?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: Святитель Феофан Затворник, Архиепископ Аверкий Таушев

Указание, как жить по-христиански. Похвалив филиппийцев за их послушание: Тѣ́мже (итак) братiе моя (в греч. ἀγαπητοί возлюбленные), я́коже всегдá (ὡς так как, раз) послýшасте (были послушны) менé, не я́коже въ пришéствiи (присутствии) моéмъ тóчiю (только), но и ны́нѣ мнóго пáче (гораздо более) во (время) отшéствiи (отсутствия) моéмъ, святой апостол Павел убеждает их во имя своей любви к ним и ради послушания ему не только во время его присутствия, но, что гораздо выше и ценнее, во время его отсутствия: сó страхомъ и трéпетомъ своé спасéнiе, свою христианскую жизнь по заповедям, содѣвáйте (совершайте; ср. Пс. 2:11: рабóтайте Гóсподеви сó страхомъ, и радуйтеся Ему съ трепетомъ). Он дает им здесь ряд наставлений нравственного характера. «Присовокупил: и с трепетом, — который есть высший степень страха, желая сделать филиппийцев более внимательными. Как же может родиться сей страх? Если мы будем помышлять, что Бог везде присутствует, все слышит, все видит, не только слова и дела, но и все происходящее в сердце и во глубине души. Судителен бо есть помышлением и мыслем сердечным (ср : Евр. 4, 12). Если так настроим себя, то и не сделаем, и не скажем, и не помыслим ничего худого. Итак, принимаешь ли пищу, располагаешься ли спать или другое что делаешь; помысли о присутствии Божием и никогда не предашься смеху, никогда не воспламенишься гневом. Если такую мысль будешь иметь постоянно, то постоянно будешь в страхе и трепете, как бы стоял близ Самого Царя» (св. Златоуст).

Далее апостол указывает побуждение к страху Божию Сам Бог действует в них, и в желаниях их добрых, и в добрых делах: Бóгъ бо éсть дѣ́йствуяи въ вáсъ, и éже хотѣ́ти и éже дѣ́яти о благоволéнiи (потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению). «Когда ты захочешь, тогда и Он будет действовать, еже хотети (возведет хотение до решимости). Не бойся и не изнемогай. Он даст нам и усердие, и самую деятельность (когда начнем действовать, Он даст силу довести дело до конца). Ибо когда мы захотим, то Он еще усиливает наше хотение. И когда хотим сделать что доброе, Он совершает сие доброе» (св. Златоуст). Бог так действует в нас потому, что так Ему угодно действовать, — потому, что все Его благоволение к нам к тому клонится, чтобы мы жили и действовали по Его воле, и так как мы сами бессильны к тому, то Он приходит к нам с помощью и подаёт ему нам, когда, как и в какой мере Ему угодно. Это не уничтожает, конечно, свободы воли человека, а указывает лишь на то, что истинное благочестие есть дар Божий, подаваемый смиренным. Но Бог только возбуждает хотение добра в человеке воздействием на него Своей благодати, а отзовется ли человек на это, зависит уже от него самого, от его свободной воли. Благодать Божия только содействует человеку, помогает ему в его добрых делах, но это не значит, что она совершает и самое дело за человека. Когда мать ведет за руку начинающее ходить дитя свое, то она только помогает ему ходить, а не сама совершает за него движение. Таково же, по учению преподобного Макария, и содействие нам благодати Божией в наших добрых делах. Далее св. Павел указывает, как должно совершать спасение. Апостол увещевает всё делать без ропота и сомнения, чтобы быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими среди строптивого и развращенного рода: Вся́ твори́те безъ роптáнiя и размышлéнiя (всё делайте без ропота и сомнения). Ленивый раб поставлен в неизбежную необходимость делать, что ему приказывают, а охоты делать то никакой не имеет, почему, что ни заставят его делать, делает, но всегда с ропотом, с ворчанием: ворчит и на других людей, и на хозяина, и на дело. Вот такого рода делание и запрещает Апостол филиппийцам и учит: Вся творите — обнимая весь круг обязательных для христианина дел и расположений, без роптаний и ворчаний (греческое γογγυσμοι стоит во множественном числе), скрывающих недовольство и неприятность, но с охотою, с удовольствием, радостно, живо и без размышлений, διαλογισμοι, — раздумываний, как то или то сделать, а может и не нужно совсем это делать. Это раздумывание обличает шаткость решимости воли делать в угодность Богу всякое сознанное добро. У кого решимость эта тверда, тот с жаром берется за всякое дело, как только сознает, что оно хорошо и ему предлежит его делать. У кого решимость эта тверда, тот с жаром берется за всякое дело, как только сознает, что оно хорошо и ему предлежит его делать: он ревнует ревностию жаркою. А раздумывающий ни тепл, ни хладен — и все посматривает, нельзя ли как уволить себя от дел. Если будете так поступать, то бýдете (чтобы вам быть) непорóчни (неукоризненными) и цѣ́ли (чисты, свободны от пятен греха: ἀκέραιοι). Неповинни, αμεμπτοι, — безукорны, тогда не за что будет вас покорить, — и чисти, ακεραιοι, — беспримесны, — как золото, например, когда в нем не остается ничего чуждого, совершенно бывает чисто, так явитесь и вы чистыми, без всякой примеси чуждых вам нехристианских элементов, в мыслях, словах, делах, чувствах и расположениях. И чáда Бóжiя непорóчна, посредѣ́ рóда стропти́ва и развращéна, въ ни́хже явля́етеся я́коже (в котором вы сияете как) свѣти́ла въ мíрѣ. Такими будете вы, если станете учению (1 Тим. 4, 16), то есть будь внимателен к себе и к учению. А словом животным назвал поступать, как я сказал. Слóво живóтно (жизни) предержáще (содержа), въ похвалý мнѣ́ въ дéнь Христóвъ. «Слово животно — слово Евангельское» (святой Дамаскин). «Слово животно придержаще — значит: внимая слову жизни; ибо так сказал Апостол в Послании к Тимофею: внимай себе и проповедь, потому что она ведет к жизни» (блаженный Феодорит). Въ дéнь Христóвъ (на суде Христовом) на вас могу указать в похвалу себе, что не напрасно трудился над вами — не напрасно носил апостольское звание. Эта уверенность, что он не напрасно трудился трудом апостольским, радует его.