petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Изгнание легиона бесов (Мф. 8: 28‒34; Мк. 5: 1‒20; Лк. 8: 26‒40)

Автор: Архиепископ Аверкий Таушев

Переплыв озеро, Исус с учениками Его прибыли в страну, лежавшую на восточном берегу, которую евангелисты Марк и Лука называют Гадаринской (по имени находившегося в ней города Гадары), а святой Матфей ‒ Гергесинской (по имени другого города ‒ Гергесы); оба эти города были в числе «Десятиградия». На берегу их встретил бесноватый, одержимый нечистым духом. Евангелисты Марк и Лука говорят об одном бесноватом, тогда как святой Матфей ‒ о двух. Расхождение здесь, вероятно, потому, что один из бесноватых был человеком всем известным, жителем Гадар, и находился в особо ужасном состоянии беснования, а другой же, по сравнению с ним, оставался едва замеченным. Сущность беснования в том, что бесы, лишая человека сознания и подавляя его разум, распоряжаются всем его телом и силами души, причиняя такому бесноватому человеку невероятные мучения от его же собственных действий. Величие и всемогущество Сына Божия, сокрытое для человеческих глаз, очевидно для нечистых духов, владевших более совершенным зрением, и привел их в ужас и трепет. И вот бесноватые начинают кричать, называя Исуса Сыном Божьим и умоляя Его не причинять тех нестерпимых мучений, которые причиняла им Его близость. По Евангелиям от Марка и Луки, наиболее свирепый из бесов на вопрос Исуса, как его имя, ответил: Легион (Мк. 5: 9; Лк 8: 30), указывая тем самым на обитание в бесноватом несметного количества нечистых духов. Бесы попросили Исуса, чтобы Он не повелел идти им в бездну (Лк. 8: 31) и не высылал их вон из страны той (Мк. 5: 10), а позволил им войти в большое стадо свиней, пасшееся неподалеку, при горе.

Нам не настолько известна природа нечистых духов, чтобы понять, почему им необходимо обитать в живых существах, но характерно то, что из всех живых существ они избрали самое нечистое, самое презренное в глазах иудеев, лишь бы Господь не изгонял их из страны и не лишал их тем самым возможности действовать в ней. Господь разрешил им войти в стадо, и свиньи, взбесившись, бросились с крутизны в море и утонули. Допустив это, Господь, очевидно, желал вразумить гадаринцев, которые, вопреки завещанию закона Моисея, разводили свиней да еще в таком громадном количестве (около 2000, по святому Марку (Мк. 5: 13). Вместе с тем это обстоятельство привлекло к Господу Исусу Христу особое внимание жителей этой страны, которые увидели известного всем бесноватого здоровым и сидящим у ног Исуса. Однако произошедшее все-таки не вразумило их: они испытали лишь безотчетный ужас и, по всей вероятности, опасение, как бы дальнейшее пребывание Господа у них не принесло им еще больших убытков. Сожаление о потерянных свиньях одержало у них верх над естественным, казалось бы, чувством благодарности Господу за чудесное избавление их страны от ужасного бесноватого, и они попросили Господа уйти. Как велико неразумие тех людей, которые не желают иметь в своих пределах Того, Кто явился разрушить дела дьявола! Вопреки обычному запрещению Господа разглашать о совершаемых Им чудесах, Христос на этот раз наоборот повелел исцеленному бесноватому вернуться в свой дом и рассказать о том, что сотворил ему Бог. Надо полагать, что Господь сделал это затем, что Он не имел в этой стране тех опасений, какие были у Него в Галилее и Иудее, где представления о Мессии были превратными (как о земном вожде Израиля), и Господь не хотел, чтобы Его Имя связывали с политическими вожделениями иудейских патриотов, мечтавших о свержении римского владычества. Кроме того, по всему видно, что гадаринцы отличались особым религиозно-нравственным огрубением и одичанием, и Господь хотел пробудить их сердца проповедью о Нем и о делах Его через самого облагодетельствованного Им исцеленного бесноватого, который, действительно, как передал святой Марк, начал проповедовать о Нем по всему Десятиградию и этим подготовил страну к последующей апостольской проповеди и обращению ко Христу.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author