petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Послание к филиппийцам: Флп., 237 зач., 1, 12‒20

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Разумѣ́ти же хощу́ ва́мъ бра́тiе, я́ко я́же о мнѣ́ па́че въ спѣ́хъ благовѣ­ст­вова́нiю прiидо́ша. По-видимому, филиппийцы, узнав, что Павел связан, беспокоились, как бы это не послужило препятствием проповеди Евангелия. Поэтому, чтобы уничтожить это подозрение, Павел и говорит, что узы не только не воспрепятствовали моему благовествованию, но, напротив, послужили к большему его успеху. Я́ко у́замъ мои́мъ явле́нымъ о Христѣ́ бы́вшимъ во все́мъ суди́щи, и въ про́чихъ всѣ́хъ. То есть, хотя я и связан, но говорю с еще большей смелостью и не молчу, но проповедь моя достигла даже до самой претории, то есть самого дворца царского, и распространилась во всем городе. И это совершилось «о Христе», то есть это не мое дело, но Христа. Или: «узы мои о Христе», то есть узы, которые я терплю за Христа. И мно́жайшимъ бра́тiямъ о́ Господѣ, надѣ́яв­шiися о у́захъ мо­и́хъ, па́че дерза́ютъ бéзъ страха сло́во Бо́жiе глаго́лати. И прежде они смело проповедовали, теперь же еще больше, видя меня, смело проповедующего, хотя я и в узах. Ибо, когда они увидели меня в узах, то еще большую почувствовали ревность к проповеди. А так как Павлу казалось слишком сильным сказать: я их воодушевил, то прибавил: «в Господе». Итак, если находящиеся близко к моим узам не смущаются, но восприемлют большее дерзновение, то тем более прилично это вам. Нѣ́цыи же по за́висти и ре́вности, друзі́и же и за благоволе́нiе, Христа́ проповѣ́даютъ. После того как Павел был схвачен, многие из числа неверных стали проповедовать Христа, желая этим возбудить Нерона к большему гневу, чтобы он как можно скорее умертвил Павла, так как чрез него проповедь распространяется повсюду. Это и значат слова: «по зависти и любопрению». Или же, потому они стали проповедовать Христа, что хотели и сами получить честь и отнять что-нибудь от моей славы. Другие же, говорит, проповедовали Христа «с добрым расположением», то есть без лицемерия и истинно. О́вы у́бо от­ рве́нiя Христа́ воз­вѣща́ютъ нечи́стѣ. То есть неискренне, не ради самого блага. Мня́ще печа́ль нанести́ у́замъ мо­и́мъ. Думая, говорит, тем самым подвергнуть меня большей опасности и приложить печаль к печали. Но не удастся им это ухищрение; потому что проповедь чрез это становится славнее, и моя радость увеличится чрез это. Видишь ли, что доброе дело не следует делать без доброго расположения и что возможно не только не получить награды, но и подвергнуться наказанию. О́вы же от­ любве́, вѣ́дяще я́ко во от­вѣ́тѣ благовѣ­ст­вова́нiя лежу́. То есть другие по любви как к Богу, так и ко мне, проповедуют Евангелие, зная, что я должен отдать отчет в проповеди, и ради этого содействуют мне в этом деле. Ибо, если многие пристанут к моей проповеди, то мне легко будет защищать благовествование. Таким-то образом они содействуют мне, научая многих. Что́ у́бо? Оба́че вся́цѣмъ о́бразомъ, а́ще вино́ю, а́ще и́стиною Христо́съ проповѣ́даемь е́сть. Что говорит, много говорить? Или, зачем мне заботиться о том, так или иначе, притворно, то есть по зависти и лицемерию, или искренно проповедуют Христа? Основываясь на этом, некоторые неразумные заключили, что Павел дал начало ересям. Потому что, говорят они, пусть бы кто ни проповедовал, только бы о Христе, – это не составляет никакого различия. Но обрати внимание: во-первых, апостол не сказал: καταγγελλέσθω – пусть проповедуют Христа, как будто он постановляет закон, но – καταγγέλλεται – проповедуется, – указывая на совершившееся событие. Затем, хотя бы он и сказал это в виде узаконения, все-таки он чрез это не открыл бы доступ ересям. Как же это? Поскольку те, о которых он говорит, не ввели ложного учения, но проповедовали истинное, хотя не праведно и не с истинным намерением. Еретики же по преимуществу проповедуют не истинное, а превратное и ложное учение, да кроме того, и цель имеют превратную. И о се́мъ ра́дуюся, но и воз­ра́дуюся. Они делают это для того, чтобы причинить мне печаль; а я радуюсь тому, что Христос чрез это больше проповедуется. И если они впредь будут совершать это, то я буду радоваться еще более. Видишь ли, как козни диавола уничтожают его самого? Вѣ́мъ бо я́ко сiе́ сбу́дет­ся ми́ во спасе́нiе. Что сiе́ (это)? То, что чрез вражду и ревность по отношению ко мне проповедь слова возрастает. Ва́­шею моли́твою, и по пода́нiю Ду́ха Ису́съ Христо́ва. Обрати внимание на смиренномудрие апостола Павла. Своими бесчисленными и добрыми делами он уже заслужил спасение; однако он говорит: если только буду удостоен ваших молитв и чрез них будет дарован в большем изобилии Дух, в таком только случае я получу спасение. Под содействием разумеет обильнейшее подаяние благодати Святого Духа. По ча́янiю и упова́нiю мо­ему́. Уверенностью – άποκαραδοκίαν – апостол называет твердую и непоколебимую надежду, которая выражается всем положением головы – κάρα – и уверенным взором. Итак, говорит: я твердо надеюсь, что буду спасен. Под спасением же нужно разуметь освобождение от жестокости Нерона. Как я, говорит, избег первой опасности, также точно избегну и нынешней. Здесь же он научает, чтобы мы не полагались исключительно на молитвы других, но и сами нечто привносили, как и сам Павел причиной всех благ поставляет свою уверенность. Ибо и пророк говорит: Бу́ди (да будет), Го́споди, ми́лость Твоя́ на на́съ, я́коже упова́хомъ на Тя́ (ибо мы уповали на Тебя; Пс. 32: 22). И в другом месте: кто́ вѣ́рова Го́сподеви и постыдѣ́ся (и был постыжен? Сир. 2:10). И сам Павел говорит: упова́нiе же не посрами́тъ (надежда не постыжает; Рим. 5: 5).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author