petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Вторник седмицы 12-й по Пятидесятнице: Мк., 3 зач., 1, 16‒22. Чтимые святые

Евангельское чтение вторника (Мк. 1, 16‒22). Текст по Острожской Библии 1581 года (в скобках синодальный соременный русский перевод): (В то время Исус про)Ходя́ же при́ мори Галиле́йстѣмъ (близ моря Галилейского), (у)ви́дѣ(л) Си́мона, и Андре́я, бра́та того́ Си́мона, вмета́юща мре́жа (закидывающих сети) въ мо́ре, бѣ́ста бо ры́баря (ибо они были рыболовы). И рече́ и́ма Iсу́съ: прiидѣ́та въ слѣ́дъ Mене́, и сотворю́ ва́съ бы́ти (идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете) ловца́(ми) человѣ́комъ. И а́бiе (они тотчас) оста́вльша мре́жа (оставив сети) своя́, по Не́мъ идо́ста (за Ним последовали). И преше́дъ ма́ло (пройдя немного) от­ту́ду, узрѣ́(л) Iа́кова Зеведе́ова, и Iоа́н­на бра́та его́, и та́ въ корабли́ стро́яща мре́жа (починивающих сети), и а́бiе воз­зва́ я́ (тотчас призвал их). И оста́вльше (оставив) отца́ сво­его́ Зеведе́я въ корабли́ съ нае́мникы (в лодке с работниками), по Не́мъ идо́ста (за Ним последовали). И внидо́ша (приходят) въ Капернау́мъ, и а́бiе (вскоре) въ субо́ты в­ше́дъ въ со́нмище, уча́­ше (вошел Он в синагогу и учил). И дивля́хуся (дивились) о уче́нiи Его́, бѣ́ бо учá и́хъ я́ко вла́сть имы́, и не я́ко кни́жницы (ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники). Жития святых начинают читать на 45-й минуте записи (44:54)




Авторы: святитель Феофан Затворник (22:48); блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский (24:41); протоиерей Александр Шаргунов (27:01) и др.


Святитель Феофан Затворник: Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники (Мк. 1: 22). Эта власть – не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать.

Это дар Божий, стяжеваемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностию, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский: Текст по Чудовской рукописи Нового Завета (предположительно 1355 года): Ходя́ же при́ мори Галиле́йстѣмъ, ви́дѣ Си́мона, и Андре́я, бра́та его́, мечюща мре́жа въ мо́ре, бѣ́ста бо рыбаря. И рече́ и́ма Iсу́съ, грядита въ слѣ́дъ Mене́, и створю́ ва́съ бы́ти ловца́ человѣ́комъ. И а́бiе оста́вльше мре́жа своя́, послѣ́доваста Ему. И преше́дъ от­ту́ду ма́ло, видѣ́ Iа́кова Зеведе́ова, и Iоа́н­на бра́та его́, и та́ въ корабли́ устраяюща мре́жа, и а́бiе во­зва́ я́. И оста́вльше отца́ сво­его́ Зеведе́а въ корабли́ съ нае́мники, идо́ша вслѣ́дъ Его. Петр и Андрей сначала были учениками Предотечи, а когда увидели свидетельствованного Иоанном Исуса, то присоединились к Нему. Потом, когда Иоанн был предан, они со скорбью перешли опять к своему прежнему занятию. Итак, Христос призывает их теперь во второй раз, ибо настоящее призывание есть уже второе. Заметь, что они питались от своих праведных трудов, а не от неправедных занятий. Такие люди стоили того, чтобы быть первыми учениками Христа. Тотчас бросив бывшее у них в руках, они пошли вслед за Ним; ибо не должно медлить, а должно тотчас же последовать. После сих уловляет Иакова и Иоанна. И эти, хотя сами были бедны, однако, пропитывали престарелого отца своего. Но они оставили отца не потому, что оставлять родителей доброе дело, но потому, что он хотел воспрепятствовать им последовать Господу. Так и ты, когда родители будут препятствовать тебе, оставь их и последуй Благому. Видно, Зеведей не веровал, но мать сих апостолов веровала и, когда умер Зеведей, также последовала Господу. Приметь же и сие, что прежде призывается деяние, а потом созерцание, ибо Петр есть образ деяния, потому что был пламенного характера и всегда предупреждал других, что свойственно деянию, Иоанн, напротив, представляет в себе созерцание, ибо был богослов по превосходству. И входятъ въ Капернау́мъ, и а́бiе въ субо́ты в­ше́дъ въ со́нмище, уча́­ше. И ужасахуся о уче́нiи Его́, бѣ́ бо учá я́ я́ко вла́сть имы́и, а не я́ко кни́жницы. Откуда пришли в Капернаум? Из Назарета, и притом в день субботний. Когда обыкновенно собирались для чтения закона, тогда пришел учить и Христос. Ибо и Закон для того повелевал праздновать субботу, чтобы люди занимались чтением, собираясь для сего вместе. Учил же Господь обличительно, а не льстиво, как фарисеи: убеждал делать добро, а непокорным угрожал мучением. Протоиерей Александр Шаргунов: Проповедуя, Христос призывает первых Своих учеников. У Христа будут последователи. Если Он открывает на земле школу святости — святую Церковь — у Него будут учащиеся. Если Он поднимает Свое знамя, у Него будут воины. Если Он проповедует, будут те, кто восприимет Отчий глас: «Того послушайте». Избранные Господом для утверждения Его Царства были немощные и смиренные рабы Божии. Он не призвал их из великого Синедриона или из школ раввинов, но встретил их среди будничных забот — бедных рыбаков у моря Галилейского. Хотя Христос не нуждается в человеческой помощи, Он обращается к ней для утверждения Своего Царства. Он воздает честь тем, кто усердны в своем труде и относятся друг ко другу с любовью. Таковыми были призванные Христом. Он застал их за работой, и они работали вместе. Усердие и стремление жить в любви и согласии угодны Господу — там Его благословение. Своими словами и делами Господь с самого начала открывает, что Он — Мессия, Христос. Постепенно они будут узнавать Его таковым. Он будет говорить и творить дела среди свидетелей, которые должны будут рассказать другим то, что им открылось. Симон, один из первых, кого Господь призывает следовать за Ним, — тот, кто сможет сказать: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». Некоторые не могут понять, почему так мгновенно, «тотчас», Симон и Андрей, Иаков и Иоанн принимают решение. Разве выбор, на котором должна строиться жизнь, следует делать не по зрелом размышлении? Вполне возможно, что Симон и его товарищи задолго до этой встречи знали Господа. Но самое драгоценное, что открывается нам в этом событии, — их радостная решимость следовать за Христом. Это повествование о призвании апостолов перекликается со всеми подобными призваниями, описанными в Священном Писании и в житиях святых. Господь видит Своего будущего ученика, Он призывает его. Призванный являет послушание этому зову — встав, оставив то, что он намеревался делать, — и следует за Господом. Так происходит с Симоном и Андреем, и затем с Иаковом и Иоанном. Мы ничего не слышим о душевном или духовном созревании будущего ученика. Но неизменно выделяются две черты у всякого, кто решает посвятить свою жизнь служению Царства Божия. Во-первых, он остается тем же, кем был до этого, но с новым призванием. Те, кто всю жизнь ловил рыбу, становятся «ловцами человеков». И, во-вторых, на задний план отступает все, что может стать препятствием для нового служения, вплоть до полного разрыва с прошлым, если необходимо. Симон и Андрей оставляют свои сети. Иаков и Иоанн оставляют свою семью и товарищей по работе. Они избирают такую свободу, которая позволит им посвятить себя полностью их новой задаче. У всякого призвания своя история, замечательная своими неповторимыми особенностями. Но общее всегда одно: остаться самим собой, все более освобождаясь от всего, что несовместимо с новым даром. И идти за Христом, куда бы Он ни пошел, исполняя свой долг. Дело служителей Христовых — ловля душ и приведение их ко Господу. «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море, — говорит Христос, — и захватившему рыб всякого рода». Некоторые рыбы пойманы — спасенные души приведены на берег, где их ждет воскресший Христос, но несравненно большее число рыб уплыло. Однако если сети окажутся и совсем пустыми, мы все равно должны продолжать трудиться. Когда Христос прибыл в Капернаум, Он вошел в субботу в синагогу, и тотчас приступил к проповеди. Мы дорожили бы каждым часом, если бы знали, какая большая работа нам предстоит и как мало у нас времени. С самого начала Господь показывает, что заповедь о почитании праздничных дней — одна из главных в нашей жизни, и мы должны освящать эти дни совместной молитвой и слушанием слова Божия. «И дивились Его ученики, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». Самые правильные слова могут быть фальшивыми, если они не исходят из сердца. Как отличалось слово Христово от всего, что обыкновенно произносилось здесь! Христос говорит как власть имеющий не только над внешними поступками, но над сокровенными мыслями каждого человека. В руке Его дыхание наше. Изумляемся ли мы слову Его, когда сегодня Он говорит в наших храмах? Невозможно по-настоящему услышать слово Христово, не имея решимости стать Христовым учеником, и по слову Его переменить свою жизнь.

Tags: Евангелие дня, святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author