petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Воскресный Апостол: Послание к ефесянам, 221 зачало

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Тóй бо éсть ми́ръ нáшъ, сотвори́вый обоя́ еди́но (соделавший из обоих одно). Ибо прежде вочеловечения Слова была великая вражда между обрезанием и необрезанием; а теперь мы примирились, став едино верою, одно имеем знамение ‒ веру. Удостоились одинаковой чести и два стали едино. Не то говорит, что привел нас к достоинству израильтян, а то, что и нас, и их возвел в лучшее состояние. Однако благодеяние к нам выше, потому что тем обещал, а нам не обещал, и мы были вдали. И средостѣ́нiе огрáды разори́в враждý Плóтiю Своéю. Объясняет, в чем состояло средостѣ́нiе, и говорит: во вражде к Богу и язычников, и иудеев, ‒ во вражде, которая происходила, от наших преступлений, как и пророк говорит: грѣси́ вáши разлучáютъ междý вáми и междý Бóгомъ (Ис. 59:2). Итак, эту преграду, вражду, Он разори́ (разрушил) враждý Плóтiю Своéю, положив во плоти конец вражде. Ибо, так как Он соединил плоть с Божеством, ясно, что совершил примирение, ибо два естества соединились и сочетались между собой. А с другой стороны, Он разрушил вражду и тем, что явился безгрешным и исполнил весь закон. Ибо закон был оградой, то есть дан для безопасности, чтобы ограждать; а при нарушении он создает средостѣ́нiе, преграду ‒ грех, чрез который мы не в безопасности остаемся, а удаляемся от Бога. Закóна заповѣдéй, учéньми упраздни́въ. Дабы кто не сказал: что же, если мы освободившись от прежнего нарушения закона, опять вынуждены соблюдать его? Он говорит, что и его упразднил. Ибо, дав нам закон для утверждения нас, вместо того, чтобы наказать нас, когда мы его не соблюли, Он совсем отменил закон, подобно тому, как если бы кто, поручив ребенка воспитателю, когда он не повиновался, взял его от воспитателя. Законом же заповедей называет его, потому что он был устроителем жизненного порядка; а веру называет учéньми, потому что она устанавливается чрез учение или догматы. Поэтому апостол как бы так сказал: вместо жизни Он ввел веру. Ибо получили мы оправдание не вследствие заповедей, определявших делать то или другое, но áще исповѣ́си усты́, и вѣ́руеши въ сéрдцы, спасéшися (ср. Рим. 10:9).

Или же называет учением запретительные заповеди Господни, именно: А́зъ же глагóлю вáмъ не кля́тися вся́ко (Мф. 5:34), или не гневаться (Ис. 54:9) и тому подобное. Да óба сози́ждетъ Собóю (из двух создать в Себе) во еди́наго нóваго человѣ́ка. Не сделал эллина иудеем, но обоих возвел в лучшее состояние. И не сказал: переменит, но: сози́ждетъ, дабы сильнее выразить свою мысль, и то, что затем от естественных дел нам отступать не должно. Собóю (έν έαυτω) же сказано или вместо «чрез себя самого» ( δι έαυτου) сказал, потому что не другой кто-нибудь сделал это, но Сам, как бы расплавив иудея и язычника, создал одного нового и дивного человека. Или это значит, что Он Сам первый представил образец и пример, Сам явился наперед тем, чем соделал тех (эллинов и иудеев); и что стал посредине между обоими, держа, с одной стороны ‒ эллина, с другой ‒ иудея, смешав их и удалив все враждебное, сверхъестественно воссоздал посредством огня и воды. Итак, в человеческой природе, которую Он принял, в природе общей и язычнику, и иудею и принятой ради обоих, - в ней-то, освобожденной от всякого тления и ветхости, Он создал двух в единого нового человека, свободного от греховной дряхлости и неправды. И тот, и другой характеризуется уже не своими собственными качествами, но обоих характеризует свойство единого человека, созданного по образу Христа. Но еще лучше поймешь эти слова, если мысленно представишь Господа краеугольным камнем, а сих двоих построенными на Нем стена ми. Творя́ (устрояя) ми́ръ. И в отношении друг к другу, но особенно к Богу, что и важнее, как показывает ниже. И примири́тъ обои́хъ еди́нѣмъ тѣ́ломъ Богови Крестóмъ. Не сказал: умирит (καταλλάξη), но примирит (άποκαταλλάξη), то есть снова примирит, показывая, что и в древности посредством закона человеческое естество было примиряемо с Богом, но затем, так как чрез преступление закона вражда еще более усилилась, то оно опять возымело нужду в примирении с Богом, которое, как окончательное, справедливо и называется примирением (άποκαταλλαγη). Еди́нѣмъ тѣ́ломъ ‒ то есть в Своем. Ибо должное нам наказание сам подъял чрез Крест, что и выше сказал: Плотию. И опять двоих создаст в Себе. А по мнению некоторых, еди́нѣмъ тѣ́ломъ значит то, что обоих ставших как бы единым телом, которому Он есть глава, примирил с Богом. Уби́въ враждý на нéмъ. Не сказал: разрушив, но сильнее ‒ убив, чтобы она уже не восставала. Каким же образом после этого опять возникает вражда? Она никогда не восстает, но рождает другую, потому что опять грешишь. На нем же ‒ или на Кресте, или в теле Своем. Ибо вражду Он убил и на Кресте, и в Своем теле, в котором и подъял Крест. И пришéдъ благовѣсти́ ми́ръ вáмъ, дáльнимъ и бли́жнимъ. Не другого послал, но Сам пришел, явившись в положении слуги и раба, и благовествовал мир к Богу, без сомнения: дáльнимъ ‒ язычникам и бли́жнимъ ‒ иудеям, так как эти более близкими казались Богу. И Христос ведь говорил: Ми́ръ оставля́ю вáмъ (Ин. 14:27); дерзáйте, Азъ побѣди́хъ мíръ (Ин. 16:33), и еще: Отéцъ Мóй возлю́битъ вас (Ин. 14:23), и: вся́ ели́ка áще моля́щеся прóсите, вѣ́руйте, я́ко прiéмлете: и бýдетъ вáмъ (Мк. 11:24). А это все ‒ признаки, мира. Занé Тѣ́мъ (потому что через Него) и́мамы приведéнiе (имеем доступ) óбои (и те и другие) во еди́нъ Дýхъ (в одном Духе) ко Отцý. Своею смертью уничтожил гнев и потом сделал нас любезными Отцу чрез Духа, облагодатствовав нас одинаковой благодатью. Во едином Духе обоим даровал единую благодать и таким образом привел к Отцу. Или во употреблено вместо «чрез», и тогда смысл был бы такой: чрез Него и Духа приведены мы к Отцу. Тѣ́мже ýбо (итак) ктомý (уже) нѣ́сте пришéлцы и стрáнни (чужие), но сожи́теле (сограждане) святы́мъ. Так как Сын пребывает вовеки, то те, которые не улучат вышнего града, суть пришéлцы и стрáнни. Но мы ‒ не таковы теперь, а сограждане святых; и приписаны к тому же самому граду, граду, находящемуся на небе, вечному, которого и те усиленно искали. И при́снiи (свои) Бóгу. Чего те (ветхозаветные святые) едва достигли посредством великих трудов, то мы получили чрез благодать, став своими (домашними) Богу. Вот упование нашего призвания: ибо в той именно надежде мы призваны, чтобы получить сие. Наздáни (утверждены) бы́вше на основáнiи апóстолъ и прорóкъ. Желая показать тесное единение язычников с пророками и апостолами, говорит: наздáни бы́вше, как бы говоря: основанием служат пророки и апостолы, а вы дополнили остальную постройку, так что все составили один Божий храм. Это и значит быть надстроенными поверх патриархов и пророков, что в другом месте он называет привитием (см.: Рим. 11:19). Апостолов поставил в начало, хотя они по времени были последние. Сýщу краеугóльну (имея краеугольным камнем) Самомý Iсýсу Христý. Все держит на Себе Христос. Ибо краеугольный камень поддерживает и стены, и основания. И заметь: иногда он называет Его свыше содержащим все, в каковом случае нарицает Его главой, иногда же снизу носящим на Себе все здание, подобно краеугольному камню; а иногда называет и самим основанием. О Нéмже вся́ко создáнiе составля́емо (слагаясь стройно) растéтъ въ Цéрковь Святýю Гóсподѣви. На краеугольном, говорит, камне, то есть Христе, все здание, именно - все верующие, соединенные органически и безраздельно, растут и восполняются, чтобы стать храмами Божиими. И постáвлю завѣ́тъ мóй и похождý въ вáсъ (Лев. 26:11‒12). Ибо и вообще Церковь (έκκλησία), то есть собрание всех верующих, есть храм Божий, и в частности каждый человек. В Господе же сказано вместо «благодатью Господа», а не нашими трудами. А словом составля́емо показывает, что не иначе можем составиться в храм Божий, как ведя такую жизнь, которая соответствует краеугольному камню. О Нéмже и вы́ созидáетеся (устрояетесь) въ жили́ще Бóжiе Дýхомъ. И все верующие созидаются в Нем, и вы также, ефесяне, чтобы быть жилищем Божиим в Духе, то есть чрез содействие Духа. Или же Дýхомъ сказал в противоположность чувственному строению, как бы говоря: жилище Божие духовное. Такое созидание и совершается до Второго Пришествия чрез верующих.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author