?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: святитель Феофан Затворник; архиепископ Аверкий Таушев

Вы́ подóбницы бы́сте (подражателями стали) брáтiе цéрквамъ Бóжiимъ, сýщимъ (находящимся) во Июдéи (в)о Христѣ́ Iсýсѣ Гóсподѣ нашемъ, яко тáяжде и вы́ пострадáсте (потому что и вы то же претерпели) от свои́хъ съ племéнникъ, я́коже и тíи (что и те) от июдéй. Поминает и об их страданиях, как необходимых спутниках веры. в устроении спасения все страдают: Господь, Апостолы Его и все верующие. Таков закон явления на земле истины о Христе Иисусе — разделение людей и восстание одних на других (Мф. 10, 35‒37). На приемников и носителей слова Божия вооружаются неприемлющие его и гонят их. Так было в Иудее, так повсюду, так и у вас. В том, что на вас восстали, не укор слову и не подрыв его истинности, а, напротив, доказательство того, что оно из ряду вон выходит, не земно есть — Божественно. Сравнением Церкви Солунской с Церквами Иудейскими придает ей большую честь и воодушевляет к терпению. Отделив, таким образом, верующих иудеев от неверующих, святой апостол строго налегает всею тяжестию суда на последних. Уби́вшихъ Гóспода Iсýса, и Егó прорóки, и нáсъ изгнáвшихъ, и Бóгу не угоди́вшихъ, и всѣ́мъ человѣ́комъ проти́вящихся, и возбраня́ющихъ (препятствуют, запрещают) нáмъ глагóлати язы́(чни)комъ, да (чтобы) спасýтся, воéже (и так, через это) испóлнитися и́мъ (меру) грѣхóмъ (своим) всегдá: пости́же же (но приближается) на ни́хъ гнѣ́въ до концá. Оба эти стиха суть придаток к предыдущему. В них будто мимоходом выражает апостол мысль свою об иудеях — неверующих. Изображение иудейского злонравия начинает с Богоубийства. Сочувствие апостола Павла к солунянам столь искренно и глубоко, что никто не должен колебать их уверенности в этом сочувствии.

Мы́ же брáтiе осир(от)ѣ́вше (быв разлучены) от вáсъ пó времени и часу (на короткое время), лицéмъ а не сéрдцемъ, ли́шьше (тем паче) потщáхомся (старались, стремились) лицá вáшего ви́дѣти мнóгимъ (с бóльшим) желáнiемъ, занé (потому) восхотѣ́хомъ прiити́ къ вáмъ, áзъ же Пáвелъ еди́ною (и раз) и двáжды, и возбрани́ нáмъ сатанá, конечно, по попущению Божию. «Сатана полагал препоны апостолам, ‒ пишет Амвросиаст, ‒ чтобы не распространяли света истины среди людей. Он возбуждал неверных препятствовать апостолам побоями и узами, да не глаголют слово Божие». Очевидно, в данном случае св. Павел имел в виду враждебное отношение к нему неверовавших солунских иудеев, которые покушались на его жизнь. Преследование ими апостола Павла даже в Верии, куда он ушел из Солуни, указывает на особенно сильное их против него раздражение. Ктó бо нáмъ уповáнiе (надежда), или́ рáдость, или́ вѣнéцъ похвалéнiю(-ы), áще не вы́, прéдъ Господемъ нáшимъ Iсýсъ Христóмъ, въ пришéствiе Егó? Указывает апостол источник своей о солунянах попечительности, удостоверяя, что его заботы и любовь к ним вызываются его апостольским званием и упованием. Венец похваления — воздаяние, венчающее обрадованное сердце светлым положением, в сонме прославленных святых и ангелов. Венец похваления — не то, чем особенно похвалиться можно, а за что особенно похвалят, венец похвальный, прехвальный, блестящая слава... Феофилакт так перифразирует речь святого Павла: «Надеюсь, что великого сподоблюсь ради вас дерзновения пред Христом Господом и радости, того ради самого, что вы и ныне есте и тогда будете для меня венцом похваления, то есть венцом блестящей славы».