petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Первое послание к солунянам: 1 Сол., 263 зач., 1, 6‒10

Автор: святитель Феофан Затворник

Апостол изображает светло-благодатное христианское состояние солунян, благодарит Бога за успех своей проповеди среди них и хвалит их за стойкость в вере. Светлое благодатно-христианское состояние солунян изображает апостол указанием в том числе Божия к ним благоволения, явленного в избрании их (ст. 4‒7); в благотворном действии славы их обращения и веры на всех других христиан (ст. 8‒10). Воспоминая о всем этом, святой Павел изъявляет свои благодарные к Богу чувства (ст. 2), относя к Нему все добро, виденное им в солунянах. И вы́ подóбницы бы́сте (подражатели стали) нáмъ, Гóсподне прiимъше (приняв) слóво въ (при) скóрби мнóзѣ (великой), и съ рáдостiю Дýха Святáго, я́ко бы́ти вáмъ (так что стали) о́бразъ(цом, примером) всѣ́мъ вѣ́рующымъ, въ Македóнiи, и Ахáiи. Божие избрание усиливает апостол сравнением солунян с собою и Господом. Тем, что и Он Сам, претерпевая великие страдания, не предавался скорби, но радовался. Дух Божий дал вкусить благо спасения и, преисполнив сердце радостию, не допустил ему быть стеснену скорбями, устроил так, что оно было отверзто для принятия истины и замкнуто для чувства скорби. Образцом стали в усердном приятии Евангелия, в непоколебимой верности ему и, как из последующего видно, в совершенном изменении жизни своей по духу его. В последних трех стихах — 8, 9, 10, святой Павел изображает третью сторону светлого состояния солунян, именно их славу между всеми тогдашними христианами в Македонии и Ахаии и во всяком другом месте.

От вáсъ бо промчáся (пронеслось, εξηχηται, отозвалось, как эхо, прозвучало, огласилось) слóво Госпóдне, не тóкмо въ Македóнiи и Ахáiи, но и во вся́комъ мѣ́стѣ (ἐν παντὶ τόπῳ) вѣ́ра вáша, я́же къ Бóгу (направленная к Богу, ἡ πρὸς τὸν Θεὸν) изы́де, я́ко (так что) не трéбовати (не требовалось) нáмъ глагóлати чтó(-либо). Святой Златоуст говорит, что во всяко место значит — во всю вселенную. Коринф, был центральный город, соединявший Восток с Западом. Тут стекались со всего мира люди. И не дивно было слышать святому Павлу от посещавших Коринф христиан, как всюду говорят об обращении солунян и их стойкости в вере. Видно, как громка была проповедь апостола в Солуни, будучи сопровождаема знамениями и чудесами и раздаянием даров Духа Святого; как дивно было обращение солунян и как мужественна твердость их в гонении. Все это и было причиною скорого всюду распространения слуха. Солунь своим положением открывала пути к тому, а Коринф давал возможность услышать о сем слухе. «И нам (апостолу) нет надобности рассказывать о ваших делах, для возбуждения в других подобного же соревнования, ибо о чем надлежало бы им слышать от нас, о том они, предупреждая нас, рассказывают сами» (Златоуст). Тíи бо (они сами, αὐτοὶ γὰρ) о нáсъ возвѣщáютъ, какóвъ въхóдъ имѣ́хомъ къ вáмъ, и кáко обрати́стеся къ Бóгу от и́долъ, рабóтати Бóгу жи́ву и и́стинну (πρὸς τὸν Θεὸν; если бы речь шла об обращенных из Евреев, мы имели бы πρὸς τὸν Кύριоν) и ждáти Сы́на Егó съ небéсъ, Егóже воскреси́ изъ мéртвыхъ, Iсýса, избавля́ющаго нáсъ óт гнѣва грядýщаго. Указывает апостол, каких предметов касался слух о солунянах, именно, каким он явился среди них и как они обратились — к кому, от кого и для чего. Тут полная программа апостольской деятельности и того изменения, какое совершали они в веровавших. Христианские черты работы Богу суть вера в Господа Искупителя, очищающего от грехов, и возрождение в Нем, или приятие благодати Пресвятого Духа для сопротивления греху и побеждению его. Чтоб служить Богу живу и истинну, надобно наперед приступить к Нему и примириться с Ним. Примириться же с Ним можно только чрез Иисуса Христа, очистив совесть свою от мертвых дел кровию Его (Евр. 9, 14). И не это одно; но нужно еще принять силы на служение Ему истинное, а эти силы исходят от Духа Святого в святых Таинствах. святой Павел проповедовал солунянам о живом Боге, не только как едином по существу, но и как не едином в лицах, указывая, что у Бога искони есть Сын — Бог, единосущный Ему, и что сей Сын есть Господь Иисус Христос, пришедший в мир грешных нас спасти. Ждати съ небесъ. Значит, Он воскрес и вознесся; вознесся туда, откуда и пришел. Егóже воскреси́ изъ мéртвыхъ. Это главный предмет апостольской проповеди. Всякая речь святых Апостолов, и в Иерусалиме, и повсюду, на это сводилась. Ибо нельзя было и слова сказать от лица Того, Кто распят, не сказавши, что Он воскрес, вознесся на небо и опять придет с небес. «Все вдруг видишь,— говорит святой Златоуст, — и воскресение, и вознесение, и второе пришествие, суд, воздаяние праведным и наказание злым. Главное доказательство, что Христос есть Сын Божий, есть воскресение Его из мертвых (см.: Рим. 1, 4). Его и выставляет святой Павел». Только тот, кто бросает мир и прилепляется ко Христу верою, изъемлется из области, пораженной сим судом, уклоняется под сень креста, сквозь который не пройдут удары гнева Божия, когда будет приводиться в исполнение приговор суда, произнесенный уже над миром. Кто верует, не будет осужден. Существительное, к которому должно быть отнесено тíи (они, αὐτοὶ), подразумевательно содержится в выражении предыдущего стиха во вся́комъ мѣ́стѣ (ἐν παντὶ τόπῳ), то есть здесь разумеются пришельцы из всех частей Греции. Слово гнев здесь употребляется не только в смысле гнева Божия против греха, но и в смысле обнаружения воздаяния со стороны Его правосудия, скорого проявления которого в мире ожидал апостол Павел. Греческий текст говорит об этом гневе не как долженствующем открыться в неопределенном будущем времени, но как о наступающем уже, как бы действительно уже близком к полному открытию.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author