petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 16 (3) сентября

1. Священномученик Анфим. (Слева: мучение св. Анфима; мастер: Тзортзи (Зорзис) Фука; фреска, Афон, монастырь Дионисиат; 1547 г.) Родился в Никомидии и с детства получил подлинно христианское воспитание. «Плоть его была умерщвлена, дух смирен, зависть искоренена, гнев укрощен, леность изгнана... Носил он в себе любовь ко всем и [хранил] мир со всеми; [являл] посреди всех благоразумие, [а также] ревность к славе Божией, зримую всеми». Неудивительно, что человек с такими добрыми качествами был поставлен в епископы. Святой Анфим был архипастырем в Никомидии во время лютого гонения на христиан, поднятого злобными и вероломными царями Диоклетианом и Максимианом. В Никомидии [гонения были] особенно [жестокими]; христианская кровь лилась потоками. Однажды в праздник Христова Рождества в одном из храмов было сожжено 20 000 мучеников (см. 28 декабря). Это произошло тогда, когда архиереем был Анфим. Впрочем, гонение на этом не окончилось, а продолжилось, и многие христиане были ввержены в темницу, где находились под стражей, ожидая мучений и смерти. Святой Анфим удалился в село Омана [Семана] не для того, чтобы избежать смерти, а для того чтобы оттуда [мог он] ободрять свою паству в подвиге мученичества, дабы никто не отпал [от веры] из страха [перед истязаниями]. Одно из его писем христианам, заключенным в темнице, было перехвачено и передано царю Максимиану. Царь отправил 20 воинов, чтобы разыскали они и привели Анфима. Седой и прозорливый старец вышел навстречу воинам, ввел их в свой дом и угостил – и только после этого объявил им, что он [и есть] Анфим, которого они ищут. Воины, пораженные добротой Анфима, предлагали ему скрыться, а они, [мол], скажут царю, что не могли его найти. Но Анфим ответил, что не смеет допустить, чтобы ради спасения его жизни преступалась ложью Божия заповедь. Посему пошел он вместе с воинами [к царю]. По дороге в город все воины уверовали во Христа и были крещены Анфимом. Выведенный пред царя, Анфим подвергался долгим и жестоким истязаниям, после чего был обезглавлен. Прославил он Господа и упокоился в Господе в начале IV века. 2. Св. мученица Василисса. Девятилетняя девочка. Пострадала в Никомидии вскоре после мученической кончины святого Анфима. Всё ее тело мучители испещрили ранами, но она пребыла верной Христу. Бог сохранил ее невредимой в огне и пред зверями. Увидев это, ее истязатель, Александр, покаялся и принял Христову веру. Василисса вышла в поле, пала на колени, чтобы помолиться Господу и возблагодарить Его за подъятые мучения. Совершая эту молитву, предала она дух свой Богу. Было это около 309 года. 3. Св. Иоанникий, архиепископ и первый патриарх Сербский. (Слева: свт. Иоанникий II, патриарх Сербский; роспись церкви вмч. Димитрия Солунского в Печской Патриархии; ок. 1345 г.) Родом из Призрена. Сперва служил секретарем при короле Душане. Архиепископом стал в 1339 году, а в 1346 году получил титул патриарха. Ревностный архипастырь и устроитель Сербской Церкви, законов церковных великое утверждение. Упокоился 3 сентября 1349 года. Его мощи почивают в Печской патриархии. 4. Прп. Феоктист. (Справа: прп. Феоктист; мастер: Мануил Панселин; фреска церкви Успения Богородицы в Протате, Афон; начало XIV в.) Спостник и сподвижник преподобного Евфимия Великого. Был игуменом Евфимиевой лавры, отстоящей на 6 миль от Иерусалима на пути к Иерихону. Как верный ученик преподобного Евфимия, под его духовным руководством управлял он обителью до 90-летнего возраста. Угодил Богу своей жизнью и упокоился в середине V века, в правление иерусалимского патриарха Анастасия.
О воины Христа распятого и в третий день воскресшего,
Все наши прегрешения в Себе Самом понесшего!
Грядут для нас страданья и жестокие гонения –
Се будет время брани непрерывной и терпения,
Готовы и для нас спасительные колесницы,
Над многими из вас венцов сияние струится.
Не бойтесь ни мучений, ни сверкающих мечей,
Мір сей не вечен – гаснет блеклый взгляд его очей,
Божественная сила лишь не знает оскудения,
Кто имеет страх Господень, тот уже грядет к спасению.
Не сгинут слезы ваши – по евангельскому слову,
Блаженны вы: свет дивный Воскресения Христова
Отымет всяку скорбь от сердца, раны уврачует –
И ваши имена в небесном міре написует.
Там смерти вовсе нет, там жизнь царит и радость,
Там светлые венцы и в лицезренье Бога – сладость.
Короткие страданья – к вечным благам вас ведут,
Не бойтесь, чада, – на небе уже давно вас ждут!»
Рассуждение. Желающий спасаться должен неминуемо быть послушным духовному начальству. Без такого послушания человек может, даже невзирая на горячее желание спастись, ниспасть в погибель. Великие святые, утвердившие послушание как условие спасения, и сами были послушны в совершенной мере. Когда преподобный Симеон избрал столпничество, то оно как подвиг неслыханный удивило всех преподобных отцов. И потому, не ведая, внушен ли сей путь подвижничества Духом Божиим или духом гордости, пустынные отцы и духовники послали людей, чтобы удостовериться в этом. Отправляя их, они сказали, чтобы от их имени посланцы повелели Симеону сойти со столпа. Если не пожелает он сойти, – значит, его восшествие на столп от духа гордости; если же, повинуясь сему повелению, захочет покинуть столп, то пусть оставят они его в покое, ибо своей готовностью к послушанию покажет он, что его подвиг – от Духа Святого. Когда посланные пришли и объявили святому Симеону, что собор святых отцов-пустынников повелевает ему сойти со столпа, Симеон тотчас начал спускаться вниз по лестнице. Видя это, обрадованные посланцы крикнули ему: «Не сходи, святый отче, но пребудь там, где ты есть; [ибо] видим мы теперь, что подвиг твой – от Бога». Созерцание. (Справа: плач царя Давыда по сыну Амнону (2Цар. глава 13); Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга; 1568 – 1576 гг.) Да созерцаю Божию кару над Давыдом за соделанные им грехи (2 Цар. гл. 13), а именно: 1) как Амнон, сын Давыда, обесчестил дочь Давыда, Фамарь; 2) как Авессалом, сын Давыда, убил за это Амнона, брата своего; 3) как [узнав об этом] Давыд горько рыдал. Проповедь о Слове Божием, явившемся во плоти. И Слово стало плотию (Ин. 1: 14). Вот новое начало, братья, благословенное и спасительное для нас. Это начало нашего спасения. Адам носил плоть, когда подпал под власть греха и смерти. Теперь во плоти является Создатель Адама, чтобы избавить и Адама, и потомство Адама от власти греха и смерти. Сын Божий, Слово, Премудрость, Свет – сошел в среду людей, нося человеческую плоть с человеческой душой; воплотился Он, не отлучаясь от Своего Божества; сошел, не отделяясь от Своего Отца. Удерживая всё то, что от вечности и в вечности имел Он и чем был, Он лишь воспринял на Себя нечто новое: человеческую природу. При воплощении ни Его вечные свойства не умалились, ни Его отношение к Отцу и Духу не изменилось. Вот, Отец и на Иордане, и на Фаворе свидетельствует: Сей есть Сын Мой возлюбленный! Не говорит: Сей был Моим Сыном, но: Сей есть Сын Мой. А Дух Святой был с Ним при Его телесном зачатии, а также во все дни до конца Его служения на земле. Божественная и человеческая природа в Нем были объединены, но не смешаны. Как? Об этом не спрашивай, ибо не умеешь ты объяснить себе даже самого себя и не можешь истолковать, как объединены в тебе душа и тело. Знай лишь то, что Бог посетил землю и принес людям неизреченно богатые дары: дары царские, нетленные, непреходящие, неоценимые, незаменимые. Знай это, – и пусть твое сердце ликует от радости. И старайся омыть руки, очистить все чувства, освятить душу, убелить сердце, управить ум – и принять сии царские дары. Ибо нечистому они не вверяются. О Господи Исусе Христе, помоги нам очиститься и омыться Твоей кровью и Духом Твоим, дабы удостоились мы Твоих царских даров. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author