petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Святая мученица Дороѳея. Благотворность мысли о жизни вѣчной

Авторъ: протоiерей Григорій Дьяченко                  

I. Въ то время, когда св. Дороѳею, память коей совершается нынѣ, вели на мѣсто казни, — одинъ изъ мучителей, по имени Ѳеофилъ, съ насмѣшкою сказалъ ей: «Невѣста Христова, пришли мнѣ яблоковъ и цвѣтовъ изъ рая жениха твоего Христа!» Св. мученица, нимало не смутившись отъ словъ его, съ твердою вѣрою въ помощь Божію, сказала: «Непремѣнно пришлю!» и продолжала итти на мѣсто посѣченія. Здѣсь она начала молиться Богу, какъ вдругъ явился ей Ангелъ и предложилъ ей три яблока и три цвѣтка. Св. Дороѳея просила его отнести яблоки и цвѣты Ѳеофилу, а сама преклонила голову подъ мечъ. Ѳеофилъ получилъ яблоки и цвѣты и, зная, что въ то время была зима и, слѣдовательно, нельзя было достать естественныхъ плодовъ, позналъ силу истиннаго Бога, исповѣдалъ себя христіаниномъ, былъ мучимъ и наконецъ усѣченъ мечемъ. II. Такъ благотворна оказалась мыслъ о вѣчной жизни послѣ смерти человѣка: грубый язычникъ Ѳеофилъ былъ покоренъ этою мыслію святой вѣрѣ и крестился, несмотря на предстоявшую ему смерть за свою вѣру. а) Мысль о вѣчности всегда производила великое дѣйствіе: она воодушевляла мучениковъ и дѣлала для нихъ не страшными самыя лютыя страданія; она затворяла въ пустыни подвижниковъ и доводила ихъ до подвиговъ самоотверженія нечеловѣческаго; она останавливала даже закоренѣлыхъ грѣшниковъ на пути беззаконія и подавала имъ мужество сразиться съ своими страстями. И для насъ мысль о вѣчности имѣетъ благотворныя послѣдствія.

б) Все временное, какъ бы оно ни казалось важнымъ, есть яко ничто въ сравненіи съ вѣчностію. Слава, честь, достоинства, титулы и отличія — ничто; ибо они въ часъ смерти спадутъ съ насъ, какъ падаютъ теперь листья съ деревъ. — Богатства, стяжанія, домы, вертограды, — ничто; ибо изъ всего этого ничего не пойдетъ за нами — въ вѣчность, все достанется другимъ, можетъ быть, даже врагамъ нашимъ, и употребится противъ нашихъ желаній и намѣреній. Самыя горести и бѣдствія, отъ коихъ мы въ этой жизни плакали, роптали, не знали, гдѣ найти мѣста — ничто; ибо въ часъ смерти они явятся, якоже небывшія. в) Существенно важно то, что можетъ прейти въ другой міръ. Пусть что-либо не имѣетъ никакой важности для временнаго пребыванія моего на землѣ, пусть даже вредитъ ему; но если оно окажетъ для меня благотворное дѣйствіе въ вѣчности, то я буду дорожить имъ, какъ сокровищемъ, употреблю на пріобрѣтеніе его всѣ силы и средства. г) Не должно, забывая вѣчное, предаваться временному и тлѣнному. Нѣтъ, что ни буду я дѣлать на землѣ, никогда не буду дѣлать для одной земли, а всегда буду имѣть въ виду небо и вѣчность. Срѣтитъ ли меня счастіе, — я воспользуюсь дарами его для служенія Богу и человѣчеству, для искупленія грѣховъ моихъ дѣлами состраданія и помощи бѣдствующимъ собратіямъ моимъ. Постигнутъ ли меня искушенія, — я перенесу ихъ въ духѣ смиренія и преданности, обращая скорбь и слезы мои на пользу душѣ моей. III. Итакъ, возбудимся отъ пагубнаго нечувствія! Довольно мы служили и работали міру суетному; время послужить и поработать Богу и Спасителю нашему. Довольно погубили мы талантовъ, намъ данныхъ, на причиненіе вреда душѣ и совѣсти своей; часъ уже начать думать о покаяніи и возвращеніи въ домъ отеческій. Пойдемъ же въ домы свои съ тѣмъ, чтобы не жить такъ, какъ жили или паче убивали себя прежде; пойдемъ и начнемъ, при помощи Божіей, устраивать вѣчный храмъ души своей, который теперь лежитъ въ развалинахъ, дабы мы обрѣли мѣсто покоища, подобающаго тѣмъ, кои добрѣ потрудились во времени для вѣчности, а не мѣсто печали и воздыханія, ожидающее грѣшниковъ нераскаянныхъ. Аминь. (Сост. по пропов. Иннокентія, арх. Херсонскаго и Таврическаго. Т. II. С. 341347).

Tags: духовные наставления, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author