petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Первое послание к солунянам: 1 Сол., 264 зач., 2, 1‒8 (за среду)

Автор: святитель Феофан Затворник

Во втором отделении исторической части послания святой Павел описывает свое с сотрудниками своими пребывание в Солуни, касаясь в первой дюжине стихов второй главы преимущественно характерических черт своего проповедания и действования: каков вход имехом к вам. Что заставило его коснуться сего предмета и так подробно его изображать? Ведь, как начинает он свою речь: сами бо весте. Оно так и есть, ибо сами знаете, как что было. Сáми (и)бо вѣ́сте (знаете) брáтiе, въхóдъ (пришествие) нáшъ и́же къ вáмъ, я́ко не вотщé (не тщетно) бы́сть. Не вотще — ου κενη. Κενος — пустой. Наверно говорили: попусту ходят эти люди, праздные странники, мечтатели, обманывающие или обманутые. Святой Златоуст толкует: ουκ ανθρωπινη, ουδε η τυχουσα не человеческий (вход), по обычным житейским целям бывающий, и не случайный, не кое-какой, не бесцельный, не ничтожный. Экумений Златоустову мысль разъясняет, говоря: не вотще, то есть наши проповеднические беседы были не ложные басни или сонные мечтания, пусторечия или праздноречия. Если поставить это слово не вотще в соответствие с тем, что сказано в 1, 5: не в слове точию, но в силе, — то оно будет означать: вход наш к вам не был обыкновенный, не одним словом действовали мы среди вас, но слово наше, по особенной к вам милости Божией, было сопровождаемо знамениями и чудесами. Но предъ (прежде) пострадáвше и досаждéни бы́вше (потерпев обиды, поношение; υβρις — укор, бесчестие, поношение), я́коже вѣ́сте (как вы знаете), въ Фiлiппѣхъ, дерзнýхомъ(-ли) ó (в) Бoзѣ нáшемъ глагóлати (сказовать, проповедать, возвестить) къ вáмъ благовѣствовáнiе Бóжiе, со мнóгимъ пóдвигомъ (с великим подвигом, борьбою). Как пострадали апостолы в Филиппах, о сем передают Деяния святых апостолов (см.: Деян. 16, 12‒40).

Солуняне же узнали о том или от самих апостолов, или от филиппийских христиан, с которыми, конечно, тотчас по обращении вступили в общение. Двумя словами очерчивает святой Павел, что было с ними в Филиппах: предпострадавше и досаждени бывше. Под страданиями он разумеет то, что растерзали одежды их, били палицами и, давши многие раны, отослали в темницу, где они посажены были в дальнейшую камеру, и ноги их забиты были в колодки (Деян. 16, 23‒24). Дерзнухом о Бозе нашем. Дерзновение — παρρησια, смелость, несмущенная небоязненность возвещать истину в лицо неверам, и притом враждебным. Оно не от одного убеждения в истине, но еще и от уверенности, что проповедование совершается по личному Божию поручению, и что при этом всегда готова Божия помощь. Это есть отличительное свойство всех апостолов. Со многим подвигом. Под подвигом, впрочем (αγων — борение), можно разуметь здесь не одних внешних препон и скорбей преодоление, но и борение с умами слушавших, как можно заключить из того, что святой Павел состязался с иудеями от Писаний (Деян. 17, 2). Утѣшéнiе бо и привѣ́тъ нáшъ (проповедь, учение, призыв наш), не от прéлести (не от заблуждения), ни от нечистоты́, ни лéстiю (не в лукавстве). Откуда видно, что ваше дело не пустое, что вы предлагаете Божие благовестие? Наше учение не есть какое-либо заблуждение, в котором мы запутались, подобно философам, не есть дело нечистых сил или какая кознь злохитрая, а прямо от Бога нам поручено. Утешение, παρακλησις — что означает приглашение, призывание, вообще речь, обращенную к другому. Не от прелести, ουκ εκ πλανης. Πλανη означает обманывание и обольщение других. В 3-м стихе апостол отвергает ложные источники своего дела; в 4-м стихе указывает настоящий источник его в Боге; затем в 5-м и 6-м отвергает ложно приписываемые им недобрые цели и приемы. Но я́коже искуси́хомся (был испытан, удостоился) óт Бога вѣ́рни бы́ти прiя́ти (чтобы вверено нам было) благовѣствовáнiе, тáко глагóлемъ, не áки человѣ́комъ угожáюще, но Бóгу искусившему (испытующему) сердцá нáша. Искусихомδεδοκιμασμεθα. Δοκιμαζειν — испытывать, дознавать на деле, исследовать. Бог увидел, или признал нас годными (как бы опробовал нашу годность, благоискусность и верность), чтоб вверить нам Евангелие. Он вверил нам Евангелие потому, что видел нашу годность, вверяемую нам святыню, при помощи благодати, чистою принять, чистою сохранить и чистою передать другим без примеси от порчи нашего ума и сердца. Поелику нам оказано такое доверие, то мы не можем оказываться неверными. Но как вверено нам и как, при вверении, заповедано, тако глаголем, то есть в том же духе, по той же норме и мысли. Не имеем, говорит, в виду человекам угождать, а вся наша забота о том, чтоб оказаться угодными Богу, искушающему сердца. Никогдáже бо въ словеси́ ласкáнiя(-тельства, лести) бы́хомъ къ вáмъ, я́коже вѣ́сте (как вы знаете), нижé винóю лихоимáнiя (ни тайных замыслов корыстных), Бóгъ свидѣ́тель, Ни и́щуще (не ища) от человѣ́къ (человеческой) слáвы, ни от вáсъ, ни от инѣ́хъ (других). Святой Павел переходит теперь к указанию духа, видов и приемов своей проповеди. Три нарекания, возможных или действительных, отстраняет здесь святой Павел: в ласкательстве, в лихоимании и славолюбии. Ласкательство, или лесть, есть крайне отталкивающий образ действий. Не только неприятно лицом к лицу иметь дело с ласкателем, но много теряет даже и тот, кто не показался при личном сношении льстецом, как скоро наводится на него подозрение или нарекание в этом. Не действовали мы среди вас и в видах корысти. Пришли к вам, чтоб облагодетельствовать вас проповедью Евангелия, а не с тем, чтоб олихоимствовать вас. Апостол при этом призывает Бога в свидетели. Не были мы также искателями славы человеческой, действовали, не требуя почестей, не тщеславясь, — и это не у нас только, но повсюду и пред всеми. С. Павел отразил взводимые на него нарекания. Теперь обрисовывает он свою деятельность с положительной стороны в кратких, но сильных выражениях. Могýще въ тяготѣ́ бы́ти (отяготить, обременить), я́коже (как) Христóвы апóстоли, но бы́хомъ ти́си (тихи) посредѣ́ вáсъ, я́коже дои́лица (как кормилица питает и) грѣ́етъ (лелеет, нежно обиходит) своя́ чáда. Были тихи, — то есть не держались высокого тона, не были обладающие (1 Пет. 5, 3), но как слуги, по заповеди Господа, все готовы были сами делать для вас (Мф. 20, 26). Тисиηπιοι. `Ηπιος, — кроткий, тихий, нежно любящий, благосклонный, — употребляется именно в отношениях высших к низшим, царя к подданным, начальника к подчиненным, родителей к детям, врачей к врачуемым. Первая черта нрава апостолов Солуни — тихость; вторая — материнская любовь. Доилица здесь — не кормилица, как видно из того, что она представляется питающею своих чад. Это — мать в период отдоения дитяти, мать доящая (кормящая грудью). Тáкожде (сердцем, из усердия, в сердечном устремлении) желáюще (желая) вáсъ, благоволи́хомъ (восхотели, жаждали) подáти (передать) вáмъ, не тóчiю (не только) благовѣствовáнiе Бóжiе, но и дýшя своя́, занéже возлю́блени бы́сте (потому что вы стали любезны) нáмъ. Тако желающе вас — ομειρομενοι υμων. Слово сие означает сильное желание соединиться с кем, вступить с ним в общение и сердечный союз, в отношении к отсутствующим — желание видеться с ними и опять быть вместе. Солуняне были прежде чужие по вере, как на стране живущие. Апостол выражает сим, как он желал их привлечь к себе, желал сердечного союза с ними. иИменно душу свою он охотно желал передать им. Подобно как мать, с которою сравнивает себя апостол, — не только в опасностях готова положить жизнь свою за детей, но постоянно готова изливать и изливает душу свою в них, то же, что душою своею живет в них. Так и святой Павел уверяет, что готов был излить именно свою в них душу. Мы не одно Евангелие вам преподали, но вместе с словами, которые, не щадя сил, обильно сеяли в вас, мы благоволили самые души передать вам, как душа матери переходит как бы в дитя, которого она питает не сторонним чем, а элементами своей жизни. Сильная любовь все готова передать, или перенесть, в любимого. Высказав такое расположение и вместе напомнив солунянам, что оно действительно и явлено таким, спешит Апостол охарактеризовать его, указав истинный его источник не в чем-либо стороннем, а в одной любви: все это было не по чему другому, а зане возлюблены бысте нам (Златоуст, Феофилакт).

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author