petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Первое послание к солунянам (за пятницу): 1 Сол., 272 зач., 5, 9‒13, 24‒28.

Авторы: преподобный Иустин Попович; архиепископ Аверкий Таушев

Апостол внушает не предаваться беспечности, но бодрствовать и трезвиться, памятуя, я́ко (потому что) не положи́ (определил) нáсъ Бóгъ въ (на) гнѣ́въ, но въ снабдѣнiе (к получению) спасéнiю, Гóсподемъ нáшимъ Iсýсъ Христóмъ, мы и должны всячески готовить себя к нему, чтобы получить это спасение (ст. 9). Подвизаясь неутомимо ради спасения, мы подвизаемся и о спасении ближних, поскольку мы таинственно связаны с ближними, по крайней мере общей человеческой природой сотворенного из земли тела и данной от Бога души. Спасение так сложно и достижение его так продолжительно, что необходимо, чтобы в подвиге участвовала вся душа, вся совесть, все хотение. Как человеческим существам нам предназначено Богом достичь спасения, которое стало доступным благодаря Господу Иисусу Христу, поскольку Он есть единственный Спаситель нас от греха, смерти и диавола. Спасение может быть достигнуто только непрестанной жизнью в Господе Иисусе Христе и ради Него с помощью Святых Таинств и добродетелей. И наша личная святая жизнь, согласная со Святым Евангелием, является единственным свидетельством того, что мы находимся на пути ко спасению. Действительно, мы спасаемся, только живя ради Спасителя; это единственный путь, другого нет. Только живя всем нашим существом в Спасителе Христе, с помощью благодатных подвигов, веры, любви, надежды, поста, молитвы, целомудрия, смиренномудрия, терпения, мы, укрепляясь Святыми силами Таинств, убиваем всякий грех, смерть, зло, диавола и достигаем спасения.

Христóмъ, умéршимъ за нáсъ, да (чтобы мы) áще бди́мъ (бодрствуем ли или), áще ли спи́мъ, кýпно (вместе) съ Ни́мъ живéмъ. Все, что наше, только благодаря Спасителю Христу становится воистину нашим навечно, поскольку Он действует на протяжении всей нашей жизни от начала до конца Своей бессмертностью и бесконечностью. Он умер для нас, чтобы мы жили с Ним в вечности. В нашем человеческом мире нет более теплого единства, чем единение души христианина с Господом Иисусом Христом. Господь Иисус Христос стал для христианина душой его души, совестью его совести, желанием его желания, сердцем его сердца. Поэтому вся наша жизнь, жизнь христиан, ‒ жизнь вечная и богочеловеческая, в ней нет ничего по человеку, но все по Богочеловеку и от Богочеловека! Сегó рáди утѣшáйте дрýгъ дрýга, и со(на)зидáйте кóждо бли́жняго, я́коже и творитé (как вы и делаете). Утешение, которое никогда не прекращается ‒ это Господь Исус Христос. И когда христианин всем своим естеством ‒ в Господе Исусе Христе, тогда он весь одновременно пребывает в ближнем своем. Таково чудное таинство богочеловеческой жизни в Церкви Христовой: все, кто в ней, живут ради единого Господа, и с Его Божественной истиной, правдой, с Его Евангелием. Христианин чем больше принадлежит Церкви, тем больше принадлежит себе. Благодатью Божией все для христиан есть новое и всеобщее: и богочеловеческая совесть Церкви, и ум, и жизнь, и Евангелие, и вера, и любовь, и молитва, и пост, и целомудрие, и смиренномудрие, и надежда, и терпение. К учению о Втором Пришествии Христовом апостол присоединяет нравственные уроки (ст. 12 и далее). Здесь апостол сначала предлагает добродетели, на которых держится строй, твердость и благосостояние христианских обществ: увещевает верующих быть в крепком союзе с трудящимися у них пастырями. Мóлимъ же вы́ брáтiе, знáйте (уважайте) тружáющихся у вáсъ, и настоя́телехъ вáшихъ ó Господѣ, и наказýющыя вы́ (вразумляющих вас) в духовной жизни. Божественная истина Христова есть сила, с которой мы возрастаем возрастом Божиим и назидаем один другого во всяком Божественном добре. Особенно этим выделяются ваши наставники: весь их подвиг светел, поскольку светом их учения пожигается ложь и является истина Христова ‒ единая и спасительная истина среди множества земных псевдоистин. Велик их подвиг ‒ открыть вам и сохранить в вас вечную истину Христову, поскольку против истины непрестанно борется сам отец лжи сатана посредством своих рабов и сотрудников, видимых и невидимых. Согласно этой истине, мы отличаемся от других людей, живущих в мире, который лежит во зле. Когда ваши учителя сеют семена вечной истины Христовой в ваших душах, вы должны быть внимательны, чтобы это семя не осталось на краю дороги души, не опалилось зноем и не заглушилось сорняками. И мните и́хъ по преизли́ха въ любви́ (почитайте их преимущественно с любовью) за дѣ́ло и́хъ: ми́рствуйте въ себѣ́ (будьте в мире между собою). Вокруг Христа находятся Его ученики и ваши учителя, извлекающие вас из всякого ада и Святым Евангелием ведущие вас в рай Божий! Поэтому и вы обязаны своим учителям безмерной любовью, большей, чем любовь к родителям по плоти и ко всему человеческому роду, поскольку они дают вам то, что никто другой не может вам дать. Храните сердца ваши высоко на небе во Христе, и ни одна земная буря не может изгнать из наших душ мир Христов и из сердец наших любовь Христову. Если вы имеете любовь между собой, тогда будете иметь и мир святой и евангельский. Этот мир в первую очередь уничтожает самолюбие. Поэтому вы должны беречься самолюбия, как огня, сожигающего душу. Изгоняйте из себя самолюбие, когда оно находится еще в зачаточном виде, посредством самопожертвования и искренней молитвы о всех, друзьях и врагах, вплоть до мученичества ради ближних и дальних. Святые братья наши, видимые и невидимые, укрепляют и ведут нас по пути ко спасению посредством благодати, исходящей от их молитв. Они терпят нас; и что они делают нам, и мы должны делать другим, - так мы исполним божественный закон Христов, поскольку любовь Христова побуждает нас жить для других, спасая себя евангельской заботой о ближних. Вѣ́ренъ Призвáвыи вáсъ, Иже (Который) и сотвори́тъ (это). Вы не можете в этом сомневаться. Призвал вас к такой святости, к такому совершенству Сам Господь. Это мог совершить только чудный Богочеловек, и Он совершает это в вас и с вами. Он, начавший в вас дело спасения, и завершит его, приведет к благополучному исходу до дня Страшного Суда. Он наблюдает за всеми нашими трудами и подвигами ради спасения и помогает в них. Заканчивается послание просьбой молиться, приветствием и обычным благословением. Брáтiе, моли́теся и о нáсъ, чтобы мы смогли без устали, богоугодно и премудро руководить вас в Царство Небесное посредством всех евангельских трудов. Помогайте нам в этой духовной брани. Бог с нами, благодаря вашим святым молитвам о нас. Поскольку вы спасаетесь через нас, и мы через вас, ‒ ведь никто не спасается сам по себе, но все спасаются любовью к Богу и ближним, жизнью ради Бога и ближних, в Боге и ближних. Спасение ‒ это жизнь в Спасителе, Который находится в Церкви и во всех верных: в вас и в нас. Ваши молитвы укрепляют святую любовь в сердцах наших. Посредством ваших святых молитв за нас вся Церковь становится с нами, в нас и рядом с нами вместе со всеми ее святыми. Таким образом все мы сотрудничаем в деле спасения и все спасаемся с помощью друг друга. Вся жизнь Церкви состоит в этом соборном жительстве, в общей любви и общей молитве, поскольку все это объединяет нас в одну святую душу Церкви, в одно сердце Церкви, в одно тело Церкви. И мы чувствуем себя самими собой только через всех святых Церкви; поэтому молитесь за нас. Цѣлýйте (приветствуйте) брáтiю всю́ лобзáнiемъ святы́мъ, лобзанием святой евангельской любви. На христианина всегда изобильно изливается благодать Божия и любовь Святаго Духа. Эта святая любовь есть общая душа всех христиан. Центр и душа в святом теле Церкви ‒ эта святая любовь, посредством которой возрастает наша вера. Или шире: Святый Дух есть душа Церкви; Он освящает все в Церкви: и нас, и все наше, поэтому для нас, христиан, все свято, если не изгоним мы из себя Святаго Духа, все освящающего. Ради молитв и подвигов Святый Дух изливает в наши сердца, во все существо наше святые Свои и освящающие силы, ‒ мы любим ближнего святой любовью, которая никогда не иссякнет, поскольку она вечна, Божественна и троична. Заклинáю вы́ Гóсподемъ прочести́ послáнiе сié, предъ всéю брáтiею не потому, что оно мое, а потому, что в нем заключено все благовестие спасения, которое я сам принял от Господа. Все в этом послании исходит от Господа, а поэтому в нем действует сила спасения. Подводя итог всему благовестию спасения, обращенному к вам, солунянам, моей последней фразой будет: Благодáть Гóспода нáшего Iсýса Христá съ вáми. Ами́нь, поскольку в ней заключен весь Господь и Спаситель, весь богочеловеческий подвиг спасения. Благодать есть соборное название всех спасительных сил, исходящих от Спасителя Христа и почивающих на всех спасенных. Благодать Господа Исуса Христа есть, конечно, всеобщая сила, в которой заключены все силы спасения. В действительности мы спасаемся благодатью, которая устрояет спасение всех спасенных. Если одним словом выразить все Евангелие спасения, то этим словом будет благодать. В благодати заключено все спасение.



Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author