?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский, святитель Феофан Затворник, архиепископ Аверкий Таушев

Зная несомненно по внушению Духа Святого, что он будет освобожден, святой апостол обещает и сам скоро придти к филиппийцам: Надѣ́южеся (πέποιθα, уверен) ó (в) Господѣ я́ко (что) и сáмъ скóро прiидý къ вáмъ. «Не потому посылаю Тимофея, будто сам не приду, но дабы мне ободриться, узнав о ваших обстоятельствах, и дабы в этот промежуток времени не быть в неведении. Сам же прийти — все надеюсь» (святой Златоуст). Надеюся о Господе, то есть, если благоволит Бог. «Знал чрез Духа Святаго, что первые узы его кончатся благополучно и что он получит скоро свободу» (святой Дамаскин). В уверенности апостола не видно никакого колебания ‒ был он уверен, что освободится от уз и направит путь свой так, чтобы быть и у филиппийцев. Говорит же о сем, чтобы держать их постоянно в напряженном к себе внимании. Теперь они ждут Епафродита; когда он придет, будут ждать Тимофея и готовиться встретить его так, чтобы он по совести мог дать добрые о них вести святому апостолу; по отправлении обратно святого Тимофея будут ждать самого святого Павла: тут еще большее напряжение внимания потребуется. В том мудрость руководителя, чтобы поддержать руководимых в строгом к себе внимании. Пока же апостол посылает Епафродита, вручив ему свое послание, имея в виду то, что Епафродит в Риме был опасно болен, и филиппийцы, не зная об исходе его болезни, весьма беспокоились о нем. Возвращая Епафродита филиппийцам, апостол хвалит его за великий труд, подъятый им: за то, что он пришел к апостолу, чтобы утешить его в узах за 1000 слишком километров, отделяющих Филиппы от Рима и подвергся тяжкой болезни. Называя его своим братом, сотрудником и сподвижником, святой апостол просит принять его в Господе со всякой радостью и иметь в уважении.

Святой Павел признал необходимым послать в Филиппы Епафродита: Потрéбнѣе же возмнихъ (почел нужным), Епафроди́та брáта и споспѣ́шника и свóинника (сотрудника и сподвижника) моегó, вáшего же послáнника (собственно апостола – ἀπόστολον) и служи́теля потрéбѣ (в нужде) моéй, послáти къ вáмъ. Называет его братом своим ‒ как христианина, сотрудникъ – в проповеди Евангелия в Филиппах, своинникъ, ‒ вместе с ним страдал за Евангелие; соучаствовал с апостолом в бедах и теснотах, опасностях (святой Златоуст), служи́теля потрéбѣ (в нужде) моéй ‒ как принесший от филиппийцев потребное святому Павлу. Слово λειτουργος (служитель) наводит на мысль, что такого рода служение святой Павел считал священнодействием. Посланник от филиппийцев в Рим к апостолу, то есть посланец (Экумений): посланного вами ко мне я возвращаю вам, но и их апостол в том смысле, что учил их, продолжая среди них дело апостольства (Златоуст и Феофилакт). Желал послать Епафродита, чтоб успокоить и его, и филиппийцев. Они, видя, что долго его нет, узнавали отчего и, когда узнали, что от болезни, конечно, скорбели об этом. А он, с своей стороны, скорбел и оттого, что долго не видел их, и оттого, что они скорбели о нем по причине его болезни: понéже желáнiемъ желáше (потому что он сильно желал, стремился) ви́дѣти всѣ́хъ вáсъ, и тужá (тяжко скорбел), занé (о том, что, потому что вы) слы́шасте (услышали) я́ко болѣ́(л). Оправдывается пред ними, что он поздно посылает его к ним: это произошло не по небрежности моей, но Тимофея я удерживаю при себе, как единодушного со мной. Епафродит же заболел. Болезнь была сильная и угрожала опасностию пресечь дни Епафродита: И́бо болѣ́ бли́зъ (при) смéрти, но Бóгъ поми́лова егó, посредством чуда чрез апостола Павла и за его молитвы. Апостол называет земную жизнь Епафродита милостью Божией: продолжая жизнь, он должен был весьма многих обратить к Богу, кроме того, настоящая жизнь сама по себе есть добро (против манихеев). Возвращение здоровья Епафродиту, искренно считал великою милостию Божиею и к себе самому: помиловал не егó же тóкмо (только), но и менé, да не скóрбь на скóрбь прiимý (чтобы не прибавилась мне печаль к печали). Он уже имел скорбь, находясь в узах. Смерть Епафродита была бы скорбь на скорбь. Вместе с печалью, которая произошла у него вследствие болезни Епафродита, не хотел бы иметь другой печали, которая могла бы произойти от его смерти. Скорбел бы он тогда и о том, что лишился такого споспешника, и о том, что смерть его огорчила бы любимых филиппийцев. Теперь Скорѣ́е (то есть без отлагательства, без замедления, с большою поспешностию) ýбо послáхъ егó, да (у)ви́дѣвше егó пáки (снова), возрáдуетеся, и áзъ безпечáленъ (точнее: беспечальнее, αλυποτερος) пребýду. Павел спешил обрадовать филиппийцев, в уверенности, что прибытие к ним Епафродита разгонит печаль, какую имели по случаю его болезни, и исполнит их радостию. когда они избавятся от печали, избавится и он. Но не сказал: совсем беспечален буду, а буду беспечальнее, αλυποτερος. То есть эта печаль отпадет, а другие останутся: душа его никогда не была вполне свободна от печали. Прiимѣ́те ýбо егó ó (в) Господѣ со вся́кою рáдостiю, то есть в духе веры в Господа, «духовно» (святой Златоуст), или как Господом для вас сохраненно го и к вам посылаемого, или «примите богоугодно, по Богу: увещевает чтить всех вообще, показывающих такую добродетель, чтоб не показалось, будто благоприятствует одному Епафродиту» (блаженный Феофилакт). «Примите со всякою радостию» (св. Златоуст). И вообще, таких, как Епафродит, таковы́хъ честны́хъ (в уважении, в почёте) имѣ́йте, «как следует принимать святых» (святой Златоуст). Это говорит Павел для пользы самих филиппийцев, потому что больше бывает пользы делающему добро, чем приемлющему. За что так принять его подобает? За то, что он потрудился в деле Христовом до положения живота: занé (потому что он) за дѣ́ло Христóво дáже до (к) смéрти прибли́жися (был близок), понýдивъ себé вседýшно (παραβολευσαμεος τη ψυχη, презрев душу свою, подвергая опасности жизнь), да(бы) испóлнитъ вáше лишéнiе (υστέρημα, отсутствие, недостаток), éже ко мнѣ́ слýжбѣ́ (ваших услуг мне). Дело Христово разумеется здесь дело способствования распространению Евангелия Христова чрез помощь благовестнику его, апостолу: пренебрегши всякой опасностью, он послужил Павлу. Или дело Христово есть дело церковное. Епафродит отправился к апостолу от всех верующих с пособием ему; и это уже дело Церкви. Он подвергался опасности пути и даже заболел близ смерти, исполняя возложенное на него Церковью. Наиболее же велико то, что он предал себя вседушно, решил в душе пожертвовать жизнью, предал себя на дело Христово не щадя живота, с готовностию умереть за него. Да испóлнитъ вáше лишéнiе, éже ко мнѣ́ слýжбѣ́. Здесь святой Павел то же служение Епафродитово обращает в заслугу самим филиппийцам. Он говорит как бы: то, что вы должны были лично сделать мне (но не могли: лишение ваше), он сделал за вас. «Город не был со мною, но оказал мне всякую услугу (обязательную для него) чрез него, прислав его. Следовательно, недостаток вашего (личного) служения он восполнил. И потому он имеет право получить великую честь, так как он один сделал за вас то, что следовало сделать всем» (св. Златоуст). Дабы они не возгордились и не погубили своей награды, подумав, что они сделали нечто великое, он этим именем (υστέρημα, лишение, недостаток) назвал это дело, научая их тем самым думать о себе скромно, так как они сделали то, что должны были сделать.