petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Жизнь и труды святого апостола Павла. Толкование Послания к филиппийцам: Флп., 237 зач., 1, 12‒20

Автор: святитель Феофан Затворник (священник Николай Рудинский)

Первое отделение. Апостол извещает о себе (1: 12–2:18). Во-первых, святой Павел пишет об успехах благовестия и своих, в отношении сего, расположениях и надеждах (1: 12–26). И во-вторых, Апостол наставляет филиппийцев в достойном благовестия жительствовании (1: 27 – 2: 18). Раздел первый. Извещение об успехах благовестия и обстоятельствах жизни Апостола в Риме (1: 12–26). 1: 12–13. Разумѣ́ти же хощу́ ва́мъ бра́тiе, я́ко я́же о мнѣ́ па́че въ спѣ́хъ благовѣ­ст­вова́нiю прiидо́ша, я́ко у́замъ мои́мъ явле́нымъ о Христѣ́ бы́вшимъ во все́мъ суди́щи, и въ про́чихъ всѣ́хъ. Вероятно Апостол предполагал о скорби филиппийцев, которые услышав, что Апостол в узах, думали, что проповедь его прекратилась. Что же он делает? Тотчас уничтожает это предположение (Златоуст). Нет, говорит, не прекратилась проповедь, а еще более усилилась. Мое положение узника послужило к большему успеху благовествования. Именно учение его о Христе через приставленную к нему, узнику, стражу, распространилось по всей претории лейб-гвардии императора, и не только там, но и во всем Риме стали говорить об нем, как о необыкновенном узнике, который попал в узы не за преступления какие, а за то, что всем проповедует Богом учрежденный путь спасения. А по его примеру, более смело стали проповедовать Евангелие о Христе и другие – христиане. 1: 14. И мно́жайшимъ бра́тiямъ о́ Господѣ, надѣ́яв­шiися о у́захъ мо­и́хъ, па́че дерза́ютъ бéзъ страха сло́во Бо́жiе глаго́лати. Узы мои, говорит, не только не заградили уст другим и не сделали их боязливыми, напротив, сделали их еще более смелыми. И прежде они поступали смело и говорили с дерзновением, а теперь гораздо более (Златоуст). Таких проповедников явилось много. Кто же они? Из братьев-христиан, воодушевленных подвигом (узами) Апостола к христианской надежде в Господе, то есть при виде того, что узы святого Павла приняли такой благоприятный оборот для проповеди о Христе. Вообще, шла проповедь не человеческая, учение было распространяемо не Павлом, а чрез Павла, от Самого Бога, объявлялся всем самый верный путь спасения. Это было слово Божье, проповедуемое устами человеческими. 1: 15–17. Нѣ́цыи же по за́висти и ре́вности, друзі́и же и за благоволе́нiе, Христа́ проповѣ́даютъ, о́вы у́бо от­ рве́нiя Христа́ воз­вѣща́ютъ нечи́стѣ, мня́ще печа́ль нанести́ у́замъ мо­и́мъ, о́вы же от­ любве́, вѣ́дяще я́ко во от­вѣ́тѣ благовѣ­ст­вова́нiя лежу́. Святой Павел говорит, что не все проповедники Евангелия о Христе имели одинаковые побуждения. Были такие, которые по зависти к славе Апостола и из желания самим быть в чести, проповедовали слово Божье нечисто, хотя и верно по содержанию, но нечисто по побуждению, были и такие, которые проповедовали с добрым расположением, без лицемерия, со всем усердием по благой воле (Златоуст). По зависти нечисто проповедующие Христа, думали тем увеличить тяжесть уз святого Павла тем, что действовали против его воли, не по его указанию, и даже наперекор ему, и тем увеличивали его печаль узничества. Другие же проповедовали по любви к святому Павлу, по его указанию, с мудрою осмотрительностью, зная, что он будет в ответе и перед Богом, и перед кесарем за благовествование Евангелия в Риме. Но те и другие проповедники радуют Апостола тем, что распространяют веру во Христа. 1: 18. Что́ у́бо? Оба́че вся́цѣмъ о́бразомъ, а́ще вино́ю, а́ще и́стиною Христо́съ проповѣ́даемь е́сть, и о се́мъ ра́дуюся, но и воз­ра́дуюся. Некоторые проповедуют с нечистыми побуждениями, что же, говорит, пусть проповедуют, и хотя намерения их и побуждения одобрить нельзя, но смотря на самое дело проповеди Евангелия отвлеченно от побуждений и расположений, с какими это делается, нельзя этому не радоваться. Каким бы образом, с каким бы сердцем ни был проповедуем Христос – лицемерно ли, под видом любви к Нему, или искренно – с расположением духа, с каким и следует совершать это святое дело, я этому радуюсь, и не только теперь радуюсь, но буду и после всегда радоваться и еще большею, чем теперь, радостью (Златоуст). Ибо те, что нечисто проповедуют, губят лишь свое доброе дело и об этом надо жалеть, но слушающие их, и верующие через них в Господа, получают спасение и прославляют Господа. А как же не радоваться об этом? Не подумал бы кто, что святой Павел одобряет недобрые побуждения и средства, лишь бы дело было хорошо по своим последствиям. «Надо принять во внимание, что у святого Павла выражено это не в виде повеления, но повествовательно. Не сказал он: да будет проповедуем, но проповедаем есть» (Феодорит). Далее святой Павел указывает причину – почему, говорит, что всегда будет радоваться. 1: 19–20. Вѣ́мъ бо я́ко сiе́ сбу́дет­ся ми́ во спасе́нiе, ва́­шею моли́твою, и по пода́нiю Ду́ха Ису́съ Христо́ва, по ча́янiю и упова́нiю мо­ему́. Ибо несомненно, говорит, знаю, что и этот нечистый способ проповеди послужит мне во спасение – во благо. На чем утверждается такая его уверенность? На вере в силу молитв святых и на то, что ими руководит Сам Бог. По вашей, говорит, молитве, возносимой за меня к Господу и принимаемой Им, и содействием Духа Исуса Христа – Духа Святого, ниспосланного на Апостолов Исусом Христом и пребывающего и руководящего их, все послужит во благо мне. Но и молитвы святых, и Дух Исуса Христа, совершат дело мое во благо не сами собою, а при моей уверенности и надежде – при моей твердой, непоколебимой и непреложной надежде, что я ни в чем не буду посрамлен, что во всякой смелой проповеди Евангелия, с нечистыми или чистыми побуждениями, возвеличится Христос, явным сделается величие силы Его (Феодорит), Который обитает во мне.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author