petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Притча о милосердном самарянине (Лк. 10: 25‒37)

Автор: Архиепископ Аверкий Таушев

Притчу эту передает только один святой Лука, как ответ Господа на вопрос искушавшего, то есть желавшего уловить Его в слове, книжника: что сотворив, живот вечный наследую? Господь заставляет лукавого законника самого дать ответ словами Второзакония (Втор. 6:5) и книги Левит (Лев. 19:18) о любви к Богу и ближним. Указав законнику на требования закона, Господь хотел тем заставить его глубже вникнуть в силу и значение этих требований и понять, как далеко законник отстоит от исполнения их. Законник, видимо, почувствовал это, почему и сказано, что он, желая оправдать себя, спросил: А кто мой ближний? – то есть хотел показать, что, если он и не исполняет требований закона как должно, то – по неопределенности этих требований, так как неясно, например, кого следует понимать под «ближним». В ответ Господь рассказал чудную притчу о человеке, впавшем в разбойники, мимо которого прошли и священник и левит, и которого пожалел только самарянин – человек, ненавистный для иудеев и презираемый ими. Этот самарянин лучше священника и левита понимал, что для исполнения заповеди о милосердии нет различия между людьми: все люди в этом отношении для нас равны, все – ближние нам. Как мы видим, притча эта не вполне соответствует вопросу законника. Законник спрашивал: Кто есть мой ближний? А притча изображает, как и кто из всех троих, видевших несчастного, сделался ближним для него. Притча, следовательно, учит не тому, кого надо считать ближним, а как самому делаться ближним для каждого человека, нуждающегося в милосердии.

Различие между вопросом книжника и ответом Господа имеет большое значение потому, что в Ветхом Завете, ради ограждения избранного народа Божия от дурных влияний, устанавливались различия между окружающими людьми, и «ближними» для еврея считались только его соотечественники и единоверцы. Новозаветный нравственный закон отменяет все эти различия и учит уже всеобъемлющей евангельской любви ко всем людям. Законник спрашивал: кто мой ближний, как бы опасаясь возлюбить людей, которых он не должен любить. Господь же поучает его, что он должен сам сделаться ближним тому, кто в нем нуждается, а не спрашивать, ближний он ему или нет: не на людей должно смотреть, а на свое собственное сердце, чтобы не было в нем холодности жреца и левита, а было милосердие самарянина. Если будешь рассудком различать между ближними и не ближними, то не избежишь жестокой холодности к людям и будешь проходить мимо несчастных, нуждающихся в твоей помощи, как прошел мимо впадшаго в разбойники и священник и левит хотя он, как иудей, был им ближний. Милосердие – условие наследования жизни вечной.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author