petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Икона Пресвятой Богородицы «Огневидная»

Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось. Божия Матерь на этой иконе изображается одна, без Младенца Исуса. Лик Ее обращен в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве густо-красного цвета. Благодаря этому цвету, икона и получила название «Огневидная». Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Исуса Христа, пролитую за человечество. Огневидная икона Божией Матери – чудотворная, она встречается во многих русских храмах, в то время как на Западе – крайне редко. Причем первоисточника нет, где бы вы ее не увидели, перед вами будет список с древнего образа, появившегося в 845 году и когда-то утраченного. Исследователи, пытаясь реконструировать историю ее первоначального явления, руководствуются упоминанием о ней в святцах, изданных в Свято-Успенской Почаевской лавре, в которых указано, что оно произошло в 845 году. Поскольку почитание Огневидной иконы Богоматери известно только в Православии, это подтверждает временной факт: христианская вера в русские земли проникла задолго до Крещения Руси благоверным князем Владимиром Святославичем и до рождения благоверной княгини Ольги, еще при начале правления династии Рюриковичей. Однако почитание собственно иконы «Огневидная» повсеместно в Русской Православной Церкви, как утверждают некоторые историки, началось только в XVIII веке. Алый цвет символизирует кровь искупительной жертвы Агнца Божия – Господа Исуса Христа, взошедшего на Крест ради человеческого спасения. Кроме того считается, что красный цвет иконы – символ полноты Церкви, ее спасения в среде Божественного огня, очищения, соединения с Богом и преображения в огненном Божественном Духе, что в своем роде можно рассматривать как некий аналог явления Преображения Господня и Фаворского огня.

Сведений об иконе Божьей Матери Огневидная очень мало, и историки весьма осторожны в выводах и заключениях на ее счет. Происхождение иконы «Огневидная» некоторые называют загадочным, но есть предположения, которые позволяют связать ее с византийским образом Агиосоритиссы (от греческого «Святая Рака»), в греческой версии ее именуют Параклесис – Просительница, что также нашло отражение в трактовке значения иконы «Огневидная», написанной русскими иконописцами. Изображение Агиосоритиссы находилось в Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, который был возведен в V веке в полуторастах метрах от храма Святой Софии, но до нашего времени не сохранился, на его месте век с лишним спустя был возведен новый храм с тем же названием, а при нем – маленькая базилика Святой Раки. В Святой Раке Халкопратийского храма, по названию которой икона получила свое наименование, сохраняется Пояс Пресвятой Богородицы, Ее риза. Основные отличия иконы «Огневидная» от ее византийского прототипа заключаются в следующем: дошедший до нас облик Богоматери-Агиосоритиссы изображался во весь рост, без Младенца, но часто со списком в руках, где были записаны Ее просьбы и ходатайства о нас к Господу. Русский список – это оплечное изображение Пречистой. На образах, написанных в византийской традиции, лик Богоматери в три четверти обращен в правую сторону, тогда как в русских списках чаще всего он обращен влево. И самое главное – это цвет, огненный алый цвет, которым написаны и лик Пречистой, и Ее одежда, в отличие от Агиосоритиссы, изоражение Которой выполнено в общепринятых в византийской иконописи колерах. Взор Пречистой, отмеченный черной точкой зрачка, направлен прямо на нас. Богоматерь смотрит пристально, будто заглядывая в душу, причем выражение лика спокойно, смиренно, как на византийских иконах, которые никогда не отличались выраженной эмоциональностью. Здесь эмоцию привносит цвет. Поскольку подобных изображений в канонически принятых изображениях русской иконописи больше нигде не встречается, этот единственный, с небольшой прорисовкой список, вернее, его единый огненосный колер исследователи относят к фантазии первого неизвестного иконописца, который создал его на Руси, сохранив внешний канон, позволяющий нам соотнести его с Агиосоритиссой-Просительницей, Заступницей. В Москве икона Божией Матери Огневидная, написанная в годы наполеоновского нашествия, хранится в Государственном историческом музее. Поскольку полагают, что этот образ по типу восходит к образу Параклесис – Заступница, Просительница, то молитва перед ней защищает от любых бед. Ведь на изначальном образе Богоматерь изображена без Младенца, но со свитком в руках – списком просьб Ее к Сыну. Эти просьбы – просьбы о нас и наших бедах и напастях. Матерь Божия – во всем за нас перед Богом Заступница. Огненный цвет же, являясь символом очищения, свидетельствует о том, что молитвы перед иконой помогают в очищении духа и тела. Недаром среди эпитетов, которыми наградили любящие Бога и Царицу Небесную люди, звучат такие – «Подсвечник с Огнем Божественным», «Престол Херувимский огненный». А в пятой песни Богородичного канона мы читаем: «Огневидная Колесница Слова». К Божией Матери пред этой иконой обращаются с просьбой об исцелении от любых заболеваний, а также с молитвой о прекращении войн и о сохранении жизни и здоровья военнослужащих. Также свидетельства современников о чудесах, происходящих по молитве перед иконой Божией Матери Огневидная, говорят о том, что Она помогает в делах, связанных с деторождением, с исцелением детей по материнским молитвам и молитвам близких. Поскольку икона Божьей Матери Огневидная отмечена в святцах Русской Православной Церкви с 1815 года, то определенной для нее молитвы не сложилось в церковном уставе.
Tags: святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author