petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Благовестник, или толкование на Евангелие от Луки, 39 зачало



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Бы́сть же егдá возврати́ся Iсýсъ, прiя́тъ Егó нарóдъ: бѣ́ху бо вси́ чáюще егó. И сé прiи́де мýжъ, емýже и́мя Иаи́ръ, и тóй кня́зь сóнмищу бѣ́. И пáдъ при ногý Iсýсову, моля́ше Егó вни́ти въ дóмъ свóй: я́ко дщи́ единорóдна бѣ́ емý, я́ко лѣ́тъ двоюнáдесяте, и тá умирáше. Егдá же идя́ше, нарóди угнѣтáху егó. И женá сýщи въ точéнiи крóве от двоюнáдесяте лѣ́ту, я́же врачéмъ издáвши всé имѣ́нiе, и не возмóже ни от еди́наго исцѣлѣ́ти: и пристýпльши созади́, коснýся крáя ри́зъ Егó: и áбiе стá тóкъ крóве ея́. Исус лишь возвратился из страны Гадаринской, а народ уже ждал Его частью ради учения, а частью ради чудес. Пришел и один начальник синагоги (князь собору), ни бедный, ни отверженный (нехудъ ни простъ), но из первых. Евангелист присовокупляет (прилагаетъ) и имя его, чтобы тем очевиднее было, что чудо истинно. По настоянию нужды он припадает к ногам Исусовым. Хотя бы он и без настоятельной нужды должен был пасть пред Исусом и исповедать Его Сущим Богом,

однако ж бывает, что и скорбь побуждает людей к избранию лучшего. Почему и Давыд сказал: Не бýдите я́ко кóнь и мéскъ (лошак), и́мже нѣ́сть рáзума: броздáми (удилами) и уздóю чéлюсти и́хъ востя́гнеши (обуздаешь), не приближáющихся къ тебѣ (Пс. 31, 9). Во время пути Господа приступает жена, руководимая весьма сильной верой. Подойдя, она коснулась края одежды Господа в той уверенности, что как только прикоснется, тотчас и исцелится. И áбiе стá (тотчас остановился) тóкъ крóве ея́. Как если кто-нибудь обратит глаз к сияющему свету или поднесет хворост к огню, они (свет и огонь) тотчас оказывают свое действие, так и жена, принесшая веру Могущему исцелить, тотчас получила исцеление. Ибо она ни о чем не думала, ни о долговременности болезни, ни об отчаянии врачей, ни о другом чем, но только веровала, и ‒ спаслась. И как кажется, она прикоснулась к Исусу прежде мыслью, а потом телом. И речé Iсýсъ: ктó éсть коснýвыйся Мнѣ́? Отметáющымся же всѣ́мъ, речé Пéтръ и и́же съ ни́мъ: Настáвниче, нарóди одержáтъ Тя́ и гнѣтýтъ, и глагóлеши: ктó éсть коснýвыйся Мнѣ́? Iсýсъ же речé: прикоснýся Мнѣ́ нѣ́кто: Азъ бо чýхъ си́лу изшéдшую изъ Менé. Ви́дѣвши же женá, я́ко не утаи́ся, трепéщущи прiи́де, и пáдши предъ Ни́мъ, ея́же рáди вины́ прикоснýся Емý, повѣ́да Емý предъ всѣ́ми людьми́, и я́ко исцѣлѣ́ áбiе. О́нъ же речé éй: дерзáй дщи́, вѣ́ра твоя́ спасé тя: иди́ въ ми́рѣ. Господь, желая показать всем веру жены, чтобы подражали ей, и подать Иаиру добрую надежду о его дочери, обнаруживает то, что было сделано тайно. Именно: Он спрашивает о том, кто прикоснулся к Нему, но Петр как смелый, упрекая Его за такой вопрос, говорит: столько народа стесняет Тебя, и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? А сам не понимал, о чем спрашивал Господь. Ибо Иисус спрашивал: кто прикоснулся ко Мне с верой, а не просто так. Ибо как всякий имеет уши, чтобы слышать, и однако ж иной, имея уши, не слышит, так и в сем случае иной прикасается с верой, а иной хотя и приближается, но сердце его отстоит далеко. Итак Господь, хотя и знал жену, спрашивает, однако ж, для того, чтобы, как я сказал, и веру ее прославить, и начальника синагоги более обнадежить, спрашивает и таким образом жену выводит на средину. Азъ бо чýхъ (чувствовал) си́лу изшéдшую изъ Менé. Справедливо говорит. Ибо пророки не имели сил, от них исходящих: они совершали чудеса благодатью Божией. А Исус, будучи Источником всякого блага и всякой силы, имеет и силы, от Него исходящие. Христос вдвойне врачует жену: во-первых, исцелил болезнь ее, а потом и страх души усмирил, сказав: дерзáй дщи́ (дщерь)! Ещé емý глагóлющу, прiи́де нѣ́кiй от архисинагóга, глагóля емý, я́ко ýмре дщи́ твоя́: не дви́жи Учи́теля. Iсýсъ же слы́шавъ отвѣщá емý, глагóля: не бóйся, тóкмо вѣ́руй, и спасéна бýдетъ. Пришéдъ же въ дóмъ, не остáви ни еди́наго вни́ти, тóкмо Петрá и Иоáнна и Иáкова, и отцá отрокови́цы, и мáтере. Плáкахуся же вси́ и рыдáху ея́. О́нъ же речé: не плáчитеся: не ýмре бо, но спи́тъ. И ругáхуся Емý, вѣ́дяще, я́ко ýмре. О́нъ же изгнáвъ вóнъ всѣ́хъ, и éмъ за рýку ея́, возгласи́, глагóля: отрокови́це, востáни. И возврати́ся дýхъ ея́, и воскрéсе áбiе: и повелѣ́ дáти éй я́сти. И диви́стася роди́теля ея́. О́нъ же повелѣ́ и́ма никомýже повѣ́дати бы́вшаго. Исус, услышав, что некто сказал начальнику синагоги: не беспокой Учителя, то есть не утруждай, не проси пойти, не позволил начальнику синагоги сказать что-нибудь Себе, но упредил его, чтобы начальник синагоги не сказал: я не имею в Тебе нужды; несчастье уже совершилось; та, которую, мы надеялись, Ты исцелишь, умерла. Итак, чтобы он не сказал ничего такого (ибо он был неверующий иудей), Христос упредил его и сказал: не бóйся, тóкмо вѣ́руй; смотри, говорит, на кровоточивую; подражай ей, и тыне обманешься. Господь позволяет войти с Собой только Петру, Иоанну и Иакову, как избраннейшим из учеников и как могущим умолчать о чуде, ибо Он не желал, чтобы оно прежде времени было открыто многим. Он скрывал бóльшую часть Своих дел, быть может, по причине зависти иудеев, чтобы, возжигаемые завистью, они не были повинны осуждению. Подобным образом должны поступать и мы: если кто завидует нам, мы не должны обнаруживать пред ним наши совершенства, чтобы, поражая его оными, не возбудить в нем большей зависти и не ввести в грех, но должны, сколь возможно, стараться скрывать их от него. Когда Господь сказал, что девица не умерла, но спит, и смерть назвал сном (поскольку имел воскресить умершую, как бы от сна возбудить), то слышавшие сие засмеялись над Ним, что допустил Он затем, чтобы чудо было больше чудом, чтобы впоследствии не могли сказать, что девица не умирала, но спала, для сего Он устроил так, что прежде осмеяли Его за слова: не ýмре (не умерла) бо, но спи́тъ, чтобы заградить уста желающих клеветать. Ибо смерть девицы так была явна, что засмеялись над Ним, когда Он сказал, что она не умерла. Господь всех выслал вон, быть может, с тем, чтобы нас научить не любить славы и ничего не делать напоказ, а может быть, и с тем, чтобы внушить, что имеющий совершить чудо не должен быть в среде многих, но должен находиться в уединении и быть свободным от всяких беспокойств со стороны других. И возврати́ся дýхъ отроковицы. Ибо Господь не новую внес душу, но повелел возвратиться той самой, которая отлетела от тела. Приказал подать ей поесть для большего уверения и доказательства того, что она действительно воскресла. Можно это и так понимать. Кровоточивая есть всякая душа, в которой кипит и как бы ключом бьет кровавый и убийственный грех. Ибо всякий грех есть убийца и закалатель души. Если душа коснется одежд Исусовых, то есть воплощения Его, и уверует, что Сын Божий воплотился, то получит здравие. Если кто будет и начальник синагоги, то есть ум, возвышающийся над богатством, собранным от любостяжания, но дочь его, то есть помысл, заболит, то пусть призовет только Исуса и уверует в Него, и ‒ будет спасен.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author