?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: святитель Феофан Затворник; блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев

В послесловии святой апостол благодарно вспоминает о присланном ему пособии, указывая особенно на то, в каком духе оно принято, и выражает свою радость по поводу этой заботливости филиппийцев. Возрáдовахъжеся ó Господѣ вельми́ (весьма), я́ко уже когдá (что вы уже) воспомянýсте (в греч. ἀνεθάλετε: опять распустились, опять дали побег, отпрыск) пещи́ся (заботиться) о мнѣ́: понéже и печáстеся (как и прежде заботились, ἐφρονεῖτε), но непогóднымъ (неблагоприятным) врéменемъ, обдержистеся. «Милостыня введена не для принимающих, а для подающих. Ибо сии-то последние и приобретают весьма великую пользу. Это самое и здесь показывает Павел. Хвалит их и показывает, что присланное принесло пользу не ему, принявшему, а им — давшим, ибо сказано: блажéннее есть пáче даяти, нéжели прiимáти (Деян. 20, 35). Возрадовался, говорит, не тому, чему радуются в мире и в настоящей жизни, но о Господе; не тому, что я успокоился, но тому, что вы преуспели» (Златоуст). Апостол добродетель или благотворительность филиппийцев представляет деревом, которое, после зимы, в весеннее время, под благоприятным веянием солнца и согретого воздуха, опять одевается листьями, дает отпрыски и новые побеги. «Вы носили в сердце заботу обо мне и беспокоились обо мне; ибо в вашем характере заботиться обо мне» (блаженный Феофилакт).

Филиппийцы помогали ему; потом обстоятельства мешали им это делать. Как только открылась возможность, они снова послали ему пособие. Апостол и говорит им: рад я очень, что после зимы, неблагоприятных обстоятельств, вы опять дали отпрыск заботы о мне. Хоть помогать мне не могли, но думать обо мне думали, не просто думали, но придумывали, как бы помочь; но: ἠκαιρεῖσθε, — безвременствовали, безвременьем обдержались, непогóднымъ врéменемъ, обдержистеся. Блаженный Феодорит: «Давно хотели вы позаботиться об услужении мне, но не имели удобного времени», оказались в «тесных обстоятельствах» (блаженный Феофилакт). Не я́ко по скýдости (от нужды) глагóлю (так): áзъ (и)бо навыкóхъ (привык), вни́хже éсмь (тем, что у меня есть), довóленъ бы́ти: Не потому так радуюсь, что недостатки меня сокрушали, а вы их устранили. К этому я уже привык, уже научился довольствоваться тем, что есть, что случится иметь; заметь, «для этого нужно упражнение и старание» (блж. Феофилакт). Вѣ́мъ и смири́тися (умею жить и в скудости), вѣ́мъ и избы́точествовати (и в изобилии): во всéмъ (всюду или всему) и во всѣ́хъ (всяких обстоятельствах) навыкóхъ (научился), и насыщáтися и алкáти (терпеть голод), и избы́точествовати и лишáтися (быть и в обилии и в недостатке). «Я умею, говорит, и малым пользоваться, сносить голод и бедность и избыточествовать… в течение столь долгого времени я испытал все и во всем усовершился» (святой Златоуст). Это значит: он совсем забыл о телесной жизни, и никакая забота о ней не вспадала ему на сердце. Об одном заботился он — о деле проповеди, об успехе Евангелия» (св. Златоуст). «Не нужда, а изобилие многих губит, так как возбуждает очень многие и нелепые похотения. Павел умел изобиловать: он тратил достаток на других, и не радовался при изобилии, но был одинаков как в изобилии, так и в нужде, не надмеваясь первым и не стесняясь последней» (блж. Феофилакт). Но это, говорит, не мое совершенство, но Давшего крепость» (святой Златоуст): Вся́ (всё) могý (в)о укрѣпля́ющемъ мя́ Исýсѣ Христѣ́. Благодать Божия делала то, что я и не евши не голодал; и ничего не имея был, как богач. Где сила Божия, там исчезают немощи. Мучеников огонь часто не жег, и вода не топила, и строгание не уязвляло. Немощи естества и у них те же были, как и у нас, но сила духа не та. Хотя он ни в чем не нуждается, но ему приятна и дорога эта заботливость, которою филиппийцы выделяются из всех церквей, и прежде не раз присылали ему помощь. Обáче (однако, впрочем) дóбрѣ сотвори́сте (добро сделали, хорошо поступили), съприобщи́вшеся печáли (приняв участие в скорби) моéй. «Этим поставил их наравне с собой: так как вы позаботились обо мне, то Бог и вас признает моими сотрудниками» (блж. Феофилакт). Не подумайте, что, надеясь на Господа, не дорожит, пренебрегает пособием. Нет, он говорил так, чтобы утешить вас, чтоб вы не горевали, воображая, будто все время, как вам не удавалось помогать мне, я был подавлен горем. Нет, я благодушествовал, будучи укрепляем Господом моим. А то, что вы прислали теперь пособие, хорошо сделали, потому что чрез это приобщились вы печали моей, вы получите мзду такую же, какая следует мне за терпение нужды по поводу проповеди Евангелия (см.: святой Златоуст). Вѣ́сте (знаете) же и вы́ филипписíане, я́ко въ начáлѣ благовѣствовáнiя, егдá изыдóхъ (когда я вышел) от (из) Македóнiи, ни еди́на ми́ цéрковь общевáся (не показала мне участия, усердия) въ слóво (по)дая́нiя (посылка пособия) и прi(н)я́тiя (приёмом филиппийцами духовных благ чрез апостола Павла), тóчiю вы́ еди́ни (кроме вас одних): Филиппийцы, тогда как ни одна Церковь не начиналась (в Европе, в самом начале благовествования здесь Евангелия), показали столько усердия к сему святому, что, не имея вовсе примера, сами первые начали такое плодоношение. «Существо дела заключается в общении»: Подавали телесное, а получали духовное, как бы между ними происходил торг, в коем посредством телесного покупалось духовное, посредством земного небесное. Яко и въ Селýни (вы и в Фессалонику), и еди́ною и двáщи (и раз и два) въ трéбованiе на (нужду, εἰς τὴν χρείαν) моé послáсте ми́. Важная похвала их и в том, что, находясь в митрополии, он питался на счет малого города: от них перешел он к солунянам, и, лишь перешел, они послали ему на нужды, а потом и в другой раз послали; они сами, предполагая его в нужде, послали. (Говорю это) не я́ко (потому, чтобы) ищý дая́нiя, но ищý плодá (у)мнóжа(ю)щагося въ слáву (в пользу) вáшу. Говорю это не потому, чтоб искал от обращенных мною подач себе и чтобы восхищался, когда они дают что: но потому, что этим означается их плодоношение. Из этого видно, что семя слова моего пало на добрую землю, возросло уже в дерево и стало приносить плоды. Такого плода, говорит, я ищу и радуюсь, когда вижу его; но он не для меня, а для вас. Теперешний же дар, присланный с Епафродитом, апостол принял с открытым, радостным сердцем: прiя́хъ же вся́ (получил всё) и избы́точествую (сверх меры), и испóлнихся (я доволен), прiéмъ от Епафроди́та пóсланiя от вáсъ, как воню́ благоухáнiя (благовонное курение), жéртву прiя́тну, благоугóдну Бóгу. Всего теперь вдоволь. Но радует это меня не потому, что мне отраду доставляет, а потому, что посланное вами есть жертва, Богу угодная, и принята Им, как воня благоухания. Бóгъ же мóй да (вос-)испóлнитъ вся́кое трéбованiе (χρεία, нужду, житейскую потребность) вáше по богáтьству Своемý, слáвою о Христѣ́ Исýсѣ, так чтобы вам не быть в нужде, но иметь все потребное. Молится о них, дабы они были в довольстве и изобилии по богатству Божию, ради Христа, ради того, что они верили Христу Господу, к Нему прилепились и в заповедях Его ходят. «Но так как они были людьми, занятыми житейскими делами и имеющими некоторую привязанность к настоящим вещам, то он, снисходя к их немощи, просит для них у Бога не избытка и роскоши, а достатка в необходимом. Он может дать вам потребное в избытке и изобилии. Посему вы пользуйтесь богатством во славу Его» (блж. Феофилакт). Бóгу же и Отцý нáшему слáва вó вѣ́ки вѣкóмъ. Ами́нь. Это заключение не предыдущей только мысли, но и всего Послания: да славят Его устами и сердцем за щедроты Его и в этой жизни, и за гробом. Заканчивает святой Павел Послание свое приветствиями в общих чертах (4, 21‒22) и обычным своим подписанием (4, 23). Мвятой апостол велит приветствовать всякого христианина , освященного в водах крещальных, давшего обет жить свято и ради того благодать Святаго Духа получившего, чтобы мочь исполнить добросовестно сей обет, во всю жизнь свою не допуская не только дел, но и слов и мыслей, неугодных Богу и святости Его и нашей противных: Цѣлýйте (приветствуйте) вся́кого свя́та о Христѣ́ Исýсѣ. Цѣлýютъ вы́ сýщая со мнóю брáтiя. «Ибо с ним были многие, были, может быть, даже из самого Рима, которые, впрочем, не принимали участия в делах апостольских: таковым был только Тимофей, которого он назвал выше единодушным с собой» (блж. Феофилакт).Там сказал привет от тех, которые при нем всегда находились, а здесь посылает привет от всех верующих, по всему городу. Они познакомились все с Епафродитом, а чрез него также и со всеми филиппийцами, и изъявили Аапостолу желание, чтобы он приветствовал их от их лица, когда услышали, что Епафродит возвращается. И не только все верующие привет им посылали, но и те, которые были из дома кесарева: Цѣлýютъ вы́ святíи вси́, пáче (особенно) же сущiи от кéсарева (императорского) дóму. Видно, они настойчивее выразили свое желание приветствовать филиппиицев и теплейшее изъявили к ним свое благорасположение. «Если находящиеся при царском дворе пренебрегали всем ради Христа, то тем более следует делать это вам, людям простым» (блж. Феофилакт). Преподает обычное благословение, подобное благословению римлянам, коринфянам и галатам: Благодáть Гóспода нáшего Исýса Христá со всѣ́ми вáми. Ами́нь. «По своему обычаю он молитвой заключает послание. И научает вместе с тем относить к благодати Христовой добродетели, какие они имеют, а не возноситься ими. Ибо тогда только и пребудет с ними благодать навсегда, если они не будут превозноситься. Да изобилует же, по благодати Христовой, и между нами как всякая другая добродетель, так преимущественно добродетель вспомоществования другим» (блаженный Феофилакт). «В конце апостол присовокупил обычное благословение. Да улучим оное и мы предстательством написавшего сие и содействием Владыки Христа. С Ним слава Отцу со Святым Духом, ныне и всегда и вовеки веком» (блаженный Феодорит).