petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Толкование на первое послание к солунянам: 1 Сол., 269 зач., 4, 1‒12

Автор: святитель Феофан Затворник

Главы 4 и 5 по преимуществу содержат нравственные уроки и сначала даются уроки о целомудрии, братолюбии и трудолюбии. Думать надобно, что это такие уроки, которые вызывались нравственным состоянием солунян, как оно узнано и сказано апостолу святым Тимофеем. Нет сомнения, что уроки эти идут в сообразность с тем, что апостол Павел слышал от святого Тимофея; но в течение речи апостола они стоят как прямое следствие из предыдущего. Молился он, чтобы Бог более и более исполнял сердца солунян любовию друг ко другу и утверждал их в целомудрии и чистоте. Но как образование христианской жизни не от одной благодати зависит, но есть плод и собственных усилий человека; то он приглашает их и самих позаботиться о том же. И на первом месте поставляет а) увещание о целомудрии, ограждая его самыми сильными побуждениями. Недостаток его был общ всем язычникам; между тем он заграждал вход благодати Божией и полагал решительную преграду всякому успеху в христианской жизни. Потому и говорит о нем святой Павел в начале и с таким напряжением. А может быть, этот порок обнаруживался у солунян с большою несдержанностию (4, 1–8). Затем апостол напоминает б) о братолюбии (4, 9‒10); наконец прилагает урок в) о трудолюбии (4, 11–12). Увещание о целомудрии (4, 1–8). Высказал пред сим молитвенные благожелания. Теперь приглашает их поревновать о том, чтобы сделаться достойными пожеланных им благ, почему начинает речь: Темже убо (вследствие того) братие прашаем (просим) вы и молим о Христе Iсусе, якоже приясте от нас, како подобает вам ходити и угажати (поступать и угождать) Богови, такожде и ходите, да избыточествуете паче (более в том преуспевали). Не как властию свыше облеченный говорит, но как равный им, искренний их доброжелатель. Не узы налагает, а умоляет. Это такое увещание, против которого не может устоять никакое верующее сердце. Христом Богом умоляем, Христа ради делайте так и так: не нам угодное сделаете, а Христу Господу.

Как вы научены нами и научились от нас. «Приясте, относится не к словам только, но и к делам» (Златоуст). «Како подобает ходити — указывает на весь образ жизни» (Златоуст). И словом, и примером научил, паче и паче да преуспеваете в начатой богоугодной жизни, день ото дня совершеннейшими да являетесь. Весте бо, какова повеления дахом вам, ó Господѣ Iсусѣ: нет нужды повторять, знаете. Так еще недавно все преподано вам, как должно жизнь свою устроять по духу веры Христовой, что излишне снова изъяснять то. «Повеления свои он оставил написанными в их памяти» (Экумений). В этих двух стихах выражен общий закон христианской жизни. Живи как заповедано, имея в виду одно угождение Богу, и не стой, а все более и более преуспевай. Затем пишутся частные правила, но не по системе отвлеченной, а по тому, что требовалось для солунян. Сия бо есть воля Божия, святьба (αγιασμος — означает иногда освятительное действие благодати Божией в Таинствах) ваша, хранити себе самѣх от блуда. Хранити себе от блуда — объясняют святость. «Сказал, что воля Божия требует святости, потом дает знать, какую добродетель называет святостию» (Феодорит). Хранити себе, в греческом воздерживаться, держать себя подалее от чего, удаляться. Под блудом же разумеет всякого рода плотскую нечистоту. И вѣдети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы невѣдящии Бога. Смысл текста зависит от того, как понять слово сосуд. И тело именуется скудельным сосудом (2 Кор. 4, 7). И жена есть сосуд немощнейший (1 Пет. 3, 7). Феодорит пишет: «Свой сосуд иные толкуют так: свою супругу». Из древних понимал так слово сие блаженный Августин, указывая в словах апостола урок — не только не касаться чужих жен, но и к своей относиться честно и свято. Исключая же его, все древние известные толкователи разумеют под сосудом — тело. Блаженный Феодорит, сказавши, что некоторые под сосудом разумеют жену, прибавляет: «Но думаю, что апостол сосудом называет тело каждого, потому что дает закон не одним живущим в супружестве», «но и безбрачным и вдовствующим предлагает урок», — дополняет Экумений. Сосудом тело называется или как вместилище души и вместе с душою — благодатных даров (2 Кор. 4, 7), или как орудие для заимствования нужного совне и для обнаружения внутреннего своего вовне. Да будет тело чисто как орудие, чтобы чисто совершать богоугодные дела; да будет оно чисто как вместилище, ибо нечистый сосуд и чистое вино портит. Святыня здесь то же, что выше святость, то есть чистота. Но если взять во внимание слова апостола о теле в других местах, то можно здесь видеть урок — держать тело, как святилище Духа Божия, благоговейно относиться к нему, как ко храму Божию. Не весте ли, пишет он к коринфянам, — яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть? (1 Кор. 6, 19). В чести содержит тело тот, кто не позволяет себе падать в страсти бесчестия (Рим. 1, 26). Блудные дела суть по преимуществу дела срамные. Кто предается им, стыдом покрывает чело свое. Плотские движения естественны в теле и в них нет греха. Грех в том, как относится к ним человек с своею свободою и совестию. Кто услаждается сими движениями, произвольно возбуждает их и готов удовлетворять им, тот похотствует. Кто частым удовлетворением сей похоти образует в себе склонность к услаждениям ее, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански. Неведение Бога здесь разумеется не умовое, а преимущественно сердечное и совестное. Кто не помнит Бога и страха Божия не имеет, тот уже без удержи предается срамным делам, «язычники таковы потому, что не предполагают будущего наказания» (Златоуст). «Не зная Бога, они не чают и должного воздаяния за дела, и все делают только в свое удовольствие» (Экумений). И еже не преступати и лихоимствовати в вещи брата своего: зане мститель есть Господь о всех сих, якоже и прежде рехом к вам и засвидетелъствовахом. Апостол здесь продолжает наставление об обуздании страсти похотной, и в словах: не преступати и не лихоимствовати видят урок не касаться чужих жен. Не преступати — пределов, положенных законом в сем отношении, не лихоимствовати брата, не завладевать его собственностию, привлекая к себе его жену. Святой Златоуст пишет: «Прежде говорил о блуде вообще, а здесь говорит, о прелюбодеянии. Любодействовать не должно ни с чужими женами, ни с незамужними. Не преступати; ибо каждому Бог дал жену и положил предел природе, именно совокупление с одною. Поэтому совокупление с другою есть уже преступление, разбой и лихоимство, даже ужаснее всякого разбоя, ибо мы не столько скорбим тогда, когда похищаются у нас деньги, сколько тогда, когда окрадывают брак». Бог — мститель есть за все беззакония, но особенно за дела блудные, потому что ими больше всего унижает человек образ Божий, по коему создан. Теперь, впрочем, только напоминает апостол, а бывши у них, пространно толковал им об этом и засвидетельствовал с удостоверением, что так есть, что преступление это очень велико, мерзко пред Богом, унизительно и разрушительно для человека. Не призва 6о нас Бог на нечистоту, но в святость. Апостол говорит, что, кто пренебрегает этою заповедию и нерадит о точном исполнении ее, тот не человеку оказывает неуважение и презрение, а Самому Богу. Оскорбляется же Он больше всего нечистотою. Почему в другой раз апостол в побуждение к чистоте выставляет особенно то, что христиане суть храм живущего в них Святого Духа (1 Кор. 6, 19). О братолюбии (4, 9‒10). О братолюбии же не требуете, да пишется к вам; сами бо вы Богом учени есте, еже друг друга. Златоуст: «Конечно, если б не было нужды писать, то надлежало молчать и ничего не говорить, но теперь, говоря, что нет нужды писать, он сделал более, нежели когда бы сказал, что нужно». Экумений несколько дополняет эту мысль: «Говоря, что они исправны в этом (братолюбии), побуждает к нему, хоть бы были неисправны, чтоб поддержать о себе такое мнение и такую славу». Вместе с приятием Духа благодати, Духом Святым, даемым христианам, изливается и любовь в сердца их (Рим. 5. 5). Ибо творите то ко всей братии сущей во всей Македонии. Молим же вы, братие, избыточествовати паче. Что точно не требуется писать к ним о братолюбии, как наученным тому от Бога, показывают дела любви к братиям в Македонии. Возводя дела их к Богу, как источнику, освящает их, и побуждение тем дает — продолжать, преуспевать в начатом более и более. О трудолюбии (4, 11–12). И любезно прилежати еже безмолвствовати, и деяти своя, и делати своими руками, якоже повелехом вам. Узнал апостол, что между ними иные были непоседы, любили блуждать по торжищам: таким предписывает безмолвствие и домоседство; иные не радели о своих делах: таким заповедует — делати своя; иные не хотели трудиться — праздны и чужое поедают, а не только другим помогать не могут: им — делати своими руками. Если повелевал, значит, недостатки те выдавались у солунян, так что апостол заметил их сразу и оговорил, когда был у них и лично учил их. Да ходите благообразно ко внешним, и ни чесогоже требуете. Цель предложенного благоповедения — благообразное хождение ко внешним. Внешние — это не христиане, тогда язычники и иудеи. Церковь — дом Божий. Кои не в ней, те вне ее суть, или внешние. Апостол заповедует благообразно держать себя среди них — в отношении к ним, чтоб и видимое поведение христиан было чисто, светло, общеодобрительно и никто ничего не мог сказать про них худого. Благообразное хождение пред внешними определяется у апостола всеми предложенными пред сим правилами; здесь же он будто сводит их все воедино, прибавляя: и ни чесогоже требуете, — чтоб ничего ни у кого не просить, никому не докучать своими нуждами, а трудиться самим, чтобы ни в чем не нуждаться.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author