petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Апостол на Сретение Господне: Евр., 316 зач., 7, 7‒17

Авторы: Блаженный Феофилакт Болгарский; блаженный Феодорит Кирский; архиепископ Аверкий Таушев

Вся седьмая глава посвящена раскрытию учения о Господе Исусе Христе, как о Первосвященнике по чину Мелхиседека. Апостол указывает на такую черту, превозносящую Мелхиседека над Авраамом. Это то, что он не имел никакого племенного родства с Авраамом и, следовательно, последний не мог считать себя обязанным уделять ему десятину от своих имуществ, как уделяли евреи своим священникам из колена Левиина. И, наконец, еще одна примечательная черта: имущаго обетования благослови(л), то есть Авраама. Без всякаго же прекословия меншее от болшаго благословляется (ст. 7). Авраам сам имел великие обетования от Бога и был родоначальником избранного народа Божия и вместе с тем и последующего левитского священства, а между тем Мелхиседек благословил его. Отсюда естественный вывод, что Мелхиседек был выше Авраама с происшедшим от него левитским священством. «Мелхиседек благословил столь великого Авраама» (блаженный Феофилакт). «Неоспоримо и крайне несомненно, что обыкновенно большие благословляют меньших» (блаженный Феодорит), «благословляющий выше благословляемого. Следовательно, и Мелхиседек, прообраз Христа, выше патриарха» (блаженный Феофилакт). И зде убо, «то есть в законе, получающие десятины умирают: десятины человецы умирающе (смертные) приемлют: (а) тамо же, то есть в случае с Мелхиседеком, получил десятины тот, о котором свидетельствует Писание: свидетельствуемыи (имеющий о себе свидетельство), яко жив есть ‒ другое рассуждение, доказывающее, что Мелхиседек выше священников закона. Что же касается того, что Мелхиседек вечно жив, то это понимай так же, как и выше было сказано, то есть что в Писании не упоминается о смерти его. Что левиты умирают, а Мелхиседек живет, некоторые понимают так, что образ священства левитского стал мертвым, ибо сделался недействительным, образ же священства Мелхиседека, или жизни по Христу, живет и пребывает, и будет существовать вечно» (блаженный Феофилакт).

И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. Здесь апостол Павел делает естественное заключение, что в лице Авраама, сам Левий и все его потомство — ветхозаветное священство — признало себя подчиненным Мелхиседеку, как священнику с непреходящим, вечным достоинством. Из всего вышесказанного апостол делает вывод о превосходящих особенностях священства Мелхиседекова, осуществившихся в лице Иисуса Христа, и раскрывает превосходство священства Христова по чину Мелхиседека перед несовершенным левитским священством. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. В этих стихах он высказывает общее соображение, что самое предвозвещение нового священства по чину Мелхиседека при прежнем левитском священстве по чину Ааронову уже предуказано, что последнее, как несовершенное, будет некогда заменено первым, как более совершенным, а потому и самый закон ветхозаветный, как связанный с аароновым священством, будет изменен. Далее апостол раскрывает, как осуществилась эта замена одного священства другим: Господь Иисус Христос воссиял не из священнического колена (Левиина), а Иудина, как и Мелхиседек был чужд рода Авраамова: Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной (ст. 13‒15); Господь Иисус Христос священник не по закону заповеди плотской, то есть священство его не наследственно, как было это в Левиином колене, и Он — Священник во век по чину Мелхиседека: Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (ст. 16‒17).

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author