petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Священномученик Герман (Ряшенцев), епископ Вязниковский

Священномученик Герман (Ряшенцев), епископ б. Вязниковский, викарий Владимирской епархии, в миру Ряшенцев Николай Степанович, родился 10 ноября 1883 года [1] в Тамбове, в семье купца 2-й гильдии, брат Пермского архиеп. Варлаама (Ряшенцева), рано лишился отца. Окончил тамбовскую гимназию. В 1902 г. поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1906 году со степенью кандидата богословия. Во время учебы в 1903 г. пострижен в монашество с именем Герман, в 1905 г. рукоположен во иеромонаха. С 17 августа 1906 г. ― преподаватель, с 1 декабря 1907 г. ― инспектор Псковской духовной семинарии. 30 января 1910 г. переведен в Вифанскую духовную семинарию, 22 июня 1912 г. назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Благодаря его усилиям был предпринят капитальный ремонт здания семинарии. В июле-августе 1915 и апреле-августе 1917 г. был откомандирован в качестве священника в действующую армию. Он обладал даром проповедника. После закрытия Вифанской семинарии в 1918 г. переехал в Московский Данилов монастырь, где вместе с еп. Феодором (Поздеевским) составил акафист блгв. кн. Даниилу. 27 сентября 1919 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Пребывал в Иосифо-Волоцком монастыре. Организовывал в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на архиерея в ВЧК. 19 февраля 1921 г. он был арестован, содержался в Бутырской тюрьме вместе с митр. Сергием (Страгородским), с которым совершал богослужения в одной из камер. Освобожден 22 апреля 1921 г. Вновь арестован в июле 1922 г., через год приговорен к двухлетней ссылке, которую отбывал в Зап. Сибири, в Тобольском округе: до декабря 1924 г. в с. Самарове (ныне в черте г. Ханты-Мансийска), затем до августа 1925 г. в дер. Чучелинские Юрты. По окончании срока ссылки вернулся в Москву, где 30 ноября 1925 г. вновь был арестован.
Обвинялся вместе с др. архиереями в создании нелегального Синода при патриаршем местоблюстителе митр. Крутицком Петре (Полянском). 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к двум годам ссылки, которую отбывал в Каракалпакской автономной обл.: сначала в г. Турткуле, с февраля 1927 г. в г. Ходжейли. 7 октября 1927 г. поддержал на собрании ссыльного епископата в Ходжейли Декларацию митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода. Освобожден 14 января 1928 г., 26 июня назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. В конце 1920-х гг. в Вязниках усилилось давление властей на верующих. После того как в местной печати появились статьи с предложениями передать Казанский собор в г. Вязники под клуб или жилые помещения для рабочих, 26 октября 1928 г. прихожане собрались у уездного исполкома в защиту храма. В организации выступления верующих власти обвинили клириков и руководство церковного совета Казанского собора, а также еп. Германа как их «идейного руководителя». 14 декабря 1928 г. архиерей был арестован по делу о «группировке вязниковских церковников» и помещен в тюрьму Владимира. Епископа обвиняли во введении в вязниковских храмах моления «о богохранимой державе Российской» и в «антисоветских высказываниях» во время проповедей. Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 17 мая 1929 года еп. Герман был приговорен к трем годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в отделении СЛОН в г. Кемь Карельской АССР. В январе 1930 г. переведен на Соловки, где вскоре заболел тифом и в конце того же года вместе с др. больными и неспособными к труду вывезен на материк. Постановлением Центральной комиссии ОГПУ по разгрузке Соловецкого лагеря от 10 апреля 1931 г. дальнейший срок его заключения был заменен ссылкой. С июня 1931 г. жил в с. Красноборск близ Котласа, в июле переехал в Великий Устюг, в октябре 1931 г. ― в с. Деревянск, в марте 1932 г. ― в с. Вочь, с ноября жил близ с. Усть-Колом Коми (Зырян) автономной обл. В феврале 1933 года был освобожден из ссылки, выехал в город Арзамас. По дороге в Москве имел беседу с митрополитом Сергием (Страгородским), но нового назначения не получил. В Арзамасе проживал как административно высланный поселенец, совершал богослужения с Арзамасским епископом Серапионом (Шевалеевским). Оба архиерея были арестованы в марте 1934 года, после того как верующие воспрепятствовали захвату обновленцами Рождественского храма Арзамаса. 15 апреля еп. Герман был приговорен к трем годам ссылки. Отбывал срок на ст. Опарино (ныне на территории Кировской обл.), с 10 августа 1934 г. ― в с. Кочпон, под Сыктывкаром Коми (Зырян) автономной обл. В Кочпоне под его духовным руководством сложилась община из ссыльных священнослужителей и мирян, которые по возможности оказывали помощь нуждающимся, в первую очередь находившимся в лагерях. По воскресным дням в доме еп. Германа собирались для молитвенного общения и беседы ссыльные архиереи Вологодский архиеп. Стефан (Знамировский) и еп. Серапион (Шевалеевский), священники и миряне. Еп. Герман организовал кружок любителей духовного пения при местном храме в честь Казанской иконы Божией Матери - единственном действовавшем храме в области. Заключения и ссылки воспринимались вл. Германом как странничество. В одном из писем он признавался, что иногда его посещали мысли о тщетной трате лет, проведенных в неволе. Но такие сомнения продолжались недолго. Он писал из ссылки: «Я верю, что и самое время, и обстановка, и все, с чем приходится встречаться на своем пути, постепенно выправляет то ненужное и вредное, чем заразилась душа в прежнее время, и рано или поздно с нее спадут те цепи, какие наложил на нее грех, небрежение и привязанность к земному». Сохранив светлый, исполненный христианской надежды взгляд на мир, еп. Герман был твердо убежден, что в годину бедствий совершается дело Божие: «Происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний… Сейчас все с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиально идейной части вся Им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему». Тяготы ссылки мало тревожили владыку ввиду его постоянной готовности принять за веру страдания и смерть. За пять лет до мученической кончины он написал: «Многие из нас предназначены, быть может, быть искупительными жертвами, и надо, таким образом, думать более не о том, чтобы получить возможность жить где-либо в городе, а о граде грядущем, где все наше земное со всеми скорбями и невзгодами только путь и дверь». 24 февраля 1937 г. он был вновь арестован и обвинен в организации из ссыльного и местного духовенства «контрреволюционной группы «Священная дружина»». Содержался в тюрьме в Сыктывкаре. 13 сентября Особой тройкой УНКВД Коми АССР был приговорен к расстрелу. Расстрелян 15 сентября 1937 года в Сыктывкаре. На месте расстрела и захоронения еп. Германа в настоящее время находится городской аэропорт. Имя епископа Германа (Ряшенцева) включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода 6 октября 2001 г.

Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author