?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: Архиепископ Аверкий Таушев; Святитель Феофан Затворник

Поводом к написанию Второго послания к солунянам был слух, дошедший до апостола Павла о том, что солуняне, глубоко проникшись мыслью первого послания о внезапности Второго Пришествия Христова, стали колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов (2 Сол. 2:1‒2), то есть, что этот день близок. Такому убеждению способствовали еще и гонения и скорби, претерпеваемые солунянами: так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете (2 Сол. 1:4‒5). Слова апостола Павла: мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших (1 Сол. 4:15) стали истолковывать в том смысле, что сам святой апостол Павел надеется дожить до Второго Пришествия, и следовательно, оно очень близко. Такие мысли внесли расстройство в нормальное течение жизни солунян: некоторые оставили всякое попечение о житейском, и бросивши все свои дела, предались праздной, мечтательной жизни, иные в волнении только суетились, не будучи в состоянии спокойно трудиться. Такое настроение поддерживалось лжеучителями, по-видимому, показывавшими даже какое-то послание, будто бы апостолом Павлом написанное (см. 2 Сол. 3:17‒18). Получив вести, возможно, от кого-либо из верующих солунян, приезжавших к нему, о таком настроении среди солунян, святой Павел поспешил уврачевать их своим Вторым посланием. Самое содержание этого послания ясно показывает, что оно написано вскоре после первого, тоже из Коринфа и в том же 54 году, как и первое. ибо служит разьяснением мыслей первого, особенно в вопросе о Втором Пришествии Христовом. Оно написано, вероятно, в конце пребывания святого Павла в Коринфе, потому что он просит в нем помолиться об избавлении его от злых и лукавых человек, намекая, повидимому, на восстание против него, возникшее в Коринфе, как описывает это книге Деяний (см.: Деян. 18:12‒18). Цель Второго послания, та же, что и Первого: сообщить богооткровенное учение о Втором Пришествии Христовом и о событиях, ему предшествующих, а в частности успокоить солунян, чтобы они не делали неправильных выводов из его Первого послания и не смущались кривотолками лжеучителей. Начинается послание обычным надписанием и приветствием, вполне сходными с надписанием первого послания; вторичным сопоставлением в ряд с собою сотрудников своих дает разуметь святой апостол, что и сие послание пишется в том же духе и в тех же обстоятельствах, как и прежнее.

Пáвелъ, и Силуянъ, и Тимоѳéй, Цéркви Солýнстѣй, ó Бозѣ Отцѣ́ нáшемъ и Гóсподѣ Iсýсѣ Христѣ́. Если относить сии слова к приветствию, то будет: приветствуем Церковь Солунскую от лица, во имя, по благоволению Бога Отца и Господа Исуса Христа (блаженный Феодорит). Если же относить их к словам: Церкви Солунстей, то они будут указывать на дух сей Церкви, что она не в чужое какое имя собрана, а во имя Бога Отца и Господа Иисуса Христа. «Ибо бывают церкви не о Отце и Сыне, каковы церкви эллинские и еретические» (Экумений). После приветствия следует обычное апостольское преподание благословения: благодáть вáмъ и ми́ръ óт Бoга Отцá нáшего и Гóспода Iсýса Христá (ст. 1‒2). Вся первая глава посвящена изображению похвальных качеств членов Солунской Церкви и представляет собой воодушевительный очерк светлой стороны жизни солунян, в котором святой Павел хвалит их за их веру и терпение в скорбях. Апостол хвалит веру и терпение солунян, которые они проявляют во всех волнениях и скорбях. Он благодарит Бога за то, что в них возрастает вера и умножается любовь: Благодари́ти дóлжни есмы́ Бóга всегдá о вáсъ брáтiе, я́коже достóйно éсть, я́ко превозрастáетъ вѣ́ра вáша, и мнóжится любовь еди́нoго когóждо всѣ́хъ вáсъ дрýгъ кó другу (ст. 3). «Апостол благодарение за них воссылает Богу,— не за то, что просто веруют, но что превозрастает вера их, и не за то, что просто любят, но что богатеют в любви» (Дамаскин). Апостолы глубоко к сердцу принимали всякий успех христиан. Не внешно относились к делу христианства, а сердцем прилежали к нему. Не так, что проповедь — сказана, Евангелие — возвещено, а там, как себе всякий хочет. Они считали своим долгом не возвестить только о Христе, но укоренить христианство в сердцах и ввести его в жизнь. Почему всеусердно заботились о том и непрестанно молились, а затем радовались, когда исполнялось их желание, и благодарили за то Бога. И о солунянах молился Апостол, чтоб Бог преисполнил их христианскими добродетелями (1 Сол. 2, 12; 3, 12). Теперь, видя, что его благожелания и молитвы исполняются, благодарит за то Бога. Якоже достойно есть. Или — благодарить должны, как и следует, как долг велит, по справедливости, как требует светлое состояние ваше в христианстве, которое (состояние) от Бога. Апостол дает мысль, что она поднимается выше всех неприятных случайностей, перерастает их, стоит, как утес, среди волн несокрушимый. Посему-то не сказал апостол: возрастает, но: превозрастает, несмотря на гонения и скорби; поистине это дело Божие. Благодаря вере мнóжится любовь. Скорби усиливали любовь; взаимная любовь же в свою очередь облегчала страдания и придавала мужество. Все солуняне равно пламенели ею, друг пред другом ревнуя о ней. И она всех их тесно связывала, как братьев или членов одной семьи. Апостол ободряет их тем, что будет Суд, на котором все неверы, гонящие их, будут посрамлены и осуждены на вечные мучения, а гонимые верующие будут прославлены — получат отраду. Солуняне преуспевали в добродетелях, какие и прежде отметил в них апостол и какими отличаться должно всякое христианское общество: я́ко самѣ́мъ нáмъ хвали́тися о вáсъ въ цéрквахъ Бóжiихъ, о терпѣ́нiи вáшемъ и вѣ́рѣ, во всѣ́хъ гонéнiихъ вáшихъ и скóрбѣхъ, ихъ же прiéмлете, показáнiе прáведному Суду Бóжiя, во éже сподóбитися вáмъ Цáрствiю Бóжiю, егóже рáди и стрáжете. Апостол благодарит Бога, что в них превозрастает вера и множится любовь, так что он не мог не хвалиться пред другими как этими их добродетелями, так, особенно, терпением среди гонений и скорбей (стихи 3, 4). В Первом послании он отметил в них, как отличные стороны, дело веры, труд любви, и терпение упования (1 Сол. 1, 3). Во Втором послании удостоверяет, что эти качества не только сохранились в них, но и взошли на высшую степень совершенства. Что вера превозрастает и любовь множится, об этом сказал он пред сим. Теперь говорит, что и терпение уповательное не отстает в совершенстве от тех двух добродетелей. Апостолы сами хвалятся терпеливою верностию вере солунян при всех нападках на них, в честь себе ставя их твердость в вере. «Превозносит силу Евангельской истины и благодати Божией, такую власть являющих над сердцем, что ради их верующие готовы бывают на все лишения, в мысли имея их примером поощрить и воодушевить и других к тому же» (Амвросиаст). Что не себя хвалит Апостол, а благодать, в этом можем удостовериться его исповеданием, что он благодатию Божиею есть еже есть (1 Кор. 15, 10). Запрещающий хвалиться чем-либо, кроме Господа (см.: 1 Кор. 1, 31; 3, 21), и здесь, конечно, хвалится о Господе, показывая, что Господь совершил и совершает в солунянах и какими их являет благодатию Своею. Так как эта светлая сторона внутренняя омрачилась неотрадным положением внешним и, следовательно, с этой стороны солуняне требовали преимущественно поддержки, то святой Павел вслед за тем выставляет такие истины, которые могли воодушевить солунян на терпение и ни во что ставить все нападки, именно: будет суд, на котором неверы, — гонящие, — будут посрамлены и осуждены на вечные мучения, а верующие, — гонимые, — прославлены (стихи 5‒10). Внутренно, в добрых христианских расположениях и чувствах, преуспевали солуняне, но внешнее положение их не было отрадно. Апостол и спешит утешить их в скорбях и воодушевить на терпение. Для сего выставляет такие истины, которые более всего сильны к тому способствовать. Страждущему напрасно и утешение, и подкрепление одно: есть Бог, Который видит правоту мою и при ней тяготу скорбей, и будет время, когда Он воздаст каждому по правде Своей. Всякий, терпевший хоть какую-нибудь небольшую напраслину, засвидетельствует, что это так есть. Эти истины и живописует теперь святой Павел. С особою силою восставляет он в их сознании сначала: удостоверение в несомненности воздаяния (стихи 5‒7). Так удостоверяет, что будет суд и праведное воздаяние: праведные здесь страждут, а беззаконные благоденствуют. Если есть праведный Бог, а Он есть, то, несомненно, будет другая жизнь, когда первые получат должную награду, а вторые — должное наказание: показáнiе (в доказательство) прáведному Суду Бóжiю, во éже (чтобы) сподóбитися вáмъ Цáрствiю Бóжiю, егóже рáди (для которого) и стрáжете. Мысль: благодушно переносимые вами гонения и скорби, как перстом, указывают на имеющий быть праведный суд, на котором присуждено будет вам (или чтоб вам получить на нем) в награду блаженное Царствие Небесное. Показáнiе прáведному Суду Бóжiю. Что же указывает на такой Суд: благодушное терпение или гонения и скорби? И то, и другое. Благодушное терпение указывает в терпящих убеждение, что будет Суд, на котором восторжествует их правое дело, а это основывается на том, что есть Бог, благий и праведный, из чего следует, что Он не попустит неверным всегда торжествовать над верными Ему, будет суд и праведное воздаяние. Это убеждение дает им силу терпеть, не падать под тяжестию бед. Переносите гонения и скорби в той надежде, тем утешаясь и воодушевляясь, что за терпение непременно получите Царствие, ибо этим только путем можно войти в Царствие: Тесен путь и узки врата, вводящие в живот (Мф. 7, 14). А́ще ýбо прáведно óт Бoга воздáти скóрбь, оскорбля́ющимъ вáсъ, а вáмъ оскорьбля́емымъ отрáду съ нáми, во откровéнiи (явлении) Гóспода Iсýса съ небесé, со Ангелы си́лы Своея́. Будет Суд, и вы по нему получите царствие, потому что сего требует правда Божия. Праведно у Бога воздавать всякому по достоянию. По сему закону правды, вы за скорбь получите отраду, а оскорбляющие бас — скорбь. Будет же это не в настоящем порядке вещей, но по Втором славном Пришествии Господа с небес с сонмами Ангелов — сотворить суд над всеми живущими на земле. Далее св. Павел изображает обстоятельства, при каких воздаяние совершено будет, и особенно каково оно будет (стихи о 8‒10). Это делает он потому, что ничто столько не сильно, с одной стороны, удержать от падения и отпадения, а с другой — воодушевить на благодушное терпение всяких напраслин за правое дело, как созерцание картины будущего праведного Суда и воздаяния. В конце веков, Господь откроется очевидно для всех во славе, яко Царь и Владыка всех, Его сопровождать и окружать будут сонмы Ангелов. Ангелами силы Его здесь они названы, как вестники силы Господа, или исполнители Его велений, в коих откроется Его беспредельная сила, как, например, вострубят — и мертвые восстанут. Во огни́ плáменнѣ даю́щему отмщéнiе невѣ́дущимъ Бóга, и не послýшающымъ благовѣствовáнiя Гóспода нáшего Iсýса Христá. Феофилакт: «Во огни пламенне надо относить, или к: дающему отмщéнiе, как бы сказал: наказующего неверных геенною; или так: во откровении Господа с небесе, имеющем быть во огне пламенном, как говорят Давыд (Пс. 96, 3) и Даниил: река огненна течаше пред Ним (Дан. 7, 10) Заметь, что во огни пламенне говорит вместо: во огне жгущем, но не светящем. Для грешников огнь будет только жгущ, но не светящ; для праведников светящ, но не жгущ». Дающему, настоящее вместо будущего, в значении неизменного определения быть чему так, а не иначе, или с тем, чтобы дать отмщéнiе. Отмщéнiе не как месть, а как праведное, заслуженное наказание, коим удовлетворяется не чувство Судящего, а требование правосудия, воздающего по заслугам невѣ́дущимъ Бóга, и не послýшающымъ (не познавшим Бога и не покоряющимся) благовѣствовáнiя. Во времена апостолов неведущими Бога себя обличали преимущественно язычники (см.: 1 Сол. 4, 5; Гал. 4, 8; Рим. 1, 28; Еф. 2, 12), а не послушающими Евангелия преимущественно иудеи (см.: Рим. 10, 3, 16, 21; 1 Сол. 2, 15—16). Но если мы со словом апостола будем смотреть на наше время, и тем более на время Суда, то будем вынуждены признать, что апостол здесь обозначил не те или другие народы, а скорее нравственно-религиозные качества и состояния, заслуживающие Божие отмщение, которыми себя губящие возможны среди всех народов. Это тем более позволительно, что и язычники не слушали Евангелия, и иудеи оказались незнающими Бога, не узнав дела Божия во Христе. Иже (которые) мýку прiи́мутъ поги́бель вѣ́чную от лицá Госпóдня, и от слáвы крѣ́пости (могущества) Егó, Апостол объясняет, в чем будет состоять отмщение и как оно постигнет их — понесут праведное по делам наказание, которое будет крайне болезненно: прiи́мутъ поги́бель вѣ́чную. Будут чувствовать, что окончательно гибнут, и между тем носить убеждение, что никогда не погибнут, в каждый момент снова будто рождаясь для новых мучений: «Будут страдать и не истощаться; самый огонь будет некоторым образом возрождать их, чтоб потом пожирать» (Амвросиаст). От лица Господня, по еврейскому идиому (обороту речи, который невозможно перевести дословно), то же, что от Господа, от Самого Господа, а не чрез посредников, лично услышать от Него приговор, и силою Его ввержены будут в геенну. «Не просто приидет, но со славою крепкою. И слава Его не без мощи будет, и мощь не без славы; то есть Он явится как Царь Всемощный» (Феофилакт). Лице означает грозность; но грозность без силы — ничто. У Судии в последний день будет явно то и другое. Неверы и грешники не гнев только грозный и неумолимый увидят на лице Господа Судии, но и мощь беспредельную, которая покарает их, ввергнув в муку, из коей никто уже не изымет их никогда. То и другое ощутят они, — проникнутся чувством и грозности, и беспредельной силы карающей и, подавлены быв сим чувством, отражены будут от Него, как молниею, лишь только изыдет из уст Его грозное решение участи их: отыдите от Мене, и низринутся в геенну. Егдá (когда) прiи́детъ прослáвитися во святы́хъ Свои́хъ, и ди́венъ бы́ти во всѣ́хъ вѣ́ровавшихъ. Вот цель второго пришествия Господня! Затем приидет, чтобы прославиться и дивным быть во святых и уверовавших. Отвержение неверов и грешников совершится будто мимоходом. Величие и грозность явления Господа отразит и поразит их. Все же внимание Господа будет обращено на то, чтобы удивить милость Свою в прославлении верных Своих. Господь облечет их славою, какою Сам облечен, так что не только чуждые Ему, но и сами верующие и Ангелы удивятся тому и прославят Его Самого. Не у явися что будемъ (1 Ин. 3, 2). И на сердце человеку не всходило, что уготовал Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Дивен бывает Бог во святых Своих (Пс. 67, 36), и нередко еще здесь, на земле. Дивным являлся на земле Сам Господь; дивны были святые апостолы, в скудельных сосудах носившие великую Божию благодать, покорившую всю вселенную; дивны были святые мученики, страшные муки претерпевшие радуясь. Особенно дивны нравственные изменения: из пьяниц — в трезвых, из блудников — в целомудренных, из гневных — в кротких, из скупых — в щедрых, из гордых — в смиренных. Но здесь это не всеми видится и чтится. Тогда пред всеми воссияет свет славы благодати Божией, — и явно будет, какие совершенства кто стяжал трудами на земле, и в каких проявляется Божеская слава.