petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Второе послание к коринфянам: 2 Кор., 131 зач. 8, 1‒5

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Сказу́ю же ва́мъ ведомляю, извещаю вас) бра́тiе моя, благода́ть Бо́жiю, да́ную въ це́рквахъ македо́нскахъ (о благодати Божией, данной церквам Македонским). Не напрасно воздал им выше так много похвал, но с той целью, чтобы смягчить их, ибо намеревался побудить их к нищелюбию. Поэтому и сказал выше: «могу положиться на вас», то есть все, что ни говорю вам, вы делаете. Впрочем, не сказал сразу: подайте милостыню, но, поставив в пример сделанное другими, и их возбуждает к подобной ревности. Примечай, что расположение к милостыне называет «благодатью Божией». Чрез это и слово свое делает неукоризненным, и коринфян призывает к милостыне, как к дару Божию. И не сказал: в том или другом городе, но хвалит всю Македонию, чтобы и они все возревновали также.
Я́ко во мно́зѣмъ искустве печале́й, избы́токъ благода́ти и́хъбо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью). То есть, имея много скорбей, делаются искуснейшими чрез терпение; не пали, но более радовались, не просто радовались, но радовались с избытком. И я́же во глубинѣ́ нищета́ и́хъ, избы́точес­т­вова въ бога́т­ст­во простоты́ и́хъ (глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия). То есть как великая скорбь их произвела избыток радости, так и великая и крайняя бедность их не только не воспрепятствовала им подавать милостыню, но еще больше побудила их «преизбыточествовать в богатстве». Не сказал же; в богатстве подаяния, но «радушия», то есть чистосердечного расположения к щедрости. Ибо благотворительность ценится не по множеству подаваемого, но по расположению подающих. Удивительно, что при такой бедности (ибо были оторваны от своих соплеменников) показали такую щедрость. Я́ко проти́ву си́лѣ и́хъ свидѣ́тельст­вую, и па́че си́лы самово́льны. со мно́гимъ моле́нiемъ моля́ще на́съ (Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель. Они весьма убедительно просили нас). Объясняет сказанное выше и говорит: «по силам», даже «сверх сил»; ибо в этом состоит избыток простоты, то есть в том, что «сверх сил». Притом, они не были увещеваемы нами, но «доброхотны». И что я говорю? Они сами много просили и умоляли нас. Говорит это для того, чтобы и их побудить не столько ко многому подаянию, сколько к подаянию с охотой. С этой целью и останавливается на сем предмете. Благода́ть и обще́нiе служе́нiя е́же во святы́хъ прiя́ти на́мъ (принять дар и участие их в служении святым). Здесь недостает слов: просили нас принять это служение. Сказал: «дар», чтобы коринфяне, как ревновавшие о дарах духовных, прибегали и к милостыне, как к дару, о чем и выше сказано. «Участием» же назвал ее, дабы знали, что, давая другим, сами получают. И не я́коже надѣ́яхомся не только то, чего мы надеялись). Мы не надеялись, чтобы находящиеся в такой бедности и в такой скорби просили нас принять служение их. Но себе́ вда́ша пе́рвiе Го́сподеви, и на́мъ во́лею Бо́жiею (но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией). Здесь свидетельствует и о других добродетелях их. Ибо они не возносились от того, что подавали милостыню, и не заботились о других добродетелях, но всецело предали себя Господу, всецело и нераздельно преклонились ко всякому богоугодному делу. «И нам» предали себя, то есть были покорны во всем, показали любовь «по воле Божией», то есть как угодно Богу, а не человеческому расчету.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author