petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Благовестник или толкование Евангелия от Луки (53 зачало)

Автор: Блаженный Феофилакт Болгарский

И сé, закóнникъ нѣ́кiи востá, искушáя Егó и глагóля: Учи́телю чтó сотвори́въ живóтъ вѣ́чныи наслѣ́дую? О́нъ же речé къ немý, въ закóнѣ чтó пи́сано éсть, кáко чтéши? О́нъ же отвѣщáвъ речé, возлю́биши Гóспода Бóга твоегó от всегó сéрдца твоегó, и от всея́ души́ твоея́, и всéю крѣ́постiю твоéю, и всѣ́мъ помышлéнiемъ твои́мъ, и бли́жняго своегó я́ко сáмъ себé. Речé же емý, прáво отвѣщá, сé сотвори́, и жи́въ бýдеши. Законник этот был человек хвастливый, очень высокомерный, как оказывается из нижеследующего, и сверх того коварный. Поэтому он приступает к Господу, искушая Его, вероятно, он думал, что уловит Господа в Его ответах. Но Господь указывает ему на тот самый Закон, коим он очень надмевался. Смотри, с какой точностью Закон заповедует любить Господа. Человек есть совершеннейшее из всех творений. Хотя он имеет и нечто общее со всеми ими, но имеет и нечто преимущественное. Например, человек имеет общее с камнем, ибо он имеет волосы, ногти, кои бесчувственны, как камень. Имеет общее с растением, потому что он растет и питается, и рождает подобное себе, как и растение. Имеет общее с животными безсловесными, потому что имеет чувства, гневается и похотствует. Но что возвышает человека над всеми прочими животными ‒ он имеет общее и с Богом, именно: разумную душу. Посему Закон, желая показать, что человек всецело во всем должен предать себя Богу и все душевные силы пленить в любовь Божию, словами от всегó сéрдца указал на силу более грубую и свойственную растениям, словами от всея́ души́ ‒ на силу более тонкую и приличную существам, одаренным чувствами, словами всѣ́мъ помышлéнiемъ (разумением) обозначил отличительную силу человека ‒ разумную душу. Слова всéю крѣ́постiю мы должны применить ко всему этому. Ибо мы должны подчинить любви Христовой и растительную силу души. Но как? Сильно, а не слабо: и чувственную, и ее сильно; наконец, и разумную, и ее также всéю крѣ́постiю, так что мы всецело должны предать себя Богу и подчинить любви Божией нашу силу питательную, чувствующую и разумную. И бли́жняго своегó я́ко сáмъ себé. Закон, по причине младенчества слушателей не могший еще преподать совершеннейшего учения, заповедует любить ближнего, как самого себя. Но Христос научил любить ближнего больше, чем и самого себя. Ибо Он говорит: бóльши сея́ любвé никтóже и́мать, да ктó дýшу свою́ положи́тъ зá други своя (Ин. 15, 13). Итак, законнику говорит: прáво (правильно) отвѣщá. Поскольку ты, говорит, подлежишь еще Закону, то ты правильно отвечаешь; ибо по Закону ты верно рассуждаешь. О́нъ же хотя́ оправди́тися сáмъ, речé ко Iсýсу: и ктó éсть бли́жнiи мóй? Отвѣщáвъ же Iсýсъ, речé: человѣ́къ нѣ́кiи схождáше от Iеросали́ма во Iерихóнъ, и въ разбóйники въпадé, и́же совлéкше егó, и я́звы возлóжьше отидóша, остáвльше éле жи́ва сýща. По слýчаю же свящéнникъ нѣ́кiи схождáше путéмъ тѣ́мъ, и ви́дѣвъ егó ми́мо и́де. Тáкожде же и леви́тъ бы́въ на тóмъ мѣ́стѣ, пришéдъ и ви́дѣвъ, ми́мо и́де. Самаряни́нъ же нѣ́кто гряды́и, прiи́де надъ негó, и ви́дѣвъ егó, милосéрдова: и пристýпль, обязá стрýпы егó, возливáя мáсло и винó. всади́въ же егó на свóй скóтъ, приведé егó въ гости́нницу, и прилѣжá емý: и наýтрiя изшéдъ, изе́мъ двá срéбреника, дáстъ гости́ннику, и речé емý, прилѣжи́ о нéмъ, и éже áще прiиждивéши, áзъ егдá возвращýся, воздáмъ ти́. Ктó ýбо от тѣ́хъ трiéхъ, бли́жнiи мни́тътися бы́ти, въпáдшему въ разбóйники? О́нъ же речé, сотвори́выи ми́лость съ ни́мъ. Речé же емý Iсýсъ, иди́ и ты́ твори́ тáкожде. Законник, получив похвалу от Спасителя, выказал высокомерие. Он сказал: а ктó éсть бли́жнiи мóй? Он думал, что он праведен и не имеет подобного себе и близкого по добродетели; ибо полагал, что праведнику ближний есть только праведный же. Итак, желая оправдать себя и возвыситься пред всеми людьми, он с гордостью говорит: а ктó éсть бли́жнiи мóй? Но Спаситель, поскольку Он Творец и во всех видит одно создание, определяет ближнего не делами, не достоинствами, но природой. Не думай, говорит, что поскольку ты праведен, то и нет тебе никого подобного. Ибо все имеющие одну и ту же природу суть ближние твои. Итак, и ты сам будь ближним их не по месту, но по расположению к ним и заботливости о них. Для того и привожу Я тебе в пример самарянина, чтобы тебе показать, что хотя он различался по жизни, однако ж стал ближним для нуждавшегося в милости. Так и ты проявляй себя ближним чрез сострадание и поспешай на помощь по собственному признанию. Итак, этой притчей мы научаемся быть готовыми к милосердию и стараться быть ближними для тех, кои нуждаются в нашей помощи. Познаем и благость Божию в отношении к человеку. Природа человеческая шла из Иерусалима, то есть из безмятежной и мирной жизни, ибо Иерусалим означает «видение мира». Куда же шла? В Иерихон, пустой, низкий и удушливый от жара, то есть в жизнь, полную страстей. Смотри: сказал Он схождáше (сошел), ибо природа человеческая всегда склонялась к земному, не однажды, но постоянно увлекаясь страстной жизнью. И въ разбóйники въпадé, то есть попался бесам. Кто не сойдет с высоты ума, тот не попадется бесам. Они, совлéкше егó ‒ разоблачив человека и сняв с него одежды добродетели, я́звы возлóжьше ‒ нанесли ему греховные раны. Ибо они сначала обнажают нас от всякого доброго помысла и покрова Божия, а потом и наносят раны грехами. Природу человеческую они остáвльше (оставили) éле жи́ва сýща или потому, что душа бессмертна, а тело смертно, и таким образом подчинена смерти половина человека, или потому, что природа человеческая не совсем была отвержена, а надеялась получить спасение во Христе, и таким образом была не совершенно мертвой. Но как чрез преступление Адама смерть вошла в мир, так чрез оправдание во Христе смерть имела быть упраздненной (см.: Рим. 5, 16‒17). Под священником и левитом разумей, пожалуй, Закон и пророков. Ибо они желали оправдать человека, но не могли. Невозмóжно бо, говорит апостол Павел, крóви ю́нчей и кóзлей отпущáти грѣхи (Евр. 10, 4). Они сжалились над человеком и размышляли: как бы исцелить его, но, побежденные силой ран, опять удалились назад. Ибо это значит ми́мо и́де (прошёл мимо). Закон пришел и остановился над лежащим, но потом, не имея силы уврачевать, отступил. Это и означает ми́мо и́де. Смотри: слово по слýчаю имеет некоторый смысл. Ибо Закон, действительно, дан не по особой какой-то причине, но по причине слабости человеческой (см.: Гал. 3, 19), не могшей сначала принять Христова Таинства. Поэтому и говорится, что священник, то есть Закон, пришел уврачевать человека не нарочито, но по слýчаю, что мы обыкновенно называем случайностью. Но Господь и Бог наш, ставший за нас клятвою (см.: Гал. 3, 13) и названный самарянином (см.: Ин. 8, 48), пришел к нам, совершая путь, то есть предлогом к пути и целью поставив то самое, чтобы исцелить нас, а не проходом только, и посетил нас не случайно (между прочим), но жил с нами и беседовал не призрачно. Тотчас обязá стрýпы (перевязал раны), не попустив болезни усилиться, но связав ее. Возлил мáсло и винó: мáсло есть слово учения, предуготовляющее к добродетели обещанием благ, а винó ‒ слово учения, приводящее к добродетели страхом. Итак, когда слышишь слово Господа: Прiидѣ́те ко Мнѣ́ вси́ труждáющiися и обременéнiи, и Азъ покóю вы́ (Мф. 11, 28) ‒ это масло, ибо показывает милость и успокоение. Таковы же слова: прiиди́те, благословéннiи Отцá моегó, наслѣ́дуйте уготóванное вáмъ Цáрствiе от сложéнiя мíра (Мф. 25, 34). Но когда Господь говорит: идите во тьму (ср.: Мф. 25, 41) ‒ это вино, учение строгое. Можешь разуметь и иначе. Мáсло означает жизнь по человечеству, а винó ‒ по Божеству. Ибо Господь иное совершал как человек, а иное как Бог. Например, есть, пить, проводить жизнь не без приятностей и не обнаруживать суровости во всем, как Иоанн, ‒ это масло; а чудный пост, хождение по морю и прочие проявления Божеской силы ‒ это вино. Вину можно уподобить Божество в том отношении, что Божества в Самом Себе (без соединения) никто не мог бы стерпеть, если б не было и масла сего, то есть жизни по человечеству. Поскольку же Господь спас нас чрез то и другое, то есть Божество и человечество, то поэтому и говорится, что Он возлил масло и вино. И ежедневно те, кои бывают крещаемы, исцеляются от ран душевных, будучи помазуемы миром, тотчас же приобщаясь к Церкви и причащаясь Божественной Крови. Господь посадил нашу израненную природу на Своего подъяремника, то есть на Свое Тело. Ибо, сделал нас Своими членами и причастниками Своего Тела: нас, долу находящихся, возвел на такое достоинство, что мы одно с Ним Тело! Гостиница есть Церковь, всех принимающая. Закон не всех принимал. Ибо сказано: Да не вни́детъ Аммани́тинъ и Моави́тинъ въ хрáмъ Госпóдень (Втор. 23, 3). Но во вся́цѣмъ язы́цѣ боя́йся егó и дѣ́лаяй прáвду прiя́тенъ Емý éсть (см.: Деян. 10, 35), если желает уверовать и сделаться членом Церкви. Ибо она всех принимает: и грешников, и мытарей. Примечай точность, с какой сказано, что приведé (привез) егó въ гости́нницу, и прилѣжá емý (возымел о нем попечение). Прежде чем привез в нее, он только обязá стрýпы (перевязал раны). Что это значит? То, что когда составилась Церковь и открылась гостиница, то есть, когда вера возросла почти у всех народов, тогда открылись и дары Святого Духа, и благодать Божия распространилась. Это узнаешь из Деяний апостольских. Образ гости́нника носит в себе всякий апостол и учитель, и пастырь. Им Господь дал двá срéбреника (динария), то есть два Завета: Ветхий и Новый. Ибо тот и другой Завет, как изречения одного и Того же Бога, имеют на себе изображение одного Царя. Сии-то динарии Господь, восходя на Небеса, оставил апостолам и последующих времен епископам и учителям. Сказал: éже áще (если что из своего) прiиждивéши (издержишь), áзъ егдá возвращýся, воздáмъ ти́ (отдам тебе). Апостолы, действительно, издерживали и свое, много трудившись и повсюду рассеивая учение. Да и учители последующих времен, изъясняя Ветхий и Новый завет, много издержали своего. За это они получат награду, когда Господь возвратится, то есть во Второе Его Пришествие. Тогда каждый из них скажет Ему: Господи! Ты дал мне два динария, вот я приобрел другие два. И Он так скажет таковому: хорошо, добрый раб!
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author