petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих

Святитель Григорий Палама (Γρηγόριος Παλαμᾶς; 1296–1359 гг.) византийский аристократ, в 20 лет ушедший в монахи, выполнявший роль миротворца в тогдашних политических дрязгах Византии, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества. Главное сочинение Григория Паламы, византийского богослова и церковного деятеля XIV века, посвящено защите и систематизации исихазма, этико-мистического учения о пути человека к единению с богом через аскетические и монашеские практики. Созданное египетскими и синайскими отшельниками еще в IVVII вв., оно претерпело обновление и развитие в эпоху религиозной реставрации XIV века, став в то время центральным фактором не только церковной, но и светской истории Византии. Главная заслуга в этом принадлежит Григорию Паламе, давшему теоретическое обоснование исихазма, которое оформилось концептуально в результате полемики с представителями теологического рационализма, адептами западного христианства. Против одного из них Варлаама Калабрийского, спор с которым продолжался шесть лет, и направлены «Триады в защиту священно-безмолствующих». По форме это ответы на нападки Варлаама в адрес исихастов, характеризующие Паламу как непревзойденного мастера дискуссии и глубокого философа, автора концепции нетварных Божественных энергий, действующих в мире и человеке. Итогом идеологического (и политического) противостояния стало «торжество Православия» признание исихазма официальной доктриной византийской Церкви на Влахернском соборе 1351 года. Ещё преподобный Симеон Новый Богослов должен был бороться с общим мнением окружающих, что если чудеса и возможность богообщения и были, то те времена остались в далёкой древности. Будучи монахом, Григорий Палама столкнулся с этим мнением, которое готово было занять место официального православного вероисповедания. Его выдвигал монах Варлаам, происходивший из Калабрии. Он утверждал, что существо Божие нельзя увидеть телесными очами, Божественный свет является тварным, а монашеское умное делание уводит от Христа. Как показал в своей полемике с Варлаамом Григорий Палама, результатом умствований выходца из Италии должно было стать полное отрицание возможности познания Бога. Григорий же говорит, что святость всегда возможна, поскольку святость и есть богопознание и уподобление Богу. Если идти вслед за Варлаамом, следует отказаться от опыта всех предыдущих отцов и признать их заблудшими, но мы же признаём их преподобными, то есть уподобившимися Богу через познание Его энергии. Присутствие Бога здесь и сейчас, а не где-нибудь в прошлом или будущем или в философских абстракциях главная тема святителя.-

Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author