petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 15 (29) ноября

1. Свв. мученики Гурий, Самой и Авив. Гурий и Самон были знатными едесскими гражданами. В период гонения на христиан укрылись они за городом и жили в посте и молитве, укрепляя и ободряя верных, приходящих к ним за советом. Однако [гонители] схватили их и вывели пред судью. Тот пригрозил им смертью, если не покорятся они царскому указу о поклонении идолам. Святые Христовы мученики ответили ему: «Если покоримся мы царскому повелению, то погибнем, даже если ты нас и не убьешь». После лютых истязаний были они брошены в темницу, в которой находились с 1 августа до 10 ноября, терпя голод, мрак и прочие скорби. Затем снова вывели их [из подземелья] и подвергли пыткам. Но так как пребыли они непоколебимыми в вере Христовой, то были приговорены к смерти и обезглавлены мечом в 322 году. [Произошло это] при [жестоком и] вероломном императоре Ликинии. Впоследствии и Авив, диакон едесский, принял мучения за Христа, Господа своего, в пламени предав свой дух Богу. Родная мать извлекла его неповрежденное тело из огня и похоронила в одной гробнице вместе со святыми Гурием и Самоном. Когда гонение прекратилось, христиане воздвигли храм в честь трех мучеников: Гурия, Самона и Авива – и положили их чудотворные мощи в одном ковчеге. Из многочисленных чудес, сотворенных сими дивными Божиими святыми, одно приобрело нарочитую известность. У одной едесской вдовицы была дочь-девица, на которой женился некий гот, воин из греческого войска. Но так как мать опасалась отдавать свою дочь в далекую страну, то гот поклялся на гробнице [сих] святых трех мучеников, что не сделает девушке никакого зла, но возьмет ее за себя как законную жену, так как, по его словам, он был неженат. Однако на самом деле он был женат. И когда привел девушку на свою родину, то держал ее не как супругу, а как рабыню, пока не умерла его законная жена. Тогда, договорившись с остальными своими родственниками, закопал он в землю вместе со своей мертвой женой и свою живую рабыню. Девушка с плачем молилась святым мученикам, чтобы они ее спасли. И они явились ей в могиле, взяли ее и в один миг перенесли из готской земли в Едессу, в свой храм. Наутро, когда храм открыли, то нашли девицу у гробницы сих Божиих святых и узнали о ее чудесном избавлении от смерти.
мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий2. Свв. мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий. Пострадали за Христа в правление Юлиана Отступника. Елпидий был сенатором. Наблюдая [за тем, как претерпевал он] мучения и [какие творил] чудеса, шесть тысяч язычников уверовали в Господа Исуса Христа. Купятицкая икона Божией МатериКупятицкая икона Божией Матери3. Праздник в честь Купятицкой иконы Пресвятой Богородицы. Сия икона сначала явилась некой девочке Анне в селе Купятич в Минской губернии в 1182 году. Охраняя стадо, Анна увидела некий свет в лесу. Приблизившись к этому свету, узрела она на дереве четырехконечный крест с ликом Пресвятой Богородицы. Анна взяла этот крест и отнесла домой, а затем опять вернулась к стаду. Но к своему великому изумлению, она вновь на том же самом дереве увидела тот же самый крест. Взяв его, она положила его себе за пазуху и отнесла домой. Желая показать крест отцу, она хотела его вынуть, но за пазухой креста не оказалось. Рассказала она отцу обо всем случившемся. Вдвоем пошли они в лес, заметили крест на дереве и принесли его домой. Наутро креста в доме снова не оказалось. Подняли они на ноги всё село, так что все жители направились в указанное место, увидели крест и поклонились ему. Вскоре после этого на том месте была построена церковь. Многочисленные чудеса совершились от сего досточудного креста с изображением [Пресвятой] Богоматери. Эта икона теперь находится в церкви святой Софии в Киеве.
О Пресвятая Дева, Богоневеста славная,
Ты – престол Божественный Церкви Православной,
Ты Царя и Бога во чреве носила –
Жизнодавца міру тленному родила.
Кровью Он Божественною, проли́той за людей,
Искупил Адамов род от злых страстей.
Чудно Он прославился в крайнем унижении,
Дабы нас причастниками сделать Воскресения.
И Тебя Он, Матерь непорочную, прославил,
Одесную Божия престола поставил;
В райских Ты чертогах ныне пребываешь,
Но и о нас, грешных, не забываешь.
Лучи Твоей славы щедро к нам нисходят –
В сумраке мірском милость Божию низводят.
О Мати Божия, прими хваленья слово
От всех, чтущих первый храм славы Христовой!
святитель Николай Сербский Охридский ПрологРассуждение. Бог [именно] миротворцам чаще всего дарует победу в войне. Один пример тому – великий император Юстиниан, а другой – святой король Стефан Дечанский. По кончине своего отца Милутина Стефан сбросил повязку со своих глаз, после чего знать и простой народ с радостью провозгласили его королем. Однако Константин, сын Симониды и младший брат Стефана по отцу, поднял против него армию. Тогда Стефан написал ему так: «Слышал ты, что со мной произошло (то есть как я прозрел) по Промыслу Божию, устрояющему всё ко благу. Помилованный Богом, я унаследовал родительский престол, чтобы владычествовать над людьми со страхом Божиим и правдой, по примеру предков. Откажись от своего предприятия, приди, чтобы увиделись мы друг с другом; прими второе место в государстве как второй сын и не восставай с чужеземцами против своего отечества; нашей просторной земли [вполне] хватит и для меня, и для тебя. Я не Каин-братоубийца, но товарищ братолюбивому Иосифу. Словами сего последнего и я тебе говорю; я Божий; вы замышляли против меня зло, а Бог устроил добро».
Так писал святой король. Но Константин не послушалея. И потерпел поражение в войне со Стефаном. Так же был побежден и Владислав, сын Драгутина, второй претендент на сербский престол! Но хуже всего пришлось Михаилу Шишману, царю болгарскому. Ему Стефан писал: «Уразумей значение христианской любви, усмири гнев, дозволь, чтобы между нами была [такая] любовь, какая царила и между нашими родителями. Перестань проливать христианскую кровь. Обрати оружие против врагов имени Христова, а не против христиан. Опомнись и [памятуй] о том, как трудно отвечать за невинную кровь. Знай и сие: кто отнимает чужое, [тот] и свое теряет». Михаил посмеялся над этим посланием святого короля и был наголову разбит при Велбужде. «Бог – с праведным, а не с сильным».
Второй день творенияСозерцание (Cправа: фреска «День второй ― создание вод и тверди небесной, отделение небес от земли» (медальон в люнете стены); из цикла композиций: «История мироздания» (южная галерея), собор Воскресения Христова на Дебре, Кострома, Россия; 1650‒1652 гг.)
Да созерцаю [досто]чудное сотворение міра (Быт. гл. 1), а именно:
1) как Бог сказал: да будет твердь посреди воды [в серб, букв.: да будет свод посреди вод];
2) как отделил Он воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью;
3) как назвал Он твердь небом.
толкование Послания к Ефесянам святого апостола ПавлаПроповедь о возвещении Божией премудрости Силам Небесным.
Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия (Еф. 3: 10). Всеведущи ли Ангелы, братья? Нет; ведь если бы обладали они всеведением, то были бы богами. Един есть Бог, братья, а Ангелы суть прекрасные Божии служители. Тайна воплощения не была известна Ангелам до того, как осуществилась. И все прочие тайны, связанные с тайной воплощения, были для Ангелов неведомыми – вплоть до того, как узрели они их раскрытыми в Церкви. Следовательно, Церковь – это новое откровение и для самих Ангелов міра. Церковь, с одной стороны, есть новое обнаружение Божией премудрости, силы и человеколюбия, а с другой стороны, – новое проявление боголюбия и подвига человека. Даже сами Ангелы прежде не ведали ни [того] насколько Бог даст Себя уничижить, ни [того] насколько человеку дано возвыситься. Сие явлено в Церкви и через Церковь возвещено Ангелам. Об этом и говорит Апостол ефесянам в вышеприведенных словах. Начальством и властям – то есть даже ангельским верхам не было наперед всё известно. Многоразличная премудрость Божия, то есть премудрость, ранее не явленная и Ангелам неведомая, а теперь представленная в Церкви в бесконечных формах и [обнаруживаемая] во всевозможных случаях и обстоятельствах. О братья мои, два величайших Божии деяния, доселе проявленные, суть сотворение міра и учреждение Церкви. И в том и в другом деле, братья, человек – главный объект Божией любви. Будем же благодарными – каждым своим дыханием – с преизбытком благодарными Богу. О Боже благий, Боже милосердный, Тебе слава и [по]хвала вовеки веком. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author