petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 7 сентября (25 августа)

Автор: святитель Николай Сербский, епископ Охридский

1. Апостол Варфоломей [В РПЦ в этот день чествуется: перенесение мощей апостола Варфоломея].  В этот день совершается память перенесения мощей святого Варфоломея, тогда как главный его праздник — 11 июня. Когда сей великий Апостол бал распят на кресте в Албанополе Армянском, христиане сняли его тело и с честью положили в свинцовый ковчег. Но так как на гробнице Апостола совершались многочисленные чудеса, особенно исцеления больных, благодаря чему возрастало число христиан, то язычники взяли ковчег с мощами святого Варфоломея и бросили его в море. Одновременно в морскую пучину были ввержены ковчеги с мощами еще четырех мучеников: Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Однако, по Божию Промыслу, ковчеги не утонули, но носимые волнами доплыли: Акакиев — в город Аскалус, Григориев — в Калабрию, Лукианов — в Мессину, Папианов — на другой берег Сицилии, Варфоломеев же — на Липарские острова. По некоему таинственному откровению, липарский епископ Агафон узнал о приближении к островам мощей святого апостола Варфоломея. Вместе с клиром и народом вышел он на берег и встретил ковчег с великой радостью. В тот день у мощей сего святого Апостола совершились многочисленные исцеления больных. Мощи были положены в храме, посвященном его имени, и почивали там до времени правления царя Феофила-иконоборца (около 839 года). Поскольку в ту пору Липарским островам стали угрожать мусульмане, то мощи святого Варфоломея были перенесены в город Беневент. Так Господь прославил Своего Апостола чудесами и при жизни, и по смерти.
2. Апостол от 70-ти Тит, епископ Критский. Один из семидесяти Апостолов. Родился на Крите и был вскормлен греческой философией и поэзией. Приняв повеление во сне [найти и прочесть ветхозаветные книги], Тит отыскал книгу святого пророка Исайи. Прочитав ее, он усомнился в эллинской мудрости. Услышав о Господе Исусе Христе, Тит вместе с некоторыми критянами пришел в Иерусалим, лично слушал слова Спасителя и видел Его могучие дела. Всем своим юным сердцем прилепился он ко Христу. В дальнейшем был он крещен апостолом Павлом, которому, как сын отцу, послужил в деле евангельской проповеди. Павел настолько любил Тита, что называл его то сыном (Тит. 1: 4), то братом (2 Кор. 12: 18). Тит много путешествовал с этим великим Апостолом языков и принял от него рукоположение во епископа Критского. При страданиях Павла в Риме присутствовал и Тит, который с честью похоронил тело своего учителя и духовного отца. После сего вернулся он на Крит, где с большим успехом крестил язычников и мудро управлял Божией Церковью до глубокой старости. Упокоился на 94-м году своей жизни. 3. Святители Варсис и Евлогий, епископы Едесские, и Протоген исповедник, епископ Каррийский. Много [по]страдали за православную веру, томясь в темницах и ссылках в правление царя Валента, сторонника арианской ереси. Получили свободу при воцарении императора Феодосия Великого. 4. Святитель Мина, патриарх Цареградский. Мудро управлял Церковью с 536 по 552 год. До этого был начальником приюта святого Сампсона для [людей] бедных и убогих. При его рукоположении во епископа присутствовал и папа Агапит, прибывший тогда в Царьград с целью опровержения взглядов и низвержения патриарха-еретика Анфима. Рассказывают, что в правление сего патриарха Мины в Царьграде произошло следующее чудо: некий еврейский мальчик пришел вместе со своими христианскими сверстниками в церковь и, следуя их примеру, причастился Святых Христовых Тайн. Отец этого мальчика, занимавшийся выплавкой стекла, узнав о поступке сына, схватил его и бросил в раскаленную печь, приготовленную для обжига стеклянных изделий. Три дня и три ночи мальчик пребывал в этой печи с закрытой заслонкой. Когда же печь отворили, то нашли его живым и здоровым, ибо хранил его Божий Промысл.
5. Стихотворение
Лишь ум незрелый баснями себя блажит,
Но кто взыскует правды, тому вся ложь претит.
Тит-девственник на Крите оскверненном проживал,
Но истину небесную и день и ночь искал.
Он жаждал чистоты и в Палестину путь управил,
Узрел Господень лик — и басни смутные оставил.
Христос — вот истина, а путь к ней — только крест:
К святым высoтам он простерт из дольних мест.
И Тит, вступив на путь сей, также подвиги подъял
И духоносным сыном Павла доблестного стал.
Открылись ему тайны Божия домостроительства,
Труды понес он на стезях церковного учительства.
Нерон развратный Павла в Риме подло обезглавил,
Но Тит благого поприща и после не оставил.
На Павлову могучую молитву уповая,
На Крит вернулся, Церковь Христову созидая.
Господь его небесной силой щедро наделил:
Языческих кумиров апостол сокрушил.
Оставили критяне мрак тлетворный заблуждения
И во Христе воскресшем познали путь спасения.
6. Рассуждение. Сверхчеловеческая отвага, готовность перенести все мучения и добровольное умирание за Христа наших христианских предков наводило страх на их истязателей. Царь Максимиан, свирепый и безжалостный гонитель христиан, приказал своему проконсулу в Антиохии отпустить святого Андрея Стратилата из темницы на свободу. Опасался он возмущения народа, почитавшего Андрея больше царя. Царь Валент приказал своему епарху в Едессе перебить всех христиан, выступавших против Ария. У епарха было больше сострадания к людям, чем у царя, и он тайно ночью сообщил христианам, чтобы на следующий день не выходили они из города в поле, где обычно совершали они богослужения (так как ариане захватили все храмы в городе), чтобы не погибнуть. Вопреки этому предостережению христиане утром весело вышли в поле, радуясь тому, что пострадают за правую веру. Епарх же, выйдя с воинами из предместий, встретил одну женщину-христианку с ребенком на руках, спешащую мимо них в поле. Он спросил ее: «Неужели ты не слышала, что придет туда епарх с воинами и истребит всех, кого только найдет?» Женщина ответила ему: «Конечно слышала. Как раз поэтому и спешу я туда, чтобы умереть за Христа вкупе со всеми остальными». Тогда епарх спросил ее: «А для чего несешь ты с собой это дитя?» Женщина ответила: «Хочу я, чтобы и мой ребенок вместе со мной сподобился мученичества». Услышав и увидев сие, епарх, устрашенный, вернулся назад и известил царя. Тогда и царь весьма устрашился и отменил свое повеление о кровавой расправе над христианами. 7. Созерцание. [Давыд и Саул в пещере (1 Цар. глава 24); Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга; 1568 – 1576 гг.] Да созерцаю необычайное великодушие Давыда (1Цар. гл. 24), а именно: 1) как Саул, преследуя Давыда, вошел по неведению в пещеру, в которой находился и Давыд со своей дружиной; 2) как преданные Давыду люди понуждали его убить Саула, но Давыд этого не сделал; 3) как Давыд крикнул Саулу: Да рассудит Господь между мною и тобою! 8. Проповедь об открытой темнице и освещенном мраке. Глаго́люща су́щымъ во у́захъ: изыди́те, и су́щымъ во тмѣ́: откры́йтеся. На всѣ́хъ путе́хъ пасти́ся бу́дутъ, и на всѣ́хъ стезя́хъ па́жить и́хъ (Ис. 49: 9). Кто больший узник, нежели связанный грехами? Есть ли вящий мрак, нежели мрак греха, смерти и ада? Кто может разрешить от греха? Только Бог, — это признавали даже сами книжники и фарисеи (Мк. 2: 7). Христос многих разрешил от греха, соделав их свободными и здоровыми. Итак, если только Бог может освобождать узников от оков и пут греха, то почему иудеи не признали Его Богом? Потому что и они были связаны грехом, так что не могли до конца логически рассуждать и не позволили Господу освободить и их самих от уз греха. Посмотрите, в какое безумие впадают иудейские мудрецы: с одной стороны, они утверждают, что только Бог способен разрешать людей от греха, а с другой — обвиняют Христа, что Он якобы действует с помощью диавола! Но ведь диавол — это тот, кто связывает людей грехом. Как тогда может он разрешать? Дьявол — тот, кто губит человека; как же тогда может он его спасать? Там, где бесы, там и темница: грех, и всякая смерть, и ад. Только Христос обладал могуществом [ни с чем] не сравнимой Божественной силой изводить из этой темницы и спасать человеческие души. Чадо, прощаются тебе грехи! Юноша, встань! Лазарь, иди вон! Своим могучим словом разрывал он узы грешников и выводил мертвых на свет жизни. Своим сошествием в ад разрушил Он престол сатаны и освободил души праведников. Своим воскресением Он во всей полноте и совершенстве раскрыл Свою неодолимую власть над всеми диавольскими узами, над всеми кознями преисподней и над последним врагом — [над] смертью! О Господи, Победитель бесов, Освободитель от греха, воскрешающий мертвых, Тебе кланяемся и Тебе молимся: освободи нас, воскреси нас и благослови нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author