petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Сретение Господне (Лк. 2, 22‒39)

Автор: Архиепископ Аверкий Таушев

В храме при принесении Богоматерью выкупа и жертвы находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший утехи Израилевой, т. е. обещанного Богом Мессии, явление Которого должно было принести утешение Израилю (см. Ис. 40, 1). Евангелист не сообщает о нем больше никаких данных, кроме того, что ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не сподобится узреть ожидаемой им утехи, т. е. Христа Господня. Однако древнее предание говорит, что Симеон был одним из семидесяти двух старцев, которые по поручению египетского царя Птолемея переводили священные книги Ветхого Завета с древнееврейского языка на греческий. Ему пришлось переводить книгу пророка Исайи, и он усомнился в пророчестве о рождении Еммануила от Девы (см. Ис. 7, 14); тогда явился ему Ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнение этого пророчества. По внушению Духа Божия, он пришел в храм, очевидно туда, где был жертвенник всесожжения, и узнал в Принесенном Пресвятою Девою Младенца Мессию-Христа. Он взял Его в объятия свои, и из уст его излилась вдохновенная молитва – благодарность Богу за то, что Он сподобил его узреть в лице этого Младенца спасение, уготованное для человечества: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, говорил он: теперь, с этой минуты, порвалась связь, привязывавшая меня к жизни, и Ты, Владыко, отпускаешь меня из этой жизни в другую новую жизнь, по глаголу Твоему, по предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом, с миром, с полным духовным спокойствием, яко видесте очи мои спасение Твое, спасение, обещанное Тобою миру чрез Искупителя-Мессию, Которого я имею теперь великое счастие видеть перед собой, еже еси уготовал пред лицем всех людей, не только для евреев, но и для всех народов. Это спасение есть Свет во откровение (к просвещению) языком (язычников) и слава людей (народа) Божия Израиля, как вышедшая из его среды.

Иосиф и Матерь Божественного Младенца дивились, вероятно, тому, что везде находились люди, которым Бог открывал тайну о Сем Младенце. Возвращая Младенца Матери и благословив Ее и Иосифа, по праву глубокого старца, на котором очевидно почивал Дух Святый, Симеон в пророческом вдохновении предрекает, что Младенец Сей будет предметом споров и пререканий между последователями Его и врагами, яко да открыются от многих сердец помышления, т. е. в зависимости от разного отношения людей к этому Младенцу обнаружатся их сердечные расположения, настроения души. Кто любит истину и стремится творить волю Божию, тот уверует во Христа, а кто любит зло и творит дела тьмы, тот возненавидит Христа и будет, для оправдания своей злобы против Него, всячески клеветать на Него, что и исполнилось уже на примере книжников и фарисеев, исполняется и до сего времени на всех безбожниках и христоненавистниках. Для уверовавших в Него Он лежит на востание, т. е. на вечное спасение, для не уверовавших, ожесточившихся против Него, Он лежит на падение, т. е. на вечное их осуждение, на вечную погибель. Симеон прозревает духом и те страдания, которые придется претерпеть Его Пречистой Матери в результате этих человеческих пререканий о Ее Божественном Сыне. И Тебе же Самой душу пройдет оружие. Присутствовала при этом и Анна, дщерь Фануилева, которую Евангелист называет пророчицей, по особенному действию Духа Божия в ней и по дару вдохновенной речи, которым она обладала. Евангелист очевидно похваляет ее, как честную вдовицу, посвятившую себя Богу, после того, как она прожила с мужем всего 7 лет, и дожила до 84-летнего возраста, не отходя от храма, постом и молитвами служаще день и нощь. И она, подобно Симеону, славила Господа и говорила, видимо, в пророческом вдохновении о Младенце нечто подобное тому, что и Симеон, всем, ожидающим избавления во Иерусалиме, т. е. ждавшим пришествия Мессии. Евангелист говорит далее, что, исполнив все по закону, они возвратились в Галилею, во град свой Назарет. Здесь он опускает все то, что последовало за Сретением, и несомненно потому, что об этом подробно повествует св. Матфей: поклонение волхвов в Вифлееме, бегство святого семейства в Египет, избиение младенцев Иродом и возвращение святого семейства из Египта после его смерти. Подобный способ сокращений в повествовании мы часто находим у писателей священных книг.

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author