?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: святитель Феофан Затворник, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Аверкий Таушев

Брáтie, не вотщé текóхъ (не тщетно, не впустую бежал, подвизался), ни вотщé (по)труди́хся. Течением своим называет труды свои апостольские. Если вы, говорит, пребудете всегда в слове, то труды мои на обращение вас и поддержание в вере не будут напрасны. В день Христов на вас могу указать в похвалу себе, что не напрасно трудился над вами, или не напрасно носил апостольское звание. Цель апостольства та, чтобы приводить людей ко Христу и делать их спасенными: если вы окажетесь таковыми, то одни искупите все мое течение. Определенную волю Божию исполняю и верно знаю, что угодное Ему творю и дело служения моего будет иметь блаженный конец. К такому пониманию ближе подходят и следующие два текста. Но áще и жрéнъ бывáю (соделываюсь жертвою, становлюсь жертвенным возлиянием к) жéртвѣ и слýжбѣ (служению) вѣ́ры вáшея, (то) рáдуюся и срáдуюся (со) всѣ́ми вáми: тáкожде и вы́ рáдуйтеся, и срáдуйтеми ся. Жрéнъ бывáю — не только теперь терпел, но и прежде терпел и впереди потерпит. Если бы даже ему суждено было теперь излиться, как возлиянию (состоящему в вине), на ту жертву, какую он сам приносит Богу в виде Церкви, составившейся из язычников, то и тут апостол не утратил бы своего радостного настроения. «Жертвою называет приведение их к вере» (святой Златоуст). Имея, говорит, такую уверенность, питая такие определенные и несомненные надежды, я, хотя и приходится мне страдать за обращение вас к вере, радуюсь сам в себе и сорадуюсь всем вам, что успел ввести вас на правый путь спасения к получению блаженства вечного Но как я так радуюсь в себе и сорадуюсь вам так радуйтесь и вы в себе, что идете правым путем к блаженству вечному, и сорадуйтеся мне, что вами усугубляется достояние мое в Царстве Христовом. Апостол хочет сказать сим: путь наш верен, мы идем по Богу; нечего смущаться неприятностями; будем радоваться и сорадоваться взаимно: и их «воодушевляет на терпение страданий тем же духом несомненности надежды нашей, и тогда они с радостию готовы будут на всё» (Фотий у Экумения). Святой Златоуст заключает свое слово о сем так: «Итак, вовсе перестанем печалиться, вовсе перестанем плакать, будем благодарить Бога за все; будем делать все без ропота, — будем радоваться, благоугождать Ему во всем, дабы получить будущие блага».

Апостол Павел извещает филиппийцев о своих намерениях: о намерении послать к филиппийцам святого Тимофея. Имея в виду, что филиппийцев беспокоит его участь, он обещает послать к ним верного сотрудника своего Тимофея, как только узнает о результатах суда над собою у кесаря. Другая цель этого посольства — получить верные сведения о жизни филиппийцев, чтобы быть спокойными за них. Как все, так и посольство Тимофея он приписывает Христу: Уповáю (надеюсь) же ó (в) Господѣ Iсýсѣ, Тимоѳéя вскóрѣ послáти къ вáмъ, да и áзъ веселую (εὐψυχῶ ‒ благодушествовал, утешился духом, ободрился), увѣ́дѣвъ (узнав) разумно я́же о вáсъ (ваших обстоятельствах). Апостолу теперь не угрожает опасность смерти: он умел различать свои догадки от указаний Духа. Его безпокоило теперь, как филиппийцы переносят борьбу со злом, а известить его об этом было некому: их настоятель Епафродит был ещё слаб после опасной болезни, поэтому посылает любимого ученика Тимофея. Цель послания: да и азъ благодушествую, уведевъ, яже о васъ. Благодушествовать — быть покойну насчет кого-либо. Он вам принесет весть о скорой моей свободе или уже о получении ее, а мне от вас принесет верные сведения о том, что у вас, чтобы мне быть спокойну насчет вас. Апостол выражает уверенность, что святой Тимофей принесет ему утешительные вести. «О сколь нежную любовь имел он к Македонии, — говорит по этому поводу святой Иоанн Златоуст, — это знак величайшего попечения, когда, не имея возможности сам скоро прийти, посылает ученика, не терпя даже и на короткое время оставаться в неведении о происходившем у них. Тимофея же посылает апостол, как самого верного человека, на которого во всем можно положиться». Зная, что апостола радовало не столько внешнее благосостояние, сколько внутреннее благоустройство и преуспеяние в христианстве, филиппийцы должны были из этих слов взять себе побуждение «быть более внимательными к себе и более рачительными» (святой Златоуст). Ни еди́наго бо и́мамъ равнодýшно(-а, ἰσόψυχον, равно усердного, подобного), и́же прилéжнѣ (столь искренно, по-настоящему, «то есть отечески», пишет св. Златоуст) о вáсъ (ваших делах) печéтся (позаботится). Посылает Тимофея потому, что никто не может так верно действовать в духе апостола — равнодушна, равно усердного, равного Павлу по усердию, и потому, что он ближе к филиппийцам — подобно Павлу заботливо к ним расположен и радеет об их благе. Вероятно, сопровождавших его спутников при нем никого не было, кроме Тимофея, а из местных верующих, хоть и были такие, которые особенно прилепились к апостолу; но они были еще маловозрастны и не тверды в духовной жизни. Вси́ бо свои́хъ си́ (своего, то есть собственного спокойствия и безопасности) и́щутъ, а не я́же (угодно, принадлежит) Христá(-у) Iсýса(-у). то есть не взошли еще до совершенного самоотвержения, — так, чтобы делу Евангелия — что угодно Христу — готовы были жертвовать всем, и покоем, и достоянием (имуществом), и жизнию. Говорит же это, и восхваляя Тимофея, и вместе с тем научая слушателей не искать покоя; потому что кто ищет его, тот не ищет Христова. А Тимофей не таков. Искýство же (верность, точнее: искусство или опытность ‒ δοκιμὴν) егó знáете, занé (потому что) я́коже отцý чáдо (точнее: как сын при отце, т. е. подражая во всем своему отцу), со мнóю порабóталъ (точнее: служил вместе со мной ‒ σὺν ἐμοὶ ἐδούλευσεν) въ благовѣ́стiи. Филиппийцы сами знают его опытность и испытанность — искусство: они знали, что служил он святому Павлу, как сын отцу не только в телесных нуждах, но, что гораздо важнее — въ благовѣ́стiи (в деле проповеди). Рекомендует им Тимофея, не столько ему оказывая честь, сколько делая добро для них; ибо, если они будут внимать ему, как достойнейшему, то от его слова, конечно, получат пользу и удостоятся высшей награды. Когда увижу, какой исход будут иметь мои дела, я тотчас же, то есть немедленно пошлю его: Сегó же ýбо уповáю (надеюсь) послáти áбiе (тотчас), повнегдá (как скоро, как только) увѣ́мъ (узнáю) я́же о мнѣ́ (что будет со мною, как обстоят мои дела). Его-то и надеялся послать, «когда увижу, в каком состоянии буду и какой конец будут иметь дела мои» (святой Златоуст). «Жду, говорит, какое решение обо мне произнесено будет в суде» (святой Дамаскин). Но видимо, что ожидал он благоприятного исхода дела. Почему прибавил: Надѣ́южеся ó Господе яко и сáмъ скóро прiиду къ вамъ.