?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: архиепископ Аверкий Таушев; святитель Феофан Затворник

Братiе, увѣ́рися (было принято верой) свидѣ́телство нáше въ дéнь о́нъ въ (у) вáсъ: так как и вы уверовали свидетельству нашему, то есть свидетельству о Христе Иисусе, или проповеди Евангельской, — так как это свидетельство принято вами с верою, поверовалось вами. Феофилакт пишет: «Дивен будет Бог в тот день, потому что уверовано вами слово наше и проповедь,— то есть потому, что вы уверовали и соделали себя достойными тех благ, кои дарованы будут тогда верным». Святой Златоуст: «Так как многие притворяются верующими, то прежде смерти никого не ублажай, ибо только в день онъ обнаружится, кто истинно уверовал». Ближе всех к течению речи будет толкование святого Дамаскина, по которому — яко уверися... тогда откроется не искренность веры веровавших, а Божественное достоинство самой веры. Он говорит: «Та истина, которую мы ныне проповедуем, в тот день — πιστευθησεται — окажется непререкаемо верною». Тогда воссияет слава веры, торжественно пред всеми откроется, что она-то и есть единственная руководительница, Богом дарованная живущим на земле, на все время стояния земли, и что следовавшие ей, несмотря на множество противлении, не ошиблись в чаянии своем. Свидетельство апостолов, что они проповедуют не свое, а Богом и Господом им преданное и Святым Духом внушаемое, — окажется верным, и все признают то. «Мысль о Царствии побуждает нас вести жизнь добродетельную. Правда, тот, кто вполне добродетелен, руководствуется не страхом (наказаний) и не желанием приобресть Царство, но Самим Христом, подобно тому как делал Павел. Но мы будем помышлять о благах в Царстве Небесном и о мучениях в геенне, и по крайней мере таким образом будем правильно образовывать и воспитывать себя, будем таким образом побуждать себя к исполнению того, что должны исполнить» (свт Иоанн Златоуст). Получение столь великих обетований не от одной веры зависит, а дается преимущественно благодатию Божиею, то святой Павел и присоединяет молитву, чтоб Господь сподобил сего солунян.

Апостол молится, чтобы Бог Своею благодатной помощью сподобил солунян выдержать до конца: въ немъ же и мóлимся всегдá о вáсъ, да вы́ сподóбитъ (чтобы вас соделал достойными) звáнiю, разумеется христианскому, Бóгъ нáшъ, я́ко да(бы) прослáвится и́мя Гóспода нáшего Iсýса Христá въ вáсъ, и вы́ въ Нéмъ, по благодáти Бóга нáшего и Гóспода Iсýса Христá. «Звание здесь Апостол разумеет то, которое подтверждается делами и которое собственно и есть звание, как и вера настоящая есть вера деятельная» (Феофилакт). Чтоб солуняне ходили достойно звания, того желает далее святой Павел: и исполнит всяко благоволение благости. Благоволение благости — то, чего хочет благость Божия людям, все блага, кои дарованы нам в Господе Иисусе Христе: благодать возрождения, освящение, богообщение, всыновление, которое прямо названо у апостола благоволением хотения Божия (Еф. 1, 5). Желает апостол, чтобы все это исполнил на солунянах, чтоб, получив отпущение грехов, поревновали они очиститься и от страстей и, развив в себе добрые расположения и чувства, соделались достойным жилищем Триипостасного Бога. Бог исполнит в них и дело веры в силе. «Да исполнит дело веры в вас, собственною Своею (Божественною) силою (Экумений), свыше ниспосылаемою, силою благодатною, укрепляющею людей на все дела веры и особенно на терпение. «Чтобы они, как люди, совершившие великие подвиги, не возгордились от избытка похвал и не предались лености, он говорит, что, до тех пор, пока они находятся в сей жизни, им недостает чего-то» (св. Златоуст). Молится о полноте совершенства. Во второй главе (вероисправительной) апостол рассеивает неправые мысли солунян о Втором Пришествии Христовом и объясняет, что день Господень не так уже близок, как они думают, ибо перед этим должен еще появиться человек греха, сын погибели — антихрист, признаков появления которого пока еще нет: Мóлимъ же вы́ брáтiе о (Втором) Пришéствiи Гóспода нáшего Iсýса Христá, и нáшемъ снитiи о нéмъ, Яко нé скоро подвизáтися вáмъ от умá, ни ужасáтися, нижé дýхомъ, нижé слóвомъ, ни послáнiемъ яко от нáсъ пóсланѣмъ, я́ко убо настои́тъ дéнь Христóвъ (2:1‒2) — здесь апостол указывает на три источника сложившегося у солунян убеждения в близости «дня Господня»: дух, слово и послание. Под этим «духом» святые отцы понимают тот дух пророческий, который находил на некоторых христиан во время их молитвенных собраний, и они начинали воодушевленно говорить на разные темы, а нередко и пророчествовать, предрекая будущее. Но не всякая такая воодушевленная речь всегда от Духа Божьего. Может быть и естественное воодушевление. Апостол и предупреждает, чтобы не верили речам о близости Второго Пришествия Господня даже в том случае, если бы они исходили от лиц, известных своим пророческим даром. Это подобно тому, как он говорит галатам: если бы даже Ангел с неба (Гал. 1:8). Под «словом» здесь надо понимать, конечно, не слово Самого Господа, а слово, которое ложно приписывалось самому Павлу. Под «посланием» также разумеется какое-то послание, ложно приписанное святому апостолу, на что он сам указывает, говоря: как бы нами посланного. Яко убо настои́тъ (будто уже наступает) дéнь Христóвъ, — грех солунян не в том, что они ожидали наступления «дня Христова»: ждать пришествия Господня надлежит всегда, по заповеди Самого Господа: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи… Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий… придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными (см. Лк. 12:35‒46). Но нельзя самим определять этого дня, момента наступления его, ибо это никому не известно, кроме одного Бога: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий; о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 25:13; 24:36).