petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Благовестник или толкование на Евангелие от Луки (зачало 114)



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на сегодняшнее чтение (Лк. 24, 36‒53) начинается на 12-й минуте восьмого часа записи (7:11:17). Сiя́ же и́мъ глаго́лющемъ, и Са́мъ Ису́съ ста́ посредѣ́ и́хъ, и глаго́ла и́мъ ми́ръ ва́мъ. Убоя́в­шежеся и при­­стра́шни бы́в­ше, мня́ху ду́хъ ви́дяще. И рече́ и́мъ, что́ смуще́ни есте́? и почто́ помышле́нiя вхо́дятъ въ сердца́ ва́ша? ви́дите ру́цѣ Мо­и́ и но́зѣ Мо­и́, я́ко Са́мъ Азъ е́смь. Осяжи́те Мя́ и ви́дите, я́ко ду́хъ пло́ти и ко́сти не и́мать, я́коже ви́дите Мене́ иму́ща. И се́ ре́къ, показа́ и́мъ ру́цѣ и но́зѣ. Еще́же невѣ́ру­ю­щимъ и́мъ от­ ра́дости и чудя́щимся, рече́ и́мъ, и́матели что́ снѣ́дно здѣ́? Они́же да́ша Ему́ ры́бы пече́ны ча́сть, и от­ пче́лъ со́тъ, и взе́мъ предъ ни́ми яде́; и рече́ и́мъ, сiя́ су́ть словеса́, я́же глаго́лахъ къ ва́мъ, еще́ сы́и съ ва́ми, я́ко подоба́етъ сконча́тися всѣ́мъ напи́санымъ въ зако́нѣ Моисе́овѣ, и проро́цѣхъ, и псалмѣ́хъ о Мнѣ́. Господь, все устрояющий для нашего спасения, становится посреди учеников с намерением уверить их в воскресении. И, во-первых, обычным приветствием мира утишает


их смущение, а потом показывает, что Он Самый есть Учитель их, Который любит это приветствие и который вооружал их этим приветствием, когда посылал на проповедь (см.: Мф. 10, 12; Лк. 10, 5). Поскольку же от этого слова не укротилось душевное их смущение, Он иначе показывает им, что Он есть Сын Божий, знающий сердца. Почто́ (для чего), говорит, помышле́нiя (такие мысли) вхо́дятъ въ сердца́ ва́ша? А всеми признано, что знать сердца свойственно одному Богу (см.: Пс. 138), Присовокупляет и еще иное доказательство ‒ осязание рук и ног. Вы, говорит, считаете Меня за духа или за привидение, каковых обыкновенно много от умерших представляется, особенно при гробах. Но знайте, что дух не имеет ни плоти, ни костей, а Я имею и плоть, и кости, хотя Божественнейшие и духовные. Ибо тело Господа хотя не было духом, но было «духовно», то есть чуждо всякой вещественной грубости, и управлялось духом. Тело, какое мы ныне имеем, «душевно», то есть управляется душой и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело, каким оно будет по воскресении, Павел называет духовным (см.: 1 Кор. 15, 44), то есть оно оживотворяется и управляется Духом Божиим, а не душой, быв неизреченным и духовным образом пересоздано для нетления и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении, именно как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, не нуждающемся ни в пище, ни в другом чем, хотя Господь и вкушал для уверения. Ибо если Он вкушал, то вкушал не по природе тела Своего, но по особенному устроению, именно: чтобы показать, что воскресло то же самое тело, которое страдало. А в природе этого тела было входить сквозь запертые двери, без труда переходить от места до места. Когда же ученики еще не верили, ни осязанием не убеждались, то Господь присовокупил и еще доказательство ‒ вкушение пищи, потребляя едомое некоторой Божественной силой… Он, как мы сказали, вкушает не по закону природы, но по особенному устроению. Употребленные Им яства, кажется, имеют и некоторый прикровенный смысл. Вкушая часть печеной рыбы, Господь дает знать, что Он огнем Своего Божества испек наше естество, плавающее в соленой жизни сей, обсушил всю влагу, приставшую к нему от глубоких вод, а особенно от волн, и таким образом сделал оное Божественной пищей, сделав приятной Богу снедью то, что было прежде скверно. Это означается пчелиным сотом, то есть нынешняя сладость нашего естества, прежде отверженного. Или, я и то думаю, что «печеной рыбой» означается деятельная жизнь, которая с помощью

пустыннических и молчальнических углей истребляет в нас большую влажность и тучность, а «сотовым медом» ‒ знание или созерцание, так как речения Божии сладки (см.: Пс. 18, 11). Впрочем, есть мед трутневый ‒ языческая мудрость, и есть мед пчелиный ‒ премудрость Божественная, а пчела есть Христос. Хотя она мала величиной, ибо слово сокращенно и слабо силой, ибо Павел проповедует не в силе слова, чтобы не упразднить Креста (см.: 1 Кор. 1, 17), однако же она любезна царям и частным людям, кои труды ее употребляют на здоровье душам. Тогда́ от­ве́рзе и́мъ у́мъ разумѣ́ти Писа́нiя, и рече́ и́мъ, я́ко та́ко пи́сано е́сть, и та́ко подоба́­ше пострада́ти Христу́, и воскре́снути от­ ме́ртвыхъ въ тре́тiи де́нь, и проповѣ́датися во́ имя Его́, покая́нiю во от­пуще́нiе грѣхо́въ, вовсѣ́хъ язы́цѣхъ, наче́нше от­ Иеросали́ма; вы́ же есте́ свидѣ́телiе си́мъ; и се́ Азъ послю́ обѣтова́нiе Отца́ Мо­его́ на вы́, вы́ же сядѣте во́ градѣ Иеросали́мстѣ, до́ндеже облече́теся си́лою свы́ше. Изве́дъ же и́хъ во́нъ до Виѳа́нiи, и воз­дви́гъ ру́цѣ Сво­и́, и благослови́ я. И бы́сть егда́ благословя́ше я, от­ступи́ от­ ни́хъ, и воз­ноша́­шеся на́ небо. И ті́и поклони́шася Ему́, и воз­врати́шася во Иеросали́мъ, съ ра́достiю вели́кою, и бя́ху вы́ну въ це́ркви хва́ляще и благословя́ще Бо́га, ами́нь. Когда Господь умирил и успокоил сердца учеников, удостоверив их в действительности воскресения Своего тела Своими речами, дозволением осязать Себя и вкушением пищи, тогда отверз им ум к разумению Писания. Ибо если бы душа их не утишилась, как бы они уразумели, находясь в состоянии беспорядочном, в состоянии смущения? Ибо упраздни́теся (остановитесь), сказано, и разумѣ́йте (познайте; Пс. 45, 11). За сим учит их, что та́ко подоба́­ше пострада́ти Христу́. Как же это тако? На Древе крестном. Поскольку погибель вошла чрез дерево, то и тлению надлежало быть разрушену чрез Дерево, и услаждение деревом надлежало упразднить Господу, непобедимо прошедшему болезни на Дереве. Потом, говорит, надлежало Христу воскре́снути от­ ме́ртвыхъ въ тре́тiи де́нь, и проповѣ́датися во́ имя Его́, покая́нiю во от­пуще́нiе грѣхо́въ, вовсѣ́хъ язы́цѣхъ. Здесь Господь говорит о Крещении. Ибо в нем совершается покаяние чрез исповедь и отложение прежней злобы и нечестия и последует прощение грехов. Как понимать то, что Крещение бывает во имя одного только Христа, когда мы в другом месте научаемся совершать оное во имя Отца и Сына, и Святаго Духа (см.: Мф. 28, 19)? Во-первых, то скажем, что когда мы говорим: Крещение бывает во имя Христа, то не то говорим, будто нужно совершать оное в одно имя Христа, но что нужно совершать крещение ни иудейское, ни Иоанново, служившее к одному покаянию, но Христово, которым Христос крестился, то есть духовное, подающее общение Святого Духа и прощение грехов, что Он Сам показал, крестившись ради нас в Иордане и явив Духа Святого в виде голубя. Потом, Крещение во имя Христа понимай так: Крещение в смерть Христову. Ибо как Он умер и в третий день воскрес, так и мы образно погребаемся в воде, потом выходим из нее нетленными по душе и получаем залог быть нетленными по самому телу. И иначе: имя Христос (Помазанник) само в себе предъявляет и Отца помазавшего, и помазание Духа, и Сына помазанного. Прощение грехов бывает во имя Господа. Где же скверные языки тех, кои крестят в Монтана и Прискиллу и Максимиллу? Поистине, крестящимся так не бывает никакого прощения, а еще прилагаются грехи, и поэтому они впали в ужасную погибель. Слово прошло вовсѣ́хъ язы́цѣхъ, наче́нше (начиная) от­ Иеросали́ма. Ибо когда во Христе соединилось и воспринято все естество человеческое, ему не нужно уже было распадаться на два отдела ‒ евреев и язычников, но, начиная от Иерусалима, слову нужно было вселиться и между язычниками, чтобы объединить весь род человеческий. Вы́ же есте́, говорит, свидѣ́телiе си́мъ, то есть страданиям и воскресению. Потом, чтобы они не смутились внутренне помыслами (о том, например), как мы, люди простые, будем свидетельствовать и посланы будем к язычникам, как выступим прямо против иерусалимлян, которые и Тебя убили, Господь для сего говорит: мужайтесь, ибо Я вскоре послю́ (на вы́, на вас) обѣтова́нiе Отца́ Мо­его́, о котором Я сказал чрез Иоиля: излiю́ о́т­ Духа Мо­его́ на вся́ку пло́ть и прочее (Иоил. 2, 28). Итак, вы, ныне боязливые и немужественные, оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силой не человеческой, но небесной. Не сказал: пока не «получите», но: пока не облечетесь, показывая чрез это, что духовное вооружение будет хранить их со всех сторон. Вывел их до Вифании; думаем, что это случилось в самый сороковой день (от воскресения). Ибо о чем они говорят кратко, то (ты понимай, пожалуй) совершается в течение многих дней, как и сам Лука говорит в Деяниях (см.: Деян. 1, 3), что Господь являлся ученикам в продолжение сорока дней, ибо Он часто являлся им и часто удалялся от них. Господь благословил учеников, быть может, для того, чтоб преподать им силу, которая хранила бы их до сошествия Духа, а может быть, и в наше научение, чтобы мы, когда удаляемся куда-нибудь, подчиненных своих вверяли под сохранение благословением. И стал воз­ноша́­шеся на́ небо. Илия возшел на небо (4 Цар. 2, 11), ибо казалось, что он возносился как бы на небо; а Спаситель возшел на самое небо Предтечею всех, дабы со святой плотию Своею явиться лицу Божию и посадить ее с Отцом (см.: Евр. 9, 24): и ныне естество наше во Христе принимает поклонение от всякой ангельской силы. И воз­врати́шася во Иеросали́мъ, съ ра́достiю вели́кою. И бя́ху вы́ну въ це́ркви. Смотри, какое мужество! Еще не получили Духа, а живут духовно. Прежде запирались в дому, а теперь живут посреди первосвященников и не заботятся ни о чем житейском, но, презрев все, постоянно пребывают в храме, хвалят и благословляют Бога. О, если бы и мы, став подражателями их, постоянно пребывали в святой жизни, хваля и благословляя Бога такой жизнью! Ибо жизнь святая и добродетельная есть слава и благословение Богу, потому что Ему принадлежит всякая слава вовеки. Аминь.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author