихрист». Этим именем прямо называет его святой Иоанн Богослов (1 Ин. 2:18, 22; 4:3; 2 Ин. 7). Св. Златоуст именует его: «антифеос» — «противобожник», или «вместобожник» — вместо Бога себя ставящий, равно, как и «антихрист» означает «на место Христа себя ставящий». Во-вторых, это будет всеподавляющий гордец, который будет отрицать все, «что называется Богом или святыней», желая, чтобы чтили только его одного, и ему одному поклонялись. В-третьих, это будет беспримерный и открытый наглец, который в своей гордыне не постыдится в храме Божием сесть, как Бог, «выдавая себя за Бога» — под храмом, как толкуют святые отцы, здесь нужно понимать именно храм, а не что-либо иное, подобное храму, причем это не будет один определенный храм, Иерусалимский, например, а храм в собирательном смысле. «Будет же где-нибудь, говорит епископ Феофан, центральное место действования антихриста, и будет, конечно, определенный момент, в который он явит себя таким (то есть божеством). Главный храм того места и разумеет апостол. В этом храме и воссядет он, как Бог; а затем будет садиться в таком значении и во всяком другом храме; или, может быть, в других свое восседание засвидетельствует каким-либо иным способом. В Апокалипсисе говорится об образе зверином. He его ли повсюду поставят в храмах? Храмы же он, конечно, заберет в свое владение вместе с людьми, ибо произведет в них самое широкое отступление от религии и Бога (епископ Феофан). Трудно допустить, чтобы антихрист искренно сам уверовал в свое божество: это будет, с его стороны, только богоборческая дерзость и неутолимая жажда восхищать себе от людей божеские почести. Среди поклонников его окажутся разные люди: одни, видимо, совсем потеряют голову, другие — суеверные и неразвитые, ради ложных знамений и чудес, действительно уверуют в него, как в божество, третьи, поклонятся ему неискренно и притворно, боясь его жестокости, или раболепствуя перед ним, ради получения разных выгод и почестей, которыми он, вероятно, будет осыпать своих поклонников. Во всяком случае, поклонение антихристу явится следствием полной потери людьми страха Божия. В-четвертых, антихрист получит от диавола способность творить ложные знамения и чудеса и этим особенно будет поражать воображение людей. «Такою окружит себя пышностью в храме, такую даст себе обстановку посредством призрачных знамений, что все приставшие к нему увидят в этом проявление будто бога, как некогда Ирод, облекшись в одежду царскую и седши на судище пред народом, показался сему последнему чем-то необыкновенным, так что чудилось, будто и голос у него нечеловеческий, а божеский (Деян. 12:21‒22). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Будет стараться показать себя богом, ибо совершит великие дела и явит великие знамения». Экумений: «Всякие покушения употребит — делами, знамениями и чудесами явит, будто он бог» (епископ Феофан). Одним словом, он будет чем-то вроде мага или волшебника. «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (2:5) — из этого видно, что учение об антихристе, наряду со всеми остальными догматами христианства, входило в состав первоначального апостольского благовествования. Характерно, что апостол Павел в течение своего весьма кратковременного пребывания в Солуни, не только не обошел молчанием этого учения, как второстепенного, но счел нужным изложить его со всей подробностью и теперь в послании лишь напоминает о нем. Вот почему весьма грешат те, кто легкомысленно относятся к учению об антихристе, избегая даже говорить о нем, как это часто наблюдается в настоящее время. He признак ли это близости его явления? И ны́нѣ одержáющее вѣ́сте, яви́тися (не допускает, вы знаете, открыться) емý въ своé емý врéмя (2:6) — что же это такое «удерживает», замедляет явление антихриста? Из слов апостола видно, что солуняне это знали, но нам приходится теперь лишь угадывать мысль апостола, пользуясь святоотеческими мнениями и толкованиями. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Одни полагают, что под этим должно разуметь благодать Святого Духа, а другие — Римское государство». To же повторяют Феодорит, Экумений и Феофилакт, хотя некоторые из них предполагают и другие мнения. Так Феодорит пишет: «Под удерживающим иные разумеют римское царство, а иные благодать Духа, то есть антихрист не придет, пока пребывает благодать Духа. Божие определение не позволяет ему явиться ныне... Поелику Божественный апостол знал сказанное Господом, что Евангелие должно быть проповедано всем народам, и тогда кончина (Мф. 24:14), но видел также, что преобладает еще служение идолам; то, следуя Владычнему учению, сказал, что прежде сокрушится держава суеверия и повсюду воссияет спасительная проповедь, и тогда явится сопротивник истины». Фотий у Экумения: «Явится в свое время, то есть когда настанет определенное ему и Богом попущенное, или соизволенное время». Севир у того же Экумения: «Удерживает и не допускает беззаконному явиться Дух Святый. Когда Сей, по причине умножения зла в людях, отстранится и отступит, тогда беззаконный тот, возымеет свободу открыться и выступить на среду, — мешать будет некому» (епископ Феофан). Вывод из всех этих мнений сам напрашивается, и он в сущности один и тот же. Антихрист не придет раньше, чем не будет проповедано Евангелие всем народам земли и пока не выявятся, согласно известной притче Господа (см.: Мф. 13:24‒30; 36‒43), плевелы и пшеница. Лишь когда благодать Святого Духа соберет из всех народов способных ко спасению, a зло среди остальных достигнет своего наивысшего напряжения, так что люди дойдут до полного забвения Бога и совести и до ниспровержения законной государственной власти и всякого начальства, тогда наступит конец всему и явится антихрист. Наши русские толковники, основываясь на том, что святые отцы под «удерживающим» понимали Римское царство, считают, что, поскольку Римское царство прекратило свое существование, теперь надо понимать под этим царскую власть вообще, а в частности и в особенности, русского царя, как православно-христианского государя, единственного покровителя и защитника во всем мире веры и Церкви Православной. Вот как говорит об этом епископ Феофан, Вышенский Затворник: «Царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции. Некому будет сказать вето властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда антихрист и явится. До того же времени подождет, удержится» (епископ Феофан. Толкование на Второе послание к солунянам). А вот как говорит об этом приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский: «Через посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, — и величайший злодей мира, который явится в последнее время — антихрист, не может появиться среди нас, по причине самодержавной власти, сдерживающей бесчинное шатание и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть. Тайна беззакония уже в действии, говорит он, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Сол. 2:7‒8). (Из книги: «Новые слова, произнесенные в 1902 г.). Яви́тися (открыться) емý въ своé емý врéмя значит, что антихрист явится не в то время, какое ему бы захотелось, а в то, какое будет назначено ему Божественным Промыслом. Он явится не против воли Божией. В Божиих планах мiроправления стоит и он, и подготовка его и последствия того. Но не потому так, чтобы Бог хотел такого зла людям, а потому, что люди сами себя до того доведут. Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли еще желающий к Нему обратиться и служить Ему. Когда уже нечего будет такого ждать, примет Господь удерживающую руку Свою, зло разольется, и антихрист явится (епископ Феофан). Тáйна бо ужé дѣ́ется (в действии) беззакóнiю, тóчiю (только) держя́и ны́нѣ (удерживающий теперь, не совершится до тех пор) дóндеже (пока не) от среды́ (взят) бýдетъ (2:7) — по противоположению с тайной благочестия, состоящей в воплощении Сына Божия (1 Тим. 3:16), можно заключить, что тайной беззакония апостол называет здесь скрытые и хитрые усилия сатаны поколебать и затмить в людях веру в Божественного Искупителя Господа нашего Исуса Христа и путем распространения повсюду безверия довести все человечество до полного нравственного развращения. Еще апостол и евангелист Иоанн Богослов говорил: вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов (1Ин. 2:18). Святой Иоанн различает здесь антихриста и антихристов. Первый придет перед Вторым Пришествием Христовым, а те, как предтечи его, начали появляться ещё при апостолах и, конечно, будут появляться во все времена христианства, как представители антихристианского духа и направления. Это всякого рода лжеучители, которые всегда являлись и будут являться в христианской Церкви и вне ее, в которых как бы воплощается всегда антихристианский дух (епископ Михаил. Толковый Апокалипсис). Блаженный Феодорит пишет: «Думаю, что апостол означил сим породившиеся ереси, потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайной беззакония, потому что в них сокрыта сеть беззакония. Потому-то и пришествие антихриста апостол назвал выше открытием. Ибо что всегда приготовлял в тайне, провозгласит тогда открыто и явно». To же говорит и святой Иоанн Дамаскин: «Тайной беззакония называет апостол учения еретиков и ложные их догматы. Ибо они предшествуют ему (антихристу), пролагая ему путь и подготовляя время прельщения». Сколько мы видим теперь еретиков, сектантов, лжефилософов, анархистов, колеблющих авторитет законной власти! Из совместной их разлагающей работы между людьми и слагается тайна беззакония, которая и должна подготовить обстановку, благоприятствующую открытому явлению в мире антихриста. Слова взят от среды не значит: уничтожится, перестанет быть, а устранится, прекратит свою сдерживающую деятельность. Ныне (теперь) значит не во время только апостола, а во все время, доколе можно говорить: «ныне» (Евр. 3:13). Этим апостол обнимает все время, пока удерживающий будет держать (епископ Феофан). И тогдá яви́тся (откроется) беззакóнныи, егóже (которого) Госпóдь Iсýса убiéтъ дýхомъ ýстъ Свои́хъ, и упраздни́тъ явлéнiемъ пришéствiя Своегó (2:8) — тогда, когда не станет «удерживающего», явится беззаконник-антихрист, как всемирный владыка, которому все поклонятся. Словами: которого Господь Исус убьет духом уст Своих апостол обозначает быстроту и легкость победы Господа над антихристом. Только дохнет Господь, — и вся кажущаяся непобедимой сила антихриста исчезнет, яко исчезает дым, яко тает воск от лица огня. Это провидел еще Исаия, говоривший: отрасль от корня Иессеева, то есть Мессия-Христос духом уст Своих убьет нечестивого (Ис. 11:1, 4). Поэтому и в Апокалипсисе Господь Иисус, названный там Словом Божиим, изображается с острым мечем, исходящим из уст Его (см.: Апок. 19:15‒16). И упраздни́тъ (Господь антихриста) явлéнiемъ пришéствiя Своегó — в этих словах, по мнению толковников, можно видеть всеочищающую силу Второго Пришествия Господня. Упразднится, то есть совершенно уничтожится не только сам антихрист, но и все дела его. Как свет гонит тьму, так и Господь Своим пришествием в пламенеющем огне (2 Сол. 1:8) мгновенно положит конец всякому греху и беззаконнию. Плевелы будут отделены от пшеницы, и на новом небе и новой земле воцарится и будет жить одна правда и святость (см.:2 Пет. 3:13). В стихах 9‒12 мы находим изображение козней антихриста и указание, кого он прельстит. В этих словах апостол дает понять, что избежат обольщения и козней антихриста те, кто твердо держатся истины. Егóже (того которого, то есть антихристово) éсть пришéствiе по дѣ́йству сатанинý, во вся́кой си́лѣ и знáменiихъ и чудесѣ́хъ лóжныхъ (2:9) — это значит, что антихрист будет действовать силою сатаны. Об этом говорится и в Апокалипсисе, что змий древний даст ему силу свою и власть великую (Апок. 13:2). Знамениями и чудесами антихрист будет пытаться подражать Господу и апостолам, но чудеса его будут призрачными, а не действительными чудесами — фокусами. В Апокалипсисе говорится, что он огонь низводит с неба на землю перед людьми, сделает образ зверя и даст ему дух, так что она говорить станет (Апок. 13:13‒15) и т. п. Все это будет основано лишь на обмане чувств человеческих. И во вся́кой льсти́ и непрáвдѣ (со всяким неправедным обольщением) въ погибáющихъ, занé (за то, что) любвé и́стинны не прiя́ша, во éже спасти́ся и́мъ (для своего спасения) (2:10) — кроме ложных чудес, для уловления более серьезных людей — людей науки и знания, антихрист будет употреблять обольщения словом своим и увлекательными речами, обольщениями мнимой учености и разными заманчивыми научными теориями. Массу антихристовых приверженцев Апостол характеризует наименованием погибáющихъ. Это люди, которые одного с антихристом духа, которые не приняли любви истины для своего спасения, очевидно потому, что в сердце их нет чутья истины: это люди, по выражению епископа Феофана, как остолбенелые или окаменелые: их сердцу будет ближе то, что говорит антихрист, сумеющий каждого такого человека обольстить своими хитрыми речами и своей мнимой мудростью, перед которой мудрость Божественной истины для таких людей, падких на туманные мудрования, будет казаться слишком простой и примитивной. Хитрые речи антихриста будут, кроме того, льстить развращенному сердцу, оправдывая развратный образ жизни современников его пришествия. И сегó рáди (за сие) пóслетъ и́мъ Бóгъ дѣ́йство льсти́ (заблуждения), во éже (так что будут) вѣ́ровати и́мъ лжи́ (2:11) — это будет страшное нравственное наказание Божие. Конечно, эти слова нельзя понимать буквально, но лишь в том смысле, что Бог в наказание этим людям попустит поддаться лжи антихристовой. Так и поясняет это блаженный Феофилакт: «Пошлет — вместо: попустит ему приити. Смотри, сначала они отвергли истину, и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими». Да сýдъ прiи́мутъ (будут осуждены) вси́ не вѣ́ровавшiи и́стинѣ, но благоволи́вшiи (возлюбившие) о непрáвдѣ. «Попустит Бог, говорит епископ Феофан, раскроется их (этих людей) злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для Суда». Они будут наказаны за свою нравственную испорченность, вследствие которой сердце теряет чувство истины и устремляется к неправде, только потому, что эта неправда льстит грубым низменным инстинктам человеческой природы.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author