petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Толкование на Евангелие от Луки: Нагорная беседа (Лк. 6, 37‒45)

Автор: епископ Михаил (Лузин)

Не судите, и не будетe судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам (Лк. 6: 37–38). Не судите и проч.: Запрещается не простое суждение или благонамеренная и добросовестная оценка действий других людей, которая во всяком случае необходима в жизни, и особенно общественной, но осуждение образа действий ближнего, и притом осуждение не законным судом, который необходим во всяком обществе, а осуждение личное, в частных сношениях и отношениях, частные, личные, так сказать, пересуды, когда осуждение происходит по большей части из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений, из тщеславия, гордости и т. п. Суждения о качестве того или другого поступка ближних, даже вызванное таковым суждением действие, дозволительно, если оно основывается на истинном понимании дела и на благочестивой ревности о славе Божией. Сам Христос и Апостолы и все истинные их последователи всегда судили и осуждали действия, противные вере и благочестию, и принимали против всего, по их суждению, злого известные меры. Не о таком суждении говорит Господь, но об осуждении неправедном, самолюбивом, эгоистическом, выражаемом притом без необходимости, по личным корыстным побуждениям, и особенно людьми, которые сами порочнее, чем те, которых они судят строго (ср.: Златоуст и Феофил). Вероятно, Господь имел в виду фарисеев, которые, гордясь своей мнимой праведностью и чистотою во внешнем поведении, строго судили о действиях других людей, не зная ни их обстоятельств, ни их побуждений (например, см. притчу о мытаре и фарисее: Лк. 18: 10–14), а себя не старались исправлять. «Господь сказал сие не для того, чтобы мы поступали в чем или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя» (Афанасий Великий). Не осуждайте: некоторое тонкое различие между не судите и не осуждайте состоит в том, что под суждением разумеются пересуды незлобные, а под осуждением пересуды злобные, с намерением унизить и уязвить ближнего, с посягательством на доброе имя его.
Давайте и дастся вам и проч.: ср.: ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7, 2). Это была обычная поговорка у иудеев, которой и воспользовался Господь для выражения Своего учения. Разумеется как суд людской, так и в особенности Суд Божий. И люди судят о нас, смотря по тому, как мы судим о других; Бог же, видящий и тайные побуждения нашего суждения о других, осудит нас по правде. Осуждая другого, «ты не его осуждаешь, но себя самого и себя самого подвергаешь Страшному Суду и строгому истязанию. Ибо как отпущение грехов от нас первоначально зависит, так и в этом суде мы же полагаем известную меру нашего осуждения» (Златоуст). У евангелиста Луки мысль выражена несколько полнее, чем у евангелиста Матфея, и шире может быть ее приложение. Так речь идет только об осуждении и возмездии за осуждение в той же мере, в какой совершено осуждение; здесь же общее – о возмездии за всякое дело той же мерой, в какой сделано это дело. Там речь более о возмездии наказания, здесь о возмездии за добродетель, возмездии награды. – Мерою доброю: т. е. полной, не уменьшенной. – Утрясенной: образ взят от меры сыпучих вещей; если их, насыпав меру, утрясти, то их более войдет. – Нагнетенною: образ взят от меры вещей рыхлых; если нагнесть их, то в меру уйдет их более. – Переполненною: без обмеривания. – В лоно ваше: в пазуху. Образ взят от бедняка, которому не во что даже класть то, что ему дают, и – он кладет в пазуху. Общая мысль образной речи этой та, что кто много дает нищим по любви христианской, тот и получает, и получит много в воздаяние за то. Воздаяние это бывает и здесь на земле, так как в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6: 39–42). К людям добрым добры и люди; но особенно воздаяние это будет там, на небе, от правосудного и милостивого Судии. Сказал… притчу и проч.: ср. Мф 15, 14: Они слепые вожди слепых: фарисеи духовно слепы, потому что не следуют свету слова Божия, а измыслили свои учения, которые и закрывают им глаза от истины; руководимые же ими, т.е. народ, слушающий их, духовно слепы по невежеству своему в законе. Высшую степень духовного ослепления фарисеев показывало то, что они сами отрицали слепоту свою (некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Ин. 9: 40). – А если слепой ведет слепого и проч.: это было, кажется, народное присловие, взятое из обыденной жизни. «Большое зло и слепым быть, но при слепоте не иметь руководителя и занимать должность вождя, это есть двоякое или даже троякое преступление. Ибо если при слепоте пагубно не иметь вождя, то гораздо пагубнее браться водить других» (Злат.). По Евангелию от Матфея, Господь изрек подобную притчу после (см. Мф 15, 14); но может быть тогда Он повторил ее: ибо можно думать, что Господь иногда и повторял свои изречения, особенно заимствованные из народных присловий, как это изречение, применительно к таким или другим случаям своей жизни. То же должно сказать и о следующем изречении: ученик не бывает выше и проч.; ср.: Ученик не выше учителя и проч.: поговорка народная, которая значит, что «доколе кто ученик или раб, дотоле он не имеет равной чести с учителем и с господином» (Злат.). В приложении к настоящему случаю она значит: вы должны ожидать себе не лучшей участи при проповедании Царства Божия, какой ожидаю Себе и Я – ваш Учитель и Господь, и потому вы не должны удивляться, что Я предсказываю вам столько скорбей; таковые и еще большие скорби ждут и Меня, Вашего Учителя и Господа, доколе еще не открылось в своей силе Царство Мое (ср.: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше, Ин. 15: 20) (прим. к Мф 10, 24–25). Здесь (у ев. Луки) эти изречения поставлены совершенно отрывочно, без внутренней связи с предыдущим и последующим. Что ты смотришь и проч.: Сучок в глазе брата. Речь иносказательная; спица, или κάρφος – небольшая острая часть какого-либо дерева, растения, ость колоса или травы, это – символ какого-либо незначительного нравственного недостатка в образе действий или поведении ближнего. Бревно. Это образ больших нравственных недостатков в собственном нашем поведении. Смысл изречения тот, что мы более склонны примечать незначительные недостатки в ближних, чем сознавать большие недостатки собственные. Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7: 4–5). Продолжается та же иносказательная речь с указанием нравственной несправедливости – укорять ближнего за незначительные погрешности, тогда как в нас самих больше погрешностей. «Впрочем, Господь показывает, что великий грешник и не может хорошо видеть грех брата своего: ибо как он, имея бревно в глазе, увидит другого, легко уязвленного?» (Феофилакт). Итак, нужно прежде вынуть из своего глаза бревно, тогда мы увидим, как вынуть сучок из глаза брата, то есть когда мы сумеем и сможем искоренить в себе большие пороки, тогда сумеем и сможем исправить незначительные недостатки в ближнем нашем. Только собственным нравственным самоисправлением нам дается возможность и способность с успехом исправлять и ближних наших. Когда удалим от внутреннего нашего зрения – ума и совести – предмет, омрачающий это зрение, тогда яснее откроются ему внешние предметы и внутреннее состояние других и оно сделается более способным видеть и малые предметы, и малые недостатки в ближнем, а равно и средства с успехом исправлять их. Тогда и суждение наше о поступках других будет правильнее, или точнее: мы не будем осуждать их из самолюбия, из тщеславия, из лицемерия. «Итак видишь, что Спаситель не запрещает судить, но прежде велит изъять бревно из собственного глаза и тогда уже исправлять согрешения других. Если не радишь о самом себе, то очевидно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его» (Златоуст) (прим. к Мф 7, 3–5). Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его (Лк. 6: 43–45). Нет доброго дерева и проч.: Сравнить: сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3: 8). Господь дает и средство узнавать таких лицемерных лжеучителей и льстецов и отличить их от истинных учителей: это – их дела, не самое учение, которое для простых и неопытных трудно распознавать и опровергать, а их образ жизни, поведение (ср.: Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных, Мф. 24: 24; Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду, Мф. 12: 33); плод – символ дел человеческих, как растущее дерево – символ человека или жизни человека. О качестве дерева судят обыкновенно не по стволу его, не по листьям, не по цветам, а по плодам; цветы могут быть красивые и благоухающие, листва густая и нежная, но это – только украшение; по плоду судит человек о качестве дерева или растения: хорош плод – значит, дерево хорошо; худ плод – значит, дерево худо; и на худом дереве или растении не могут расти плоды хорошего дерева или растения, равно как и наоборот. На терновнике, например, не растет виноград или на репейнике – смоквы. Точно так же от лжеучителя нельзя ожидать истинно христианских высоких добродетелей, хотя бы дела его и имели внешний вид добродетели (прим. к Мф 7, 16–18). Добрый человек и проч.: речь опять образная. Сердце человеческое представляется сокровищницей, в которой у доброго человека хранится доброе, а у злого – злое; из этой сокровищницы они и берут или выносят, т.е. говорят, что у кого есть, добрый – доброе, а злой – злое. Что такое здесь доброе и злое? «Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божией, есть сокровище доброе, а умудрение порочное в том, что запрещено Господом, есть сокровище злое» (св. Вас. Великий). «Не должно думать, чтобы так было (именно, что злые бывают злее в сердце, чем на словах) только с людьми злыми; напротив, с добрыми то же происходит. Ибо и у них больше скрывается добродетели внутри, нежели сколько является наружно, в словах» (Златоуст, ср. Феофилакт) (прим. к Мф 12, 35).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author